Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»
проект (младшая группа)

Маник Олеся Анатольевна

В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mamina_shkola.docx73.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад №107 «Русалочка»

Проект

Работа педагога-психолога с родителями  детей раннего возраста в период адаптации

к дошкольному учреждению

«Мамина школа»

на 2020-2021 учебный год

Краткосрочный.

Ранний возраст (1,5-3 года).

Авторы: педагоги-психологи  Маник О.А.

                                                    Бычковас Л.В.

Принят                                                                                             «УТВЕРЖДЕНО»

На педагогическом совете                                                 Заведующий  МБДОУ МО

МБДОУ МО г.Краснодар                                          «Центр – детский сад  № 107                                              «Центр – детский сад  № 107                                                                «Русалочка»                                                                                                                   «Русалочка»  _________                                                                                                                             №____от_____________                                  _________________Радченко О.С.

Краснодар – 2020г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3 

2. Этапы реализации проекта………...…………………….................................5 

3. План мероприятий…………………………...…………………...…………..  6

4. Оценка результатов и отчетность………………………………………….…7

5. Литература……………………………………………………………………..8 

6. Приложение……………………………………………………………………9    

2

Введение.

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

   Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

   В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми? Проект ориентирован на решение одной главной проблемы- помощь детям и родителям при тяжелой адаптации.

3

ПРОБЛЕМА: сложная адаптация детей.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный (5 недель). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

ГИПОТИЗА: Интенсивность и продолжительность адаптации детей раннего возраста будет зависеть от тесного взаимодействия педагогов и родителей.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследовательской работы определила следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ по теме исследования.  

2. Провести исследование адаптации  детей раннего возраста.

3. Создание новой модели  взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.

4. Оценка эффективности работы по данной теме.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада.

ЗАДАЧИ:

  1. Установить  доверительные  отношения   между   родителями  и   ДОО.
  2. Осуществить  адаптационные  меры   при   переходе   детей   из   домашней среды  в  ДОО.
  3. Сплотить   коллектив   родителей.
  4. Повысить  педагогическую  культуру   родителей  в  вопросах   развития  и  воспитания  детей   раннего  возраста.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  •  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

4

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок идти в ДОУ».
  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • «Дневник индивидуального развития ребенка» - интерактивное средство работы с родителями;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  • ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:
  •                                    

Дата

Мероприятие

Цель

1.07.

31.07.

 УСТНЫЙ

 ЖУРНАЛ: «ДАВАЙТЕ

 ПОЗНАКОМИМСЯ!»

(знакомство  с  персоналом  детского  сада,  

просмотр  видеоклипов  о  жизни  детей  в

 рамках  детского  сада,  экскурсия  по  саду).

6.08.

31.08.

 КРУГЛЫЙ

 СТОЛ:

«АДАПТИРУЕМСЯ  ВМЕСТЕ».

Выступление  психолога  по  теме:

 « Возрастные особенности психического  развития  детей  до  3-х  лет».

1.06.

31.06.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ:

«Как   помочь  ребёнку  адаптироваться  в

 дошкольном  учреждении».

Памятки   для  родителей.

В течении адаптации.

ДЕНЬ  ОТКРЫТЫХ

  ДВЕРЕЙ    

 «ХОРОШО   У

 НАС  В  САДУ».

( экскурсия  по группе  родителей  и детей.  Вопросы - ответы).

Индивидуальные беседы и консультации.

5

АКТУАЛЬНОСТЬ:  Период адаптации является очень важным этапом жизни не только для детей, но и для их родителей. Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Страдают и дети и родители. Поэтому необходимо организовать взаимодействие воспитателя и родителей, объединить усилия детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей раннего возраста, способствовать поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом,  также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей, чтобы меньше травмировать ребенка в период адаптации. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

ПРОДУКТ: Презентация «Адаптируемся вместе» полезные советы для родителей, памятки для родителей, родительское собрание.

  ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ

 В группе № 2 на данный период 45 детей,  из них легко прошли адаптацию 24 ребенка, средней тяжести – 11 детей и тяжелая адаптация у 5 малышей .

