Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
консультация
Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Воспитатель: Габуты Ш. А.
Октябрь 2020г
План работы:
1.Деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ;
2.Задачи деятельностного подхода в ДОУ;
3.Принципы деятельностного подхода;
4.Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода;
5.Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода;
6.Рекомендации по организации деятельности детей, направленной, на
развитие дошкольников;
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. (Л.Г.Петерсон)
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед нашими педагогами:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Принципы деятельностного подхода:
1. принцип субъектности воспитания;
Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности. Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.
2. принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
3. принцип учета сензитивных периодов развития:
Ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития,
4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
4. принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским: « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
5. принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:
Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
6. принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:
Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.
7. принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
8. принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
9. принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
-Введение в образовательную деятельность (организация детей);
-Создание проблемной ситуации: целевая установка, мотивирование к деятельности;
-Проектирование решений проблемной ситуации;
-Выполнение действий;
-Подведение итогов, анализ результатов деятельности.
1.Введение в образовательную деятельность (организация детей);
предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы.
2.Создание проблемной ситуации:
- целевая установка,
- мотивирование к деятельности;
1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось;
2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)
3. Приходит кто-то в гости или игрушка;
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)
5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл воспитателем в шашки и др)
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу); ( не смотрите, после завтрака покажу); не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)
7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то
8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)
9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)
10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам.
3.Проектирование решений проблемной ситуации;
Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
4.Выполнение действий;
Составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации, используется дидактический материал. Разные формы организации детей. Также данный этап предусматривает: нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка. Предусматривает самопроверку и коррекцию деятельности.
5.Подведение итогов, анализ результатов деятельности включает:
- рефлексию эмоционального состояния детей; Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель;
- рефлексию групповой деятельности;
- рефлексию собственной деятельности ребенка; Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе в ДОУ:
диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:
1)Метод проектов.
Цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
С помощью этого метода:
- знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.
- развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия.
2)ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Цель ТРИЗ – развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Игры:
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные
объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на стержни от ручки и т.д.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)
(со средней группы)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол | |
(+) | (-) |
Лечит Быстро выздоравливаешь | Больно Лекарство дорогое страшно |
Дождь | |
Растут растения Пьют воду Моются водой Пыль сбрызгивает Красиво холодит | Промокнешь Лужи появляются Гулять нельзя Белье намокло |
Игра «Изобретатель»
(со старшей группы)
Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
- рассмотреть каждый предмет и его функцию.
- «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
- Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
- Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.
3)Мнемотехника.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Цели:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4) Эксперементирование.
Цели :
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности;
5)Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную,
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже
знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
6)Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре
дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально
создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или
моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой
игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных
черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития,
решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в
сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами
устанавливают игровые правила, следят за выполнением,
регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
7)Интерактивная технология (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей,
радость открытия, саморазвитие.
Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода:
Традиционный процесс обучения Образовательная деятельность при деятельностном подходе задействованная сторона мышления воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная), творческая сторона мышления (продуктивная), деятельность педагога, трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку. Учит ребенка мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем деятельность, восприятие и запоминание. Приобретает поисковый, ребенка знаний в готовом виде как истин в последней инстанции исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий;
Рекомендации по организации деятельности детей, направленной, на
развитие дошкольников:
-Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
-Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
-Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
-Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять⎯ без внимания ни одного ответа;
-Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
-Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения⎯ заданий;
-Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
-В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь⎯ демократический стиль общения;
-Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
-Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
-Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
-Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
-Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
-Играйте с детьми каждый день.
Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
-Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Создавай ситуацию успеха;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...
"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...
«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....
Консультация для воспитателей "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Консультация для педагогов...
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
выступление на педагогическом совете...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...