Полифункциальность и трансформируемость игровой среды в группах детей раннего возраста.
проект (младшая группа) на тему
Проект разработан на базе МКДОУ детского сада "Веснушки" с группой детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
. Полифункциальность и трансформируемость игровой среды в группах детей раннего возраста. | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Автор. Скупкина Юлия Александровна, воспитатель МКДОУ детского сада «Веснушки», высшее педагогическое образование (2013г.), педагогический стаж - 1,5 года, молодой специалист.
Тема. Полифункциальность и трансформируемость игровой среды в группах детей раннего возраста.
Проблема.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
На основе анализа существующих условий для развития детей в ДОУ нами были определены следующие проблемы развития предметно-развивающей среды:
- несоответствие между темпом совершенствования предметно-развивающей среды в ДОУ и темпом развития предметной среды современного общества;
- предметно-пространственная среда чаще всего статична, не мобильна;
- дети не принимают участие в проектировании и изменении среды; воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;
- оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
- ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений).
В группах раннего возраста наблюдается ещё одна проблема. Большая часть детей хорошо адаптирована к посещению ДОУ, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми, наблюдается овладение игровыми действиями и проявление самостоятельности в выборе игры. Для таких малышей требуется постоянная сменяемость игровой атрибутики, игровой ситуации в целом. В то же время в течение года поступают новые дети, которые тяжело реагируют даже на малейшие изменения окружающего их игрового пространства, не ориентируются при смене расположения игрушек.
Актуальность проекта.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начались перемены, которые требуют от педагогов коренных изменений в подходах к теории и практике создания предметно-развивающей среды на современном этапе.
Стандартом обозначены целевые ориентиры к завершению дошкольного образования, а именно, ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда должна
- стимулировать коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
- зависеть от возрастной специфики его развития.
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считая, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
ФГОС ДО определяет основные требования, в том числе и к предметно-развивающей среде: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Именно реализация принципов полифункциональности и трансформируемости открывает перед детьми множество возможностей для самореализации, проявления индивидуальности, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.
Актуальность реализации принципов полифункциональности и трансформируемости игровой среды в раннем возрасте объясняется несколькими позициями:
- ранний возраст является сензитивным периодом в развитии предметных действий, действий с предметами – заместителями и зарождения ролевой игры;
- познавательная активность, интерес к деятельности, внимание к одному и тому же объекту обеспечивается вариативным использованием этого объекта, через изменение игровой среды, игровую мотивацию к любой организованной деятельности.
Цель. Разработка модели предметно-развивающей среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании (принципов трансформируемости и полифункциональности).
Задачи.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- оценить состояние предметно – развивающей среды в группе для определения дефицитных зон;
- разработать систему мероприятий, способствующих эффективности процесса организации и обновления предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС;
- создать в группе атмосферу эмоционального комфорта; условия для физического развития, творческого самовыражения, проявления познавательной активности детей раннего возраста;
- приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы;
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
Идея проекта.
Каждый компонент предметно-развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда должна давать возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога.
Основополагающие понятия.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в ДОУ с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, контингента воспитанников, периода обучения, образовательной программы.
Тип проекта.
Исследовательский, практико-ориентированный
Участники проекта. Педагоги группы раннего возраста № 5, воспитанники данной группы и их родители (законные представители)
Сроки проекта. 12.01.2015г. по 31.05.2015 г
Ресурсное обеспечение.
Информационное:
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.
Материальное:
- мебель группы раннего возраста;
- игрушки;
- мягкие модули;
- ширмы – перегородки;
- мольберты;
- дидактический материал;
- бросовый и природный материалы.
Кадровое:
-
Финансовое:
-
Этапы проекта.
I этап – подготовительный: 12.01.2015 – 01.02.2015.
- Формирование проблемы, цели, задач проекта.
- Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформления и создания предметной развивающей среды.
- Мониторинг предметно-развивающей среды группы.
- Разработка основных направлений по реорганизации игровой среды в соответствии с принципами трансформируемости и полифункциональности.
II этап – внедренческий: 01.02.2015 – 01.05.2015. Практическая реализация проекта.
III этап – обобщающий: 01.05.2015 – 31.05.2015.
- Подведение итогов. Оформление материалов по проекту.
- Планирование дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты
для педагогов:
- повышение уровня компетентности в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в группе;
- овладение умением проектировать и реализовать модель организации предметно-развивающей среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач образовательной программы;
- обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в группах раннего возраста и обеспечение преемственности с дошкольными группами;
для воспитанников:
- сохранность здоровья детей;
- обеспечение социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
- уровень и качество обучения;
- уровень сформированности у воспитанников первоначальных компетентностей.