В группе № 4 на данный период 40 детей,  из них легко прошли адаптацию

 23 ребенка, средней тяжести – 7 детей и тяжелая адаптация у 10 малышей .  В группе №6 на данный период 34 ребенка,  из них легко прошли адаптацию 16 ребенка, средней тяжести – 13 детей.

   Основные причины  тяжёлой адаптации у детей раннего возраста: сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка, особенностью нервной системы, частые заболевания, неподготовленность к режиму дня и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), не имели ранее социальных связей с ровесниками и посторонними взрослыми в связи с пандемией (многие родители боятся передвигаться в общественном транспорте и поэтому не приводят детей в детский сад, эти родители получают консультации дистанционно, на сайте детского сада) .

С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.

С воспитателями проведена работа по решению проблемы дезадаптации в группах. Представлен список детей требующих к себе особое внимание.

  Благодаря активной практической и консультационной деятельности с родителями. Совместной работе воспитателей и педагога-психолога дети мягче и легче прошли адаптацию. (Данные из аналитического отчета по адаптации за ноябрь 2020 года).

 

6

Приложение 1 .

Приглашение для родителей

 

Дорогие родители!

Мы очень рады, что Ваш ребенок будет посещать наш детский сад. Мы надеемся, что у нас установятся хорошие отношения с Вами и Вашим ребенком.
Мы приглашаем Вас на встречу для родителей детей раннего дошкольного возраста.

План вхождения ребенка в группу раннего возраста.

(рекомендации родителям)

Вхождение в новую ситуацию должно быть постепенным. Мы рекомендуем спланировать адаптационный период на две недели. Следуя предлагаемому плану, вы сможете на много смягчить стресс, переживаемый ребенком в период адаптации к новым жизненным условиям.

  • Заранее познакомьтесь с воспитателями , узнайте имена всех сотрудников, где находится кабинет, помещения, для того чтобы знать, к кому и по какому вопросу обращаться.
  • Договоритесь с воспитателями о времени вашего прихода с ребенком в первый раз. Лучше в первые прийти, когда в группе не будет детей, например, часов в 17-18. Заранее побеседуйте с ребенком, расскажите о том, что вы пойдете в группу, где много игрушек и пр. Говорите спокойным, доброжелательным тоном.
  • Во время первого посещения покажите вашему ребенку все места в группе – игровую, спальню, раздевалку, туалет, умывальники. Хорошо, если вы уже будите знать, где будет шкафчик, кроватка ребенка. Можно, придя, уже воспользоваться шкафчиком, повесив в него вещи ребенка, а также умывальником, туалетом. Если ребенок тревожится, не заставляйте его обследовать все, пусть он постепенно осваивает пространство с вашей помощью.
  • Покажите вместе с воспитателем в это день игрушки, которые находятся в группе. Пусть ребенок поиграет. Хорошо, если вы договоритесь с воспитателем и заранее оставите ему какую-нибудь новую игрушку, которая на ваш взгляд, заинтересует ребенка.

Воспитатель подарит вашему ребенку эту игрушку, что будет

способствовать установлению между ними хороших, доверительных отношений.

  • Побыв в детском саду вместе с ребенком в течении 40-60 минут, доброжелательно прощайтесь с педагогом и идите с ребенком гулять. Договаривайтесь, что придете еще.
  • Дома в позитивном ключе обсуждайте с остальными членами семьи ваше посещение детского сада. Хвалите ребенка, говорите, что будете ходить в детский сад играть с другими детьми и гулять с ними на прогулке.
  • На следующий день приходите в детский сад по возможности точно в условленное с воспитателем время. (Не упускайте из вида, что воспитатель находится на работе и выполняет свои профессиональные обязанности, поэтому ему виднее, в какое время он сможет уделить Вам время без ущерба для образовательного процесса.) Пусть инициативы будет больше за воспитателем, что -бы ребенок привыкал к новому взрослому. Попросите педагога показать где находится туалет, где он может вымыть руки, если они испачкаются. Постепенно давайте ребенку больше самостоятельности. Хорошо принести с собой игрушку с красивыми картинками, подаренную накануне. Она напомнит ребенку о приятных впