Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
презентация по теме

 

Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Деятельность неразрывно связана с историей развития каждого человека и человечества вообще.

Рождаясь ребенок познает мир именно через действия и деятельность, вначале манипулятивную, на уровне рефлексов, когда ребенок  захватывает предмет и тянет его в рот, ведь именно питание является его основной деятельностью в период новорожденности, затем появляется первая исследовательская деятельность, когда ребенок начинает обращать внимание на цвет – его манит все красивое и яркое, затем его познавательную корзину добавляется реакция на звук, ребенок может достаточно долго изучать, как погремушка может издавать звуки и так далее. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность ребенка поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В детский сад ребёнок приходит, овладев уже достаточным набором действий, но, тем не менее, постулат о том, что « Не отложится в разуме то, чего не побывало в руках» остается актуальным. Но образовательная и познавательная деятельность не сводится лишь к действиям.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Если в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, то и методы воспитательной работы принимают вид игры: коллективные игры со сверстниками, игра с родителями. При этом ребенок строит различные типы игр – режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности как основы методики воспитания.

Основная ошибка, которая подстерегает воспитателя на этом этапе, как и последующих, заключена в абсолютизации ведущего типа деятельности. Само название говорит, что ведущий тип деятельности не является единственным. Так, наряду с игрой как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация и другие), практикуется специально организованная образовательная деятельность, которая открывает неограниченные возможности разнообразия методики воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками МДОУ детский сад №15 «СВЕТЛЯЧОК »

Слайд 2

Образовательная деятельность Стандарт, определенный государствами – участниками СНГ Процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению Федеральное законодательство России Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней ( образовательных цензов)

Слайд 3

Виды образовательной деятельности

Слайд 4

Деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения Вектор смещения акцентов в ФГТ

Слайд 5

Портрет выпускника детского сада Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; Любознательный , активный; Эмоционально-отзывчивый; Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы ), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления об окружающем мире и социуме; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Слайд 6

Как прийти к новому образовательному результату? Традиционный взгляд: Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания , развить умения и навыки ФГТ Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребенка на основе освоения способов деятельности

Слайд 7

Методы Формы Приемы обучения Стратегия обучения Деятельностный подход Знания Умения Навыки Опыт деятельности

Слайд 8

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Алексей Николаевич Леонтьев Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (словарь-справочник воспитателя)

Слайд 9

Виды деятельности дошкольника (ФГТ)

Слайд 10

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Слайд 11

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи : Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки .

Слайд 12

принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сензитивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; Принципы деятельностного подхода :

Слайд 13

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Слайд 14

Структура занятия Структура познавательной деятельности

Слайд 15

«Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ребенка от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Слайд 16

Рассмотрим возможности реализации деятельностного подхода на примере образовательной области «Безопасность»

Слайд 17

Образовательная область безопасность Через решение следующих задач

Слайд 18

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Формирование предпосылок экологического сознания

Слайд 19

Спасибо за внимание!!! Авторы презентации: з аведующая МДОУ детским садом Агапова Н.Н. з аместитель заведующей по воспитательной и методической работе Маслова Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...

«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»

Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....

Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...

Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...