Риски проекта.
Предполагаемые трудности | Пути преодоления |
Отсутствие целенаправленного процесса в организации предметно-развивающей среды | Разработать основные направления по использованию полифункциональных и трансформируемых материалов в зависимости от тематических недель |
Отсутствие взаимосвязи с другими специалистами (муз.руководитель, инструктор по физкультуре) | Наладить взаимосвязь с др. педагогами по совместной практической реализации вопроса организации предметно-развивающей среды |
Недостаточная материально-техническая база | Привлечение родителей, использование атрибутов и пособий других групп и ДОУ |
Несогласованность педагогов группы и нежелание участвовать в организации предметно-развивающей среды | Разъяснительная работа в коллективе, привлечение специалистов в целях повышения компетентности по данному вопросу. |
Реализация проекта.
Первый этап нашей деятельности был направлен на изучение требований к организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, выявление ряда базовых компонентов, которые должны быть включены в развивающую среду, проектирование предметно – развивающей среды в группе раннего возраста.
При создании предметно – развивающей среды нашей группы мы учитывали рекомендации психологов и педагогов:
- развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения;
- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других;
- обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука»), его росту и предметному миру взрослых.
Иначе говоря, решается задача создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; создается возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми.
Рассматривая развивающую функцию предметной среды, ведущим для себя принципом мы определили принцип сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, внедрение технологий в целях индивидуализации образования.
Также, при реализации проектирования предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы её построения:
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Условно всё пространство группы делится на три основные части: учебная (обеденная) зона (здесь же организуются и настольно-печатные игры, игры с сенсорными материалами), пространство для двигательных игр (игры с машинами, крупным строительным материалом, спортивным инвентарём, каталки и т.д.), зона для развёртывания сюжетно-ролевой и строительной игры. Такое распределение игровых материалов по видам детской деятельности обеспечивает выбор занятия по интересам и позволяет действовать самостоятельно или включаться во взаимодействие с другими.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе имеются куклы, коляски, наряды и украшения для девочек (юбки, фартучки, шляпки, бусы). В большом наличии технические игрушки, машины, одежда и др. атрибуты для мальчиков (фуражки, рули).
Принцип учета возрастных особенностей ребёнка отражает наличие уголков ряженья, уединения, наличие свободного пространства для движения, наличие крупногабаритных игрушек и т.д.
Принцип дистанции - организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов.
Главными условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды мы видим творчество, талант и фантазию педагогов. Идеи педагогов по организации предметной среды позволяют сделать каждую возрастную группу неповторимой, отличной от других, и тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.
В нашей группе для эффективной организации двигательной активности мебель, в основном, размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей столы можно раздвинуть, остаётся максимальное пространство для движения. В спальной тоже высвобождено место для игровой активности детей. Мы стараемся эффективно использовать всё пространство групп, творчески подходить к этому, размещая модули, игровые панели.
Созданы условия для сюжетно – ролевой игры, тем более что в ней реализуются задачи практически всех образовательных областей. Игра – средство адаптации, привыкания к окружающей обстановке, к детскому сообществу, снятия психологического напряжения. Это единственная деятельность, в которой младший дошкольник может быть субъектом деятельности. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения.
Мы учитывали мнение Г.Н. Любимовой, С.Л. Новоселовой. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства мало-функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- исходить из антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей определенного возраста.
Мы изучили возможности для реализации принципов полифункциональности и трансформируемости и отметили, что среда в группе, в основном, статична. Недостаток свободного пространства не дает возможности кардинально изменять игровую ситуацию. Образовательные задачи реализуем в одних и тех же условиях, нет возможности каждый раз переставлять мебель (стоит учитывать тяжесть предметов). Данную проблему приходилось решать с помощью игрушек: меняли их местонахождение, сами игрушки. Но мы обратили внимание, что данные принципы можно реализовать и по-другому.
Основной этап включал в себя реализацию проектирования предметно – развивающей среды в группе, прежде всего, учитывая принципы полифункциональности и трансформируемости.
Полифункциональность предусматривает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.
