Педагогические условия использования малых жанров устного народного творчества в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Понятие о фольклорной сказке и какие условия необходимы для малых жанров устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорная сказка - это эпический жанр устного народного творчества. Развитие такого качества речи как богатство и выразительность раскрывается в народных сказках. Сказка является активным творчеством духовной жизни и приобщение к народной культуре. Е.И. Тихеева отмечала огромное влияние сказок на культуру речи детей. Яркий и образный язык народных сказок, их дидактически обработанное представлениями многих поколений содержание, характер изложения делают сказку запоминающейся, понятной детям. Сказки обогащают и развивают родную речь ребёнка пришедшего в дошкольное учреждение с небольшим запасом и неустойчивым вниманием. Они входят в мир сказок и сопереживают вместе с их любимыми героями. Воображая себя на месте героя, они думают о собственных поступках.
Одним из качеств народных сказок является выразительность их языка. Показатели выразительности - это сравнения, метафоры, постоянные эпитеты общефольклорного характера, характеризующие персонажей сказок. Средства художественной выразительности сказки способствуют более действенному вовлечению ребёнка в развитие сюжета, активному сопереживанию. Большое внимание исследователей, таких как В.И. Милехина, Л.И. Ройзенсон привлекают постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках, характерные только для фольклорного стиля (добрый молодец, чисто поле и др.). Они нередко несут в произведениях смысловую нагрузку, раскрывая свойства предметов, богатство признаков какой-нибудь стороны явления. Все выше перечисленные средства выразительности сказок служат богатым языковым материалом при формировании выразительности речи детей дошкольного возраста. Не менее ярким жанром является загадки. Они содействуют развитию памяти, учат анализировать и систематизировать свои знания. Благодаря своему познавательному содержанию, загадки весьма популярны в детской среде и поддерживают интерес к живому слову. Нередко, разгадывая загадки, дети по аналогии с ними придумывают новые.
Организовывается работа в ДОУ по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи–описания посредством загадки. Данную методику предлагает Ю.Г. Илларионова. Приемами построения речи–доказательства, специфической лексикой, свойственной ей, дети овладевают постепенно. Обычно дошкольники в своей речи этими конструкциями ("Во-первых…, во-вторых…", "Если…, то…", "Раз…, значит…" и т.д.) не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения на следующих ступенях детства – в школе.
Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следуя данной системе, загадывая детям загадки, необходимо их повторять по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. При этом предлагается ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды?»
Если ребенок пропускает в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задаются вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это морковь, потому что растет в земле на грядке». Показывается несостоятельность доказательства: «Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении.
Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, необходимо опираться на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, считает Е. Кудрявцева, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (молоко) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
В комбинированных загадках с точно названными и зашифрованными признаками при отгадывании автор рекомендует использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания. Так, в загадке «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая»:
- точно названные признаки: посреди поля, голубое, зеленая;
- расшифрованные признаки: загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается (зеркало); загаданное прозрачно (стекло);
- загаданное со всех сторон окружено зеленым (рама зеленая).
Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков детям легче сделать нужный вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд. Е. Кудрявцева выделяет несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками: загадывание загадок; отгадывание загадок; доказательство правильности отгадок; сравнение загадок об одном и том же; сравнение загадок о разном.
В данном жанре фольклора имеются определённые средства выразительности, которые в дальнейшем дошкольники могут позаимствовать для собственной речевой деятельности. Тропы – явления, в основе которых лежит перенос значения, способствующий расширению границ употребления слова. Перенос значения осуществляется на основе сходства, поэтому необходимым условием для овладения тропов является овладение операцией сравнения. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать не только наглядно представленные предметы, но и образы ранее воспринятых предметов, при сравнении не только выделять признаки различия, но и черты сходства. При таком детальном анализе ребёнок стремится точно отразить в своей речи признаки предметов и явлений, что предполагает формирование точности словоупотребления.
Также точность словоупотребления формируется при использовании считалки, она применяется в основном для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, тренируется память, и воображение.
Таким образом, в прошлом столетии педагоги рассматривали необходимость использования средств устного народного творчества для речевого развития детей. Проанализировав малые жанры устного народного творчества пословицы, поговорки, потешки, считалки, мы считаем важным их использование в работе по воспитанию культуры речи детей старшего дошкольного возраста. Но при этом предлагаем некоторые критерии их отбора:
- важно подбирать такие произведения фольклора, которые не потеряли актуальность и продолжают оказывать воспитательное воздействие на ребёнка;
- произведения малых жанров устного народного творчества должны быть яркими в нравственном отношении.
Кроме того, необходимо осуществление поэтапного ознакомления детей с загадками, сказками, пословицами и поговорками, стимулирующих речевую деятельность старших дошкольников и создающих мотивацию самостоятельного использования ими средств речевой выразительности. Первый этап связан с развитием интереса к жанрам фольклора (сказкам, загадкам, поговоркам), формированием эстетического восприятия, правильного понимания иносказательного смысла в произведениях.
Работа на первом этапе строится со знакомства с народными загадками, с помощью которых предполагается формирование точности и выразительности речи. Сначала дошкольников знакомили с лёгким для понимания видом загадок описательного характера. Данные загадки в воспитательном процессе закрепляют знания о свойствах и качествах предметов, о различных видах взаимосвязи между ними (назначением и строением). Всё это ребёнок стремился последовательно и точно выразить в собственных речевых высказываниях, что способствовало формированию точности словоупотребления.
После этого детскому мышлению необходимо представлять загадки с отрицательными сравнениями, например:
Трещит, не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Самолёт)
Данный вид загадок позволит заметить необычные образные сравнения одного предмета или явления с другим. При этом обращается внимание на основание для данных сравнений (цвет, форма, назначение и другие показатели). Дети учатся находить сходные предметы, замещать один предмет другим, что позволит перейти к знакомству с самым сложным видом загадок - метаморфическим, например:
Красное коромысло, через реку повисло (Радуга)
Метаморфическая загадка обеспечивает развитие у детей поэтического восприятия, художественного мышления, выразительность речи. Для понимания метафоры необходима такая особенность эстетического восприятия как ассоциативность - способность видеть и устанавливать связи между несовместимыми предметами.
Кроме того, в воспитательном процессе необходимо применять различные по типу варианты творческих заданий на основе народной педагогики, обеспечивающие формирование таких коммуникативных качеств речи как логичность, точность, выразительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...
Воспитание культуры поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Формирование воспитания культуры поведения в ДОУ и семье....
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку едино...
Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...