Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.
статья (старшая группа)
В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_borisova_a.yu_._buderetskaya_v.g.docx | 6.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова А.Ю.,
Будерецкая В.Г.
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребёнок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми - носителями общественного опыта.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)
В последние годы в системе воспитания и обучения старших дошкольников стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем- эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далёкое прошлое, человек невольно связывает детство с определёнными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий. Любимых игрушек. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций. Это убедительно показано в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца.
Стоит отметить, что умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Дети часто находятся в «плену эмоций». Поскольку ещё не могут управлять своими чувствами. Неумение их правильно выразить, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи, всё это приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Поэтому воспитатели ДОУ должны взять на себя задачу по развитию эмоционального интеллекта. Ведь как отмечал Д.Гоулман: «Воспитание не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами».
Л.С.Выготский отмечал, что доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего что окружает, выводит эмоциональную сферу старшего дошкольника в ранг базовых основ личности её «центрального звена». Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимы, устойчивыми, внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепится в ней.
В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.
Давайте ненадолго представим себя детьми и постараемся вспомнить, что в детстве все мы любили экспериментировать с различными предметами, соединять их, разделять, использовать. Ведь с помощью этих манипуляций ребенок познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. В детском дошкольном учреждении экспериментирование приобретает особую актуальность, ведь оно напрямую связано с игрой – основной деятельностью в этом возрасте.
С помощью экспериментирования ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, что предметы нельзя трогать и соединять, застенчивостью, что нельзя спросить у взрослого, правильно он использует различные приспособления или нет и что из этого выйдет), научиться общаться с другими детьми, выразит свои мысли и чувства о полученных результатах.
Экспериментирование часто помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивают способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главным волшебником, перенимает жизненный опыт того или иного явления, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать возникшие «случайно или нет» ситуации.
Разрабатывая проект по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности, мы запланировали 3 основных этапа его реализации: организационный, основной и заключительный. В каждом этапе мы постарались подобрать максимально эффективные материалы и формы взаимодействия для педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
По итогам внедрения нашей разработки, мы планируем получить следующие результаты:
- Созданы условия экспериментальной среды в ДОУ.
- Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
- Апробированы методы и приемы работы с экспериментами для развития эмоционального интеллекта дошкольников подготовительного возраста.
- Увеличилось количество педагогов, активно внедряющих в практику своей работы формы и методы экспериментирования, способствующие развитию эмоционального интеллекта детей, провели презентацию проектов;
- Разработано методическое пособие по использованию форм и методов работы с экспериментами.
- Апробирован комплекс диагностических методик по развитию эмоционального интеллекта детей.
- Повысился уровень эмоционального интеллекта у детей.
Использованная литература:
1.Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984.
2.Гоулман Д, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005.
3.Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году.[4] Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический ко...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшней день все больше возрастает интерес, связанный с проблемой связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект...
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Борисова А. Ю., Будерецкая В. Г.
Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%. Развивать это необходимо с самого раннего во...
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов...
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в сис...