Первым шагом нашей работы стало пополнение игровой среды полифункциональными материалами. Ранее мы наблюдали стремление детей использовать имеющееся игровые пособия в различных вариантах, например, кирпичик – это строительный материал, мыло в сюжетной игре «Семья», телефон, когда очень хочется поговорить с мамой. Для развития и разнообразия действий детей с предметами – заместителями, мы стали проводить с малышами игры: «Угадай, что я делаю». «На что похоже», «Найди пару» (по ассоциации) и др. Такие игры способствовали тому, что дети стали более широко использовать игрушки в разных вариантах. Например, Арина – использовала кеглю вместо куклы, завернув её в одеяло, эту же кеглю Ксюша использовала как микрофон и пела в нее песни, Кира – разобрала пирамидку и палочку использовала как кость для собаки, Савелий и Алина, разбросав шарики из сухого бассейна, использовали их как ягоды и собирали в корзинки. Даниил, Ваня и Андрей – вместе сели в машину и каждый нашёл себе по рулю: кольца из кольцеброса, большое кольцо от пирамиды.
В игровой среде группы используются и бросовые материалы. Например, цветные бутылочки из-под йогуртов: это и кегли, и материал для сюжетных игр, и музыкальный инструмент (дети уже заметили, что звук отличается, если в бутылочку положить разные предметы), и микрофон, и молоток для ремонта машин. Палочки от мороженого можно и в машину загрузить, и узор из них выложить, и кашу в домике помешать. Пробки разные по размеру, цвету можно использовать и как дидактическое пособие, и в домике вместо посуды, а Ваня построил из них «настоящую» пирамидку. Мальчики очень полюбили детали от механизмов: магниты, циферблаты и т.д.
В настоящее время мы используем ограниченный круг бросового материала, который, прежде всего, отвечает требованиям безопасности: трубочки от ниток, крышки, пробки, пластиковые бутылки, салфетки, ватные диски, коробки и др. В дальнейшем возможно расширение его состава (более мелкий и с разными качественными характеристиками).
Природный материал в раннем возрасте используем, в основном, в организованной деятельности. Хотя уже сейчас внимание малышей привлекают гладкие речные камешки, шишки и жёлуди. Чаще всего они используют их в игре «Дом», в играх с машинами и в настольных играх. Пока такой материал мы предлагаем детям в ограниченном количестве, но в дальнейшем варианты использования будут расширяться.
На настоящем возрастном этапе мы показываем детям варианты применения бросовых и природных материалов, включаем их в организованную совместную деятельность взрослого с детьми.
Например, йогуртные стаканчики.
Варианты использования: раскладывание в разноцветные стаканчики бусинок соответствующего цвета, пуговиц по цвету, величине, форме; использование стаканчиков вместо посуды в игре «Поварята»; создание построек, башен, змеек; создание героев настольного театра.
Другой материал: пластиковые бутылки.
Варианты использования: кегли в двигательных играх; куклы, если их завернуть в одеяло; гантели, наполнив их водой; музыкальный инструмент и т.д.
Футляры из-под киндер-сюрпризов.
Варианты использования: развитие мелкой моторики - собрать грибы, ягоды, рассыпанные на полу; цыплята в сюжетно-ролевой игре «Курочка и цыплята»; рисование полосок — делаем пчел; продукты питания на детской кухне — конфеты, печенье, яйца.
Камни.
Варианты использования: рисование точек — превращение в божьих коровок, раскрашивание камней; игра «Большой — маленький», выкладывание дорожек; плоские камни, как тарелки для кукол, как блины на сковороде.
Песок.
Варианты использования: дидактические игры-упражнения: «Рисунок на песке», «Продолжи узор» с помощью пальчика или палочки; пересыпание из различных ёмкостей; сюжетные игры - «Построим дорожку», «Норки для мышки»; игры-забавы: «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Необыкновенные следы».
Шишки
Варианты использования: игровой самомассаж; развитие мелкой моторики — собери шишки в кузовок; игровые персонажи — ёжик, мышка, ёлочка т.д.
Мы решили не только располагать их в конкретных игровых зонах, но и создавать сундучки находок или нужных вещей. Дети не просто полюбили брать эти материалы, но и просто «копаться» в этих сундучках, рассматривать предметы, обследовать их.
Мы заметили, что многократное использование одного и того же пособия в игре приводит к снижению интереса детей. Зная правила игры, они уже заранее проигрываюи ситуации, не проявляя творчества и не прилагая усилий. Поэтому мы чаще стали использовать в совместной деятельности с малышам пособия, которые по своему использованию являются многофункциональными. Представляем несколько таким пособий.
«Волшебный кубик»
Представляет собой большой кубик, на каждой грани которого имеется прозрачный конверт, в который вставляются картинки. Варианты игр:
«Домашние животные»
Цель: учить находить правильное изображение (на верхней грани), выполнять задания (проговаривать текст, повторять движения), учить внимательно слушать и наблюдать, упражнять в звукоподражании голосам домашних животных, развивать речь детей, обогащать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к животным.
Описание: На каждой грани кубика вставлены картинки кошки, мышки, петушка, зайки, лисички, мышки.
Воспитатель показывает детям кубик и говорит, что он не простой, а волшебный — кубик умеет загадывать загадки. После этого кубик подбрасывается. Дети подбегают и называют животного, картинка которого находится на верхней грани. Дети вместе с воспитателем могут рассказать знакомое стихотворение про этого животного, рассказать о нём и др.
Далее выполняются подражательные движения (звукоподражание, движения) вслед за воспитателем. Все движения сопровождаются соответствующим текстом. Например: «Как зайка прыгает? Вот, какие молодцы! Какие резвые зайчата! Ой, ребята, кажется, крадется лиса... Покажем, как зайка спрятался под кусточком, задрожал… и т.д.». После этого кубик предлагается подбросить кому-то из детей и все действия повторяются с другим животным.
Варианты игры:
«Кто чем питается?»
«Найди предметы данного цвета»
«Найди такую же игрушку»
«Кто где живет?»
«Большой-маленький» и т.д.
«Сказочный домик»
Представляет собой настольную игру в виде домика с дверцами, которые заперты на различные замки и запоры. Варианты игр:
«Найди такую же игрушку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, поисковой деятельности, ориентировки в пространстве, мышления; совершенствовать умение слушать и понимать воспитателя, учить правильно называть игрушку, активизировать словарь по теме.
Описание:
Воспитатель показывает детям домик с дверцами. Чтобы узнать, что находится за ними, нужно открыть волшебные замки. Ребенку предлагается открыть какой-либо из пяти замков. Если не получается — пробуем другой, до тех пор, пока ребенок не откроет дверь. Затем он называет, какая игрушка изображена на картинке и ищет ее в группе. Игра продолжается с другими детьми.
Варианты:
«Найди круглый предмет» (квадратный, треугольный)»
«Вещи трёх медведей»
«Найди будку каждой собачке»
«Кто что делает?»
«Закрой большие игрушки (маленькие)»
«Геометрическая дорожка»
Представляет собой дорожку из ламинированных листов бумаги, соединенных между собой. На каждом листе изображены геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник разных цветов. Варианты игр:
«Найди нужную фигуру»
Цель: развитие слухового восприятия, речи, памяти, мышления; различение предметов по двум признакам (форме, цвету), развитие двигательной активности.
Описание:
Воспитатель дает по очереди каждому ребенку команду: «Встань на красный треугольник», «Встань на желтый круг» и т.д., пока вся дорожка не будет заполнена. Затем дети так же называют свои фигуры и цвета.
Варианты:
«Найди одинаковые фигуры»
«Найди одинаковые цвета»
«На что похож?»
«Найди игрушку такого же цвета»
«Большая рыбалка»
Представляет собой озеро, связанное из ниток, удочку, на конце которой находится магнит, и рыбок с крючками. Варианты игр:
«Поймай рыбку. Какого она цвета? Что еще бывает такого цвета »
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук, развитие сенсорного восприятия цвета, расширение словарного запаса.
Ребенок при помощи удочки «ловит» рыбку из озера и называет ее цвет.
Варианты:
«Поймай рыбку. Какого она размера?»
«Кто где живет?»
«Где чья мама?»
«Поймай рыбку и назови геометрическую форму»
«Один-много»
«Найди пару»
Понятие полифункциональности тесно связано с понятием трансформируемости предметно-пространственной среды, что подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации, вынесение на первый план той или иной функции пространства.
Данное требование мы реализуем через использование мягких модулей, ширм, маркеров игрового пространства, мольбертов.
Это стало возможным, прежде всего, благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных способностей.
Условия нашей группы сами по себе сделали проблему реализации данного принципа очень актуальной. Это связано с тем, что наша группа – практически самая маленькая в ДОУ по своей площади. В то же время в текущем учебном году повысилась наполняемость группы детьми (18 детей от 2 до 3 лет). Увеличилась возрастная разница между воспитанниками. На январь 2015 года 13 малышам уже исполнилось три года. В то же время 5 человек - дети 2,5 лет. Т.о. мы понимаем, что предметно-развивающая среда группы должна удовлетворять потребностям как детей раннего возраста, так и младшего дошкольного.
В первую очередь мы по мере возможности изменяем предметно-игровую среду группы, переставляя детские столы и стулья.
В зависимости от запланированного вида деятельности столы могут расставляться
- в ряд: общая настольно-печатная игра, рисование, лепка и др.;
- по кругу или по периметру квадрата: самостоятельные игры по интересам разного характера;
- могут убираться совсем: чтение художественной литературы, просмотр театра, игры речевого характера и т.д.
В нашей группе имеются мягкие модули, которые безопасны для детей, но очень привлекательны как по цветовой гамме, так и по возможным вариантам их использования. В зависимости от темы недели и поставленных задач модули могут являться пособиями:
- для двигательной активности детей: «Спустись с горки», «Прокати машинки», «Оббеги и вернись », «Проползи», «Добрось мяч» и т.д.
- для создания соответствующей игровой обстановки: «Сельский двор», «Дом трех медведей», «Гараж для машин» и т.д.
- для организации выставок, экспозиций и др., создания игровых макетов: «Автомобиль», «Полоса препятствий», выставка детских рисунков.
- для проведения дидактических игр: «Большой - маленький», «Разложи по цветам», «Где спряталась игрушка?», «Разложи карточки по формам модулей» и т.д.
Модули легко можно перемещать по группе, варьировать их количественный состав и цвет. Приведём в пример возможность использования модулей по тематическим неделям в группах раннего возраста.
Тема недели | Варианты использования | Задачи |
«Любимые игрушки» | Магазин игрушек Дострой машину Найди игрушке свое место (разложить игрушки по модулям, в зависимости от цвета) | Обыгрывание сюжетно-ролевой игры. Развитие конструктивной деятельности. Обучение цветам. |
«Посуда для кукол» | Кухня для кукол Игра «Расставь посуду» (чем выше, тем больше игрушка) Д/и «Собери печенье в тарелки» (на модулях расположены картинки с разными предметами) | Обыгрывание сюжетно-ролевой игры. Обучение понятиям большой-маленький. Развитие поисковой деятельности. |
«Что бывает круглым?» | Допрыгни до круга, треугольника и т. д. Д/и «Круг» (найти круглые предметы и положить их на круглый модуль) Оформление выставки «Колеса для машин» | Развитие двигательной активности. Обучение формам. Учить рисовать предметы круглой формы. |
«Разноцветные дорожки» | Пробеги по дорожкам Построй широкую и узкую дорожки к гаражу | Развитие двигательной активности Развитие конструктивной деятельности. |
В работе мы широко используем ширмы – перегородки. В разное время они могут служить для:
- разделения игрового пространства;
- создания уголков уединения или уголков общения;
- служить основой для оформления сменных экспозиций или конкретной игры;
- использоваться в качестве «строительного материала» для создания игровой обстановки (театральная ширма или театральный занавес, лобовая часть автомобиля, витрина магазина и т.д.).
Ширмы и мягкие модули можно и комбинировать между собой, создавая интересные игровые обстановки.
Наблюдения показали, что дети попадая в привычную обстановку с набором обычных, постоянных предметов и игровых материалов, не испытывают дискомфорта, раздражения или тревоги. В то же время за считанные минуты воспитатель создаёт новую игровую обстановку, которая сразу же привлекает внимание детей, стимулирует их активность, повышает заинтересованность. Кроме того, обыгрывание темы недели позволяет не только лучше усвоить материал, но и применять знания в различных условиях.
Выводы.
2.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
Ориентировка в окружающем.
Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Источник становления субъектного опыта ребенка.
Развитие инициативы, воображения, творчества.
Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.
Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
Реализация содержания образовательной программы.
Предоставление детям как можно больших возможностей для активной, целенаправленной
и разнообразной деятельности.
Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
Организация деятельности детей.
Влияние на воспитательный процесс
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
Отсутствие конфликтов среди детей;
Наличие продуктов детской деятельности;
Динамика развития ребенка;
Невысокий уровень шума.
Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативны как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой! ».
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».
Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей....
Развивающая среда в группе детей раннего возраста.
Из заметки можно узнать, как и с какой целью можно организовать в группе уголок с висящим каскадом....
развивающая среда 2 группы детей раннего возраста
Наши будни....
"Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста"
Развивать речь детей, увеличивать словарный запас ласкательными словами, дыхательную систему, эмоциональную чувствительность....
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....
развивающая среда 2 группы детей раннего возраста
Наши будни....