РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии (старшая группа)

Короткова Маргарита Владимировна
становление социального интеллекта влияют индивидуальные психологические особенности личности. К ним относят темперамент и любознательность. Социальный интеллект предполагает познание в субъект — субъектных отношениях, поэтому любознательность напрямую связана с продуктивностью данного познания. Социальный интеллект помогает ребенку успешнее понимать поступки окружающих людей и их действия. Кроме того, социальный интеллект выступает как фактор успешной социальной адаптации, которая оказывает влияние на рост достижений личности и снижение невротизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsialnyy_intellekt.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отличительной особенностью общества XXI века является стремительное развитие в разных областях жизни, вследствие чего так же быстро меняются требования, предъявляемые к современному человеку. Это должна быть социально активная личность, своевременно реагирующая на внешние изменения, непрерывно развивается и самосовершенствуется. В связи с этим на сегодняшний день актуален вопрос развития социального интеллекта детей, начиная с дошкольного возраста.

Социальный интеллект дает возможным человеку возможность приспособиться к постоянно изменяющимся требованиям и условиям жизни в обществе, легко вступать в сотрудничество с окружающими, понимать причины их поведения, выстраивать хорошие взаимоотношения в коллективе и прогнозировать их. Развитие социального интеллекта является актуальным вопросом современной педагогики, так как именно он способствует полноценному раскрытию личности, её саморазвитию, самореализации, самодостаточности. Решению проблемы развития социального интеллекта посвящено огромное количество исследований как отечественных, так и зарубежных, но некоторые вопросы о факторах и условиях его развития требуют более подробного рассмотрения и анализа в научной литературе.

Первые упоминая о социальном интеллекте можно найти в исследованиях учёных начала двадцатого века. Американский психолог Эдвард Ли Торндайком первый употребил термин «социальный интеллект». Он рассматривал модель интеллекта как систему, включающую три компонента: абстрактный интеллект, как умение оперировать идеями и понимать их, механический интеллект, как способность взаимодействовать с предметами, и социальный интеллект, который определял, как способность к достижению успеха в межличностных отношениях, умение поступать мудро и в соответствии с текущей ситуацией, а также способность управлять окружающими. По его мнению, социальный интеллект подразумевал способность понимать поведение других людей и знать, как вести себя с ними.

Впоследствии другой американский психолог Гордон Уиллард Оллпорт в своих работах трактовал социальный интеллект как «особый социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношении с людьми, продуктом которого является социальное приспособление. Ганс Айзенк определял социальный интеллект представлен как интеллект отдельного человека, определяющийся и развивающийся в ходе его социализации, под воздействием социокультурных условий.

Отечественные ученые, среди которых М.И. Бобнев, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова тоже не обходили вниманием проблему социального интеллекта. Первым среди русский ученых использовал термин «социальный интеллект» Ю.Н. Емельянов. Он считал, что «сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Н.А. Кудрявцева в своих трудах выражала другой подход к определению социального интеллекта. В её исследования социальный интеллект рассматривается в системе общего интеллекта. По ее мнению, основным элементом в структуре понятия социального интеллекта выступает самооценка человека. А.Л. Южанинова по аналогии вмещает социальный интеллект в интеллектуальную структуру после практического и логического интеллекта. В работах В.Н. Кунициной социальный интеллект представлен как способность, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, которые способствуют прогнозированию развития межличностных отношений и готовность к социальному взаимодействию.

О.Б. Чеснокова в своих работах рассматривает «социальный интеллект» у детей дошкольного возраста не как врожденное умение, а как «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи между действиями или отношениями индивидов в ходе становления социальной деятельности». Большинство ученых-психологов признают, что начальные годы жизни являются для ребенка особенно важным периодом для развития, как личностного, интеллектуального, так и социального. В дошкольном детстве у ребенка формируется самосознание, закладываются первые представления о себе самом, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые выделяется направление социально-коммуникативное развитие, как одно из ведущих в развитии дошкольника. В рамках данного направления затрагивается развитие личности ребенка, его мотивации, способностей к разнообразной деятельности. Важным этапом в развитии личности ребенка является развитие социального интеллекта. Именно он отвечает за благополучную социально-психологическую адаптацию ребенка к постоянно меняющимся условиям. Успешная адаптация, в свою очередь, способствует формированию целостного представления об окружающем мире, умения ориентироваться во взаимоотношениях с людьми. Социальный интеллект имеет главенствующее значение для успешного вхождения человека в общество, он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми.

