«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-_sadovnikova_t.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие социального интеллекта

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Садовникова Татьяна Андреевна

В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам  научиться. Но есть  много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.

Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен,  представители отечественной психологии: М.И. Бобнева,  Геранюшкина Г.П., О. Б.Чеснокова, Е.В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор не достаточно освещен.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

 Социальный  интеллект является фактором социальной адаптации личности, а  успешная адаптация ведет к  снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Важнейшая функция семьи - воспитание подрастающего поколения.

Непосредственное влияние оказывают, слили семейного  воспитания.  В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

      Особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности.

        Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект – субъектных отношениях, то  любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный  интеллект является фактором социальной адаптации личности, а  успешная адаптация ведет к  снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Социальный интеллект как психологическое образование развивается  в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношениях.

Было выявлено: высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении,  креативностью,  прекрасными  показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.

Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:

-Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;

-Ориентироваться в межличностной ситуации;

-Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)

-Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;

-Сопереживать и сочувствовать другим людям.

Какие же предпосылки для развития социального интеллекта имеются у детей старшего дошкольного возраста? 

Одна из предпосылок -  способность дошкольников к согласованным действиям с учетом позиции других. Следующей предпосылкой выступает способность ребенка старшего дошкольного возраста к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки. Эти способности развиваются у ребенка в процессе познания своего «Я» через собственные достижения в различных видах деятельности и оценки окружающих людей.

Одним из таких видов деятельности является социальное экспериментирование. 

Выделяют четыре вида социального экспериментирования, которыми овладевают дети старшего дошкольного возраста:

*Поисковые изменения социальной ситуации;

*Выявление особенностей личности другого человека;

*Выявление ребенком своих собственных возможностей;

*Поисковое прогнозирование развития различных социальных ситуаций.

 Социальное экспериментирование- деятельность направленная на познание себя и других людей, их внутреннего мира.

Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.

Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:

-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;

-Откликается на просьбы других детей

-С удовольствием занимается вместе со взрослым;

-Успешно действует под руководством взрослого;

-Принимает помощь взрослого;

-Часто взаимодействует со сверстниками;

-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;

-Проявляет лидерские способности;

-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;

-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;

-Действует самостоятельно;

-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.

Необходимо обращать внимание на такие проявления, как обман, манипулирование, непрямые формы агрессии, хитрости – так проявляется социальный интеллект, имеющий негативную моральную оценку. А вот проявления лидерства, сложных форм кооперации и нахождение компромисса – это формы с позитивной моральной оценкой. Все они свидетельствуют о развитости социального интеллекта у ребенка.

Существуют ситуации, которые приводят к неудовлетворению социальной потребности детей в условиях дошкольного учреждения.

Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем: непонимание последним эмоционального состояния дошкольника, отсутствие у воспитателя способов демонстрации своего отношения к ребенку и зависимость отношения к дошкольнику от настроения воспитателя

Второй тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности в общении со сверстниками: непонимание эмоционального состояния других детей, несформированность способов общения с детьми в группе.

Третий тип связан с неудовлетворением у ребенка потребности в деятельности: несовпадении замыслов участников самостоятельной деятельности; отрицательная оценка выполнения роли или результата труда со стороны партнера по совместной деятельности; жесткая регламентация воспитателем самостоятельной игры ребенка.

Таким образом, можно проследить зависимость уровня развитости социального интеллекта от уровня удовлетворенности социальных потребностей ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Неудовлетворенность ребенка в социальных потребностях приводит к его психологическому дискомфорту.

Важно отметить, что для развития социального интеллекта не обязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях. Именно в них воспитатель на конкретных примерах имеет возможность продемонстрировать способы установления межличностных контактов. К сожалению, в большинстве случаев для достижения быстрого результата воспитатели стремятся сами разрешить возникающие споры и конфликты, а не учат детей самостоятельно выходить из затруднительных положений. Это нарушает процесс формирования у детей навыков принятия решении, закрепляет позицию ожидания помощи со стороны. Следовательно, в другой раз в подобной ситуации ребенок будет ждать помощи взрослого, а не попытается сам найти выхода.

Таким образом,  для развития социального интеллекта ребенка педагогу необходимы знание и понимание личностных потребностей и ожиданий дошкольника, а так же умение и желание обучать детей способам самостоятельного выхода из затруднительных ситуаций.

Некоторые примеры игр  и упражнений   способствующих формированию социального  интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

 "Я и моё имя"

Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.

Совместная деятельность начинается с приветствия:

- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Игра  "Назови себя". Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

Игра "Клубочек".  У воспитателя  в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет  ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему  обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

Коммуникативные игры .

Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.

1. Приветствие. Для приветствия  Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!»

2. Игровое общение.  Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится игра «Передай сигнал»: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены и начинает работать радио. Проводится игра «Радио», она помогает обратить внимание участников на сверстника. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок  ( подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий. Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.

        Развитие  социального интеллекта  имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и его успешной социализации.

Развитие социального интеллекта  у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

        Особое значение развитие социального интеллекта  приобретает на этапе вхождения ребенка в школьную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию "Злость" для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста: на овладение знаниями об эмоции злость, умениями распознавать, оценивать и регулировать ...

Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музы...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»

В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...