Кружок "сенсорное развитие во второй младшей группе
рабочая программа (младшая группа)
Кружок сернсорное развитие для второй младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_sensornomu_razvitiyu_2_mladshaya_gruppa.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка.
Направленность программы.
Актуальность.
Педагогическая целесообразность.
Отличительные особенности программы.
Адресат программы.
Особенности образовательного процесса.
Цель программы.
Задачи программы.
Календарно-тематическое планирование.
Планируемые результаты.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график Программы.
Условия реализации программы.
Методические материалы.
Список литературы.
- Пояснительная записка
Направленность программы.
Правильное художественно - эстетическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений и является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни художественно-эстетическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического художестве развития. На основании оценки художественно-эстетической подготовленности изучаются особенности развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их развития, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это позволяет найти возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. Для того, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развития физических качеств.
Дополнительная общеобразовательной общеразвивающая программы «Солнышко твоего здоровья» МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска (далее Программа) имеет художественно – эстетическую направленность.
Актуальность.
Сенсорное развитие заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений (познает определенные свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств) и восприятия (процесс отражения многих признаков предмета, с которыми он соприкасается). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.
Педагогическая целесообразность.
Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к сенсорному развитию ребенка средствами занимательных заданий.
Основными принципами программы являются:
- Принцип индивидуальности.
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип последовательности.
- Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
- Принцип научности.
- Принцип оздоровительной направленности
Данная программа разработана и реализуется с воспитанниками младшего дошкольного возраста и направлена:
- Закладывает основы для интеллектуального развития
- Упорядочивает нагромождение представлений ребёнка, появившееся в результате его взаимодействия с окружающей действительностью
- Способствует развитию хорошей наблюдательности
- Облегчает его вход в реальную жизнь
- С раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей
- Закладывает основы развитого, богатого воображения
- Обостряет внимание
- Позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-познавательной деятельности;
- Знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;
- Закладывает фундамент навыков учебной деятельности;
- Способствует расширению словарного запаса детей;
- Создает базис всех видов памяти.
Отличительные особенности программы.
Одной из важнейших теоретических и практических проблем сенсорной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе сенсорного развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях сенсорного развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических и интеллектуальных проблем.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития сенсорных качеств – важная сторона повышения эффективности сенсорного воспитания.
Занятия в кружке позволяют, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других и стремиться добиваться лучших результатов.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей от 2 до 3 лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Особенности образовательного процесса.
Продолжительность образовательного процесса составляет 8 месяцев, 32 часа. Форма обучения очная. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 10 минут.
Занятия проводятся в группе детей возрастом от 2 до 3 лет. Посещение является добровольным. Формы занятий – игра.
Цель: Создать оптимальные условия для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.
Задачи:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Календарно-тематическое планирование программы
Дата | Тема | Цель |
«Карусель» | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | |
«Кто в домике живет?» | Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям | |
| «Собери пирамидку» | Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям |
«Нанизывание колец» | Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятиям | |
«Протолкни круглый предмет» | Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям | |
«Найди листочек» | Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям | |
«Найди желтый листочек» | Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельный слова: листья, листопад, желтые, красные, летят; воспитывать любовь к окружающей природе | |
«Собери башню из двух колец» | Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и называние цвета, воспитывать интерес к занятию | |
«Большая и маленькая Башни» | На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину, воспитывать интерес к занятию | |
«Нанизывание колец одного цвета» | Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький | |
«Собери корзиночку» | Формировать у детей практические знания о цвете: красный, зеленый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу. | |
«Найди такой же предмет» | Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям | |
«Собери картинку» | Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность | |
«Угадай, какой цвет?» | Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство | |
| «Двухместная матрешка» | Формировать представления о величине (большая, маленькая). Научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называния цвета (красный, желтый, синий, зеленый),расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек |
«Застегни пальто кукле» | Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее), воспитывать аккуратность и внимание | |
«Волшебное поле» | Развитие умения узнавать и называть цвета | |
«Подбери такой же предмет» | Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятию | |
«Большой и маленький предмет» | Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение пользоваться простейшими предметами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький | |
«Разложи правильно» | Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. Воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность и аккуратность. | |
«Что получилось?» | Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Закреплять положительное отношение к занятиям, воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца | |
«Загадочные пуговицы» | Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук | |
«Радуга» | Развитие и умение и называть цвета, и размер предмета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | |
«Шарики» | Развитие и умение узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук | |
«Бабочка» | Развитие и умение называть цвета. | |
«Яблонька» | Развитие сенсорного восприятия | |
«На что похожа фигура» | Воспитывать умения детей группировать предметы по форме. | |
«Спрячемся от дождика» | Воспитывать умения детей группировать предметы по форме. | |
«Найди домик» | Воспитывать умение различать предметы по величине. | |
«Выбери пуговки» | Воспитывать умения детей группировать предметы по форме. | |
«Укрась бабочку» | Учить детей группировать предметы по цвету. | |
«Спрячь мышку» | Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их |
Структура занятий кружка.
Водная часть:
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.
Основная часть:
- Цель: Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Содержание:
Игровые задания и игры, выполняя которые ребенок сенсорные эталоны, цвет форму, величина
Заключительная часть:
Цель: Подведение итога занятия:
-что нового узнали,
- что понравилось ,
- в какие игры играли и т.д.
Планируемые результаты
В сфере познавательных универсальных действий будут являться умения:
- Выполняют действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного.
- Понимают слова: «цвет», «такой же», «разные».
- Сравнивают предметы способом прикладывания друг к другу.
- Выбирает предметы двух заданных цветов из четырех возможных (красный, желтый, зеленый, синий).
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
- Группирует предметы по цвету.
- Различает и подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу (по убыванию, по размеру, по цвету, по форме и размеру).
- Умеет находить и распознавать большой и маленький предмет (геометрическую фигуру).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
приёмами обследования формы;
- действиями подбора по образцу;
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В ходе проведении кружка «Солнышко твоего здоровья» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
- Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график Программы.
Количество модулей – 1.
Начало занятий – 15.09.2021.
Окончание занятий – 15.05.2022.
Количество учебных недель – 32.
Продолжительность каникул – 31.12.2021 – 09.01.2022.
Условия реализации программы.
С учётом возрастных особенностей детей (В 2-3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 2 – 3 лет носит предметный характер, например: цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета). Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется в форме кружковой работы. Объем программы – 32 часа, с недельной нагрузкой –1 раз в неделю. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные занятия. Основное внимание воспитанников нацелено на создание фундамента общей физической подготовки. Поэтому тренировочные занятия строятся на развитие физических качеств, таких, как быстрота, гибкость, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость. Параллельно с этим проводится обучение основам техники других видов спорта.
Формы отчетности
- Журнал посещаемости.
- Фотоматериал.
- Выступления перед родителями.
Перечень оборудования
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
- Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
- Картотеки:
«Геометрические фигуры», «Цвета».
- Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
- Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):
игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.
- Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
- Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.
- Конспекты занятий (Приложение 4).
Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий имеется следующее оборудование:
- DVD плейер,
- телевизор.
Список литературы.
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с.
7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"
Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж...
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде».
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Что мы знаем о воде»....
Конспект ООД по познанию, развитию речи, рисованию, музыке, физическому развитию во второй младшей группе: «Есть у нас огород»
Цели деятельности педагога:1.Продолжать учить детей отгадывать загадки про овощи. Узнавать овощи на картинках- слайдах по их отличительным признакам....
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»ВИ...