Ребенок дошкольного возраста устроен иначе, чем взрослый, поэтому процесс восприятия и понимания окружающего социального мира у него происходит по-другому, что обусловливается его психофизиологическими и индивидуальными особенностями развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности, усвоения норм поведения и взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Данные особенности, в то же время, оказывают влияние на успешное прохождение адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. В вопросе становления и развития социального интеллекта первостепенную роль играет семья, как первичный институт, и непосредственно стиль семейного воспитания, так как в семье закладываются первоосновы личности. Также на становление социального интеллекта влияют индивидуальные психологические особенности личности. К ним относят темперамент и любознательность. Социальный интеллект предполагает познание в субъект — субъектных отношениях, поэтому любознательность напрямую связана с продуктивностью данного познания. Социальный интеллект помогает ребенку успешнее понимать поступки окружающих людей и их действия. Кроме того, социальный интеллект выступает как фактор успешной социальной адаптации, которая оказывает влияние на рост достижений личности и снижение невротизации. Человек с достаточно развитым социальным интеллектом способен самостоятельно оценить свои достоинства и недостатки, умеет построить эффективные межличностные взаимодействия. Опираясь на существующие исследования, можно сделать вывод, что социальный интеллект детей старшего дошкольного возраста рассматривается, как развивающаяся способность ребенка на основе осваиваемых социальных знаний, восприятия, сопереживания взаимодействовать в окружающем жизненном пространстве, решать общественные и личностно-значимые задачи.

С целью выявления актуальности поставленной проблемы было организовано эмпирическое исследование, в ходе которого получены данные об уровневых особенностях развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад № 80 Московского района гор. Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 35 воспитанников в возрасте 6-7 лет. Для  исследования подобраны методики: адаптированная Е.С. Михайловой «Методика исследования социального интеллекта» по Дж. Гилфорду и М. Салливену и методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла, адаптированная А.М. Александровской. С помощью указанных методик можно исследовать все три компонента социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный. Эмоциональный компонент представлен социальным выражением, способностью к саморегуляции и сопереживанию. Когнитивный компонент предполагает под собой социальные познания, социальную память, социальную интуицию и социальное прогнозирование. Поведенческий компонент включает в себя социальное восприятие, социальную адаптацию и социальное взаимодействие.

 Метод исследования социального интеллекта по Дж. Гилфорду и М. Салливену в адаптации Е.С. Михайловой дает возможность определить общий уровень социального интеллекта, так как она включает в себя четыре подтеста, которые выявляют: отношение ребенка к окружающей реальности, умение определять эмоциональную окраску, способность выражать свои эмоции, навык понимать окружающих, умение анализировать свое поступки и поведение. Указанное тестирование было проведено индивидуально с каждым ребенком.

По первому подтесту «Истории с завершением» дошкольники выбирали окончание предложенной истории. Для этого ребенку показывалось изображение с определенной ситуацией, и несколько вариантов ее окончания на других картинках. Ребенок выбирал вариант, который он считал правильным. По данному субтесту 17% детей обнаружили низкий уровень, то есть они оказались не способны найти последствия чужих действий и не могут предсказать свое поведение, в связи с чем они испытывали значительные трудности при выполнении заданий. Такие дети часто имеют трудности в процессе адаптации в коллективе, довольно часто оказываются в конфликтных ситуациях. Средний уровень показали 65% детей. Для этих детей характерна способность к распознаванию поведения других людей, но иной раз они могут ошибаться в определении чужих проявлений эмоций, поэтому не всегда могут сообразить, что произойдет в ответ на какое-либо действие. Лишь 18% детей показали высокий уровень умения определять последствия различных ситуаций.

Во втором подтесте «Группы экспрессии» воспитанникам демонстрировали картинки с изображением эмоций, затем собрали из деталей лицо с указанной эмоцией. Наконец, ребенок подбирал подходящую картинку с эмоциями для Колобка, находящегося в разного рода ситуациях. На высоком уровне с данными заданиями справились 23% воспитанников, у них почти не возникало проблем при выполнении заданий. 66% детей показали средний результат, что показывает наличие определенных трудностей при выявлении чужих эмоций и выражении своих. Такие дети в большинстве случаев при коммуникации с собеседником не обращают внимания на невербальные реакции, из-за этого могут ошибочно расценивать информацию. Низкий уровень показали 11% детей. Они показывают значительные трудности при демонстрации какой-либо эмоции и в определении эмоций собеседника, что является причиной сложностей, возникающих при общении.

