Консультация для воспитателей Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, опредусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.[1]
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Деятельностный подход - это:
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Принципы деятельностного подхода:принцип субъектности воспитания:
Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности.
Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
принцип учета сензитивных периодов развития:
Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:
« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:
Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:
Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование решений проблемной ситуации
Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности
Подведение итогов
Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- Обязательны смена мизансцен и движение;
- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей
Формы самореализации дошкольников:
Выставки (тематические и авторские);
Персональные выставки детских работ;
Презентации;
Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
Коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...
"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...
«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....
Консультация для воспитателей "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...
Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...