"Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Сообщение из опыта работы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение
из опыта работы
воспитателя МБДОУ детский сад № 8
О.В.Клочко
«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам научиться. Но есть много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.
Социально-эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Социальный интеллект позволяет человеку самому оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием межличностного взаимодействия.
Вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса. Для решения данной проблемы в нашей группе созданы соответствующие условия, организована предметная среда, которая создаёт атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, способствует развитию коммуникативной компетентности детей. Но развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несёт.
Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности
и общении с другими людьми. Для развития социального интеллекта необязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях, в том числе и игровых. Именно в них на конкретных примерах можно продемонстрировать способы установления межличностных контактов. Игра в образовании дошкольников – это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного.
Игры и упражнения, способствующие формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, которые я использую в своей практике.
Игры на групповую сплочённость, формирование позитивного отношения к сверстникам «Цветок дружбы», «Назови себя», «Волшебный клубочек», «Я и моё имя» помогают детям правильно обращаться друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой в группе, повысить уровень коммуникативной культуры дошкольников.
Игры «Вместе – мы сила!», «Мост дружбы» способствуют сплочению детского коллектива.
Игры «Ручеёк», «Комплименты», «Танец с платочком», «Волшебный микрофон» направлены на формирование интереса к другому, содействуют накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений.
Для формирования у детей умения правильно оценивать себя и других, воспитания чувства ответственности за свои поступки разработала и изготовила авторизованные игры «Хорошо или плохо», «Оцени поступок», «Причина и следствие», «Что чувствует мама (папа), если…». Дети играют в эти игры, как с воспитателем, так и самостоятельно, учатся анализировать не только поступки, но и ситуации, в которые могут попасть, ищут правильное решение вместе.
Игры «Вырази чувство глазами», «Моё настроение», психологические этюды «Азбука эмоций» помогают преодолеть нерешительность, скованность у застенчивых детей, способствуют самовыражению, развитию положительного отношения к себе.
В таких играх как «Шахматы», «Шашки», играх на удачу, играх с правилами,
дети учатся не только выигрывать, но и достойно проигрывать, принимая проигрыш как ступеньку к новым победам, поэтому в нашей группе после игры существует обязательный ритуал рукопожатия, помогающий детям с уважением относиться
к соперникам по игре.
Дети нашей группы не только сами играют в разнообразные игры, но и с удовольствием придумывают и дарят свои игры малышам, показывают им кукольные спектакли (до пандемии).
Групповые ритуалы начала и окончания занятий, утренний и вечерний круг, дружеские посиделки, минутки общения, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, совместное пение и танцы также повышают общий эмоциональный фон и улучшают психологический микроклимат в группе.
Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.
Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:
-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
-Откликается на просьбы других детей
-С удовольствием занимается вместе со взрослым;
-Успешно действует под руководством взрослого;
-Принимает помощь взрослого;
-Часто взаимодействует со сверстниками;
-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;
-Проявляет лидерские способности;
-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;
-Действует самостоятельно;
-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от ра...
«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.
В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...
" Значение развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным усл...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
становление социального интеллекта влияют индивидуальные психологические особенности личности. К ним относят темперамент и любознательность. Социальный интеллект предполагает познание в субъект &mdash...