Подтест «Вербальная экспрессия» включал в себя задания, в которых дошкольник должен был соотнести определенную фразу с показанными картинками, то есть на какой картинке данная фраза имела бы место быть. Взрослый задавал вопрос: «Где про это нарисовано?», после чего ребенок выбирал подходящий вариант картинки. По данному тесту высокий уровень вербальной экспрессии выявлен у 29% детей. Такой ребенок внимателен и чувствителен к эмоциональному окрасу слов, поэтому правильно может распознать характер взаимоотношений и безошибочно воспринимать информацию в контексте конкретной ситуации. Средний уровень показали 60% детей. Это те, которые умеют определять значение вербальных сигналов правильно, тем не менее в отдельных случаях могут ошибаться в смысле слов другого человека. 11% воспитанников выявили низкий уровень формирования вербальной экспрессии. Такие дети недостаточно хорошо определяют значение вербальных сообщений, не способны определить их эмоциональную составляющую.

Четвертый подтест «Истории с дополнением» предполагает задание, где в цепочке сюжетных картин вторая пропущена. Ребенку необходимо восстановить верную серию событий. Ребенок выбирает один из трех представленных вариантов ответа. По данному тесту процент детей, показавших высокий уровень, составляет 12%. Они очень хорошо способны анализировать поведение людей в различных ситуациях. У 51% детей выявлен средний уровень, это говорит о наличии определенных трудностей при рассмотрении и анализе межличностного общения. Данный тест выявил наибольшее количество детей с низким уровнем – 37%. Такой результат говорит о том, что дети не понимают различные ситуации межличностного взаимодействия, не могут определить очередность действий людей в различных ситуациях.

Проведя качественный и количественный анализ, используя методику определения социального интеллекта, адаптированную Е.С. Михайловой, мы рассчитали средний результат по каждому из показателей и определили количество детей в процентном выражении с высоким, средний и низким степенью развития социального интеллекта. Полученные данные показывают, что 19% детей имеют низкий уровень развития социального интеллекта. Эти дети способны верно определять вербальные и невербальные составляющую полученной от собеседника информации, им тяжело спрогнозировать поступки и поведение людей, поэтому испытывают трудности при адаптации в коллективах, при выстраивании отношений с окружающими людьми. 60% детей имеют средний уровень социального интеллекта. Это значит, что дети могут выстраивать разнообразные взаимоотношения с окружающими, но не всегда верно предсказывают развитие ситуации, что провоцирует недопонимание и даже конфликты. Всего 21% дошкольников показали высокую степень развития социального интеллекта. Такие дети в большинстве случаев не испытывают трудностей при адаптации в обществе, налаживании контактов с окружающими, понимании других людей во взаимоотношениях.

Для оценки индивидуально-психологических особенностей личности ребенка мы использовали адаптированную Э.М. Александровской детский вариант методики многофакторного исследования личности Рэймонда Кэттелла. Данная методика предлагает опросник, который показывает разные особенности личности по различным шкалам. Следуя задачам нашего исследования, мы использовали такие шкалы, как общительность, уверенность в себе, ответственность и самоконтроль. Методика проводилась отдельно с каждым ребенком по вопросам теста в форме беседы. Тесты представлены в вариантах для мальчиков и для девочек. Результаты показаны в соответствии с выбранными шкалами.

Исследование по шкале «общительность» выявило 31% детей с низким уровнем. То есть такие дети имеют трудности при установлении межличностных контактов, скованны при выражении своих чувств и мнения. 58% детей показали средний уровень коммуникабельности, что указывает на то, что данные воспитанники готовы к взаимодействию, но порой слишком сдержанны. Лишь 11% детей не имеют сложностей с социальной адаптацией.

По шкале «уверенность в себе» 22% детей покали низкий уровень эмоционально неустойчивы и крайне чувствительны, вследствие чего слишком болезненно воспринимают неудачи. 78% детей со средним уровнем обычно проявляют себя как активные, любознательные, эмоционально устойчивые индивиды. Высокий уровень по данной шкале отсутствует.

По шкале «ответственность» обнаружено 34% дошкольников с низким уровнем, что показывает их меньшую степень интереса к некоторым видам деятельности и целей к развитию, отсутствие организованности и активности. Средний уровень показали 54% детей. Такие дети чувствуют определенное бремя ответственности, поэтому они дисциплинированы и настойчивы. 12% детей показали высокий результат, означающий довольно высокую организованность ребенка, стремление и настойчивость при достижении целей и дисциплинированность при соблюдении требований со стороны общества.

По шкале «самоконтроль» низкий уровень выявлен у 37% детей. Дети с данным уровнем крайне недисциплинированны, им трудно самостоятельно выполнять задания и требования правил поведений. В свою очередь, 63% детей показали средний уровень самоконтроля, что говорит о достаточном уровне организованности и дисциплинированности, способности к контролю своих эмоций и поведения. Воспитанники, показавшие высокий уровень самоконтроля, отсутствуют.

Проанализировав полученные результаты исследования по двум методикам развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста говорят о том, что достаточное количество детей имеют низкий (23%) и средний (65%) уровень развития социального интеллекта. В то время как высокий уровень показывают лишь 12% детей.

Описанное исследование доказывает, что проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников в настоящее время весьма актуальна и требует решения. Существует необходимость создания определенных психологических и педагогических условий для уменьшения низких показателей и повышению средних к высокому уровню, организовать эффективное развитие социального интеллекта детей. Ученые выделяют основные методы: сюжетно-ролевые игры, диалоговые формы общения, задачи для социального ориентирования. Для этого необходимо скоординировать комплексную работу с использованием сюжетно-ролевых игр, разнообразных ситуаций диалогового взаимодействия, таких как, беседы, круглые столы, дежурств, поручений, коллективной работы, которая поможет эффективному развитию социального интеллекта ребенка. Из этого следует, что развитие социального интеллекта у воспитанников очень важная этап в развитии полноценной личности ребенка, поскольку от этого зависит успешность социальной адаптации дошкольника к постоянно меняющимся условиям жизни в современном обществе. Необходимо проводить с детьми комплексную работу по развитию социального интеллекта, выстраивая ее в соответствии с предложенными психолого-педагогическими условиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Edward l. Thorndike. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920. - №140.  С. 227-235.

2. Allport G.W. Pattern and growth in personality / G.W. Allport. – New York: Holt Rinehart and Winston, 1961.

3. Адамова П.А., Винникова В.В., Газарова Т.А., Борохович Л.Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. – 2017. – №2. – С. 21-24.

4. Андреева Г.М. Социальная психология / М., Аспект пресс, 1996.

5. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения //социальный интеллект: теория, измерение, исследование/под ред. Д.В.Люсина Д.В.Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 2014 – С. 109 –118.

6. Богославская Е. А. Диагностика и развитие любознательности у учащихся.  М.: 2000. – 133 с.

7. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007. – 202 с.

8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Москва «Эксмо», 2008. Выготский Л. С. Психология развития ребенка.  134 с.

9. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.  М., 1998.  275 с.

10. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития /Г.П. Геранюшкина; Байк. Гос. ун-т экономики  и права.  Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013.

11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.  С. 433456.

12. Игнатьева Э.А. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: Монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова. – М.: Спутник, 2014. – 158 с.

13. Карпович Т. Психологическая диагностика социального интеллекта личности. Издательство: ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2017.   21 с.

14. Кудинова И.Б. Социальный интеллект: психологические аспекты становления: монография/И.Б.Кудинова, С.И.Кудинов, И. С. Вотчин; ГОУ ВПО Новосиб. Гос. Пед. Ун-т, фак-т психологии  Новосибирск: изд-во НГПУ, 2013.  103 с.

15.Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие//Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1995  С. 48  61 с.

16. Куницына В. Н. Межличностное общение: Учебник для вузов.  Изд-во: Питер Маркет, 2003   С. 56  98.

17. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта : адаптация метода Дж. Гилфорда и М. Салливена руководство по использованию СПб.: Иматон 1996.  56 с.

18. Михайлова Е.С. Социальный интеллект : концепции, методики, модели, диагностика/ Е.С. Михайлова Спб. Государственный  университет, 2007  64 с.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.  2-е изд.   М.: Академия, 1997.  С. 156  159.

20. Сапогова, Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет : Автореф. дис. . канд. психол. наук / Е.Е. Сапогова. — М., 1986.  25 с.

21. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Ин-т психологии РАН, 2014.  174 с.

22. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта //Социальный интеллект: теория, измерение, исследование/под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова М.: Институт психологии РАН,2004  С.11-28                               

23. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // познание. Общество. Развитие. - М.: Ипран, 1996.  С. 54  76.

24. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005.   С. 3545.

25. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта// Проблемы оценивания в психологии.  Саратов, 1984.  С. 63–67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социального интеллекта у детей стршего дошкольного возраста

В данной работе освещена проблема социального взимодействия детей с.д. возраста. Умение выбирать стратегии поведения, воспринимать эмоциональные состояния сверстников....

Развитие социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от ра...

«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Социальный интеллект позволяет  самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия...

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Социальный интелект - это интелект идивида, формирующийся в ходе его социлизации, под воздействием условий определенной социальной среды.Мехонизмом формирования личности выступает процесс социлизации....

"Условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста"

В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста....

Дошкольный возраст как начальный этап развития социального интеллекта у детей.

В статье расскрыты особенности развития социального интелекта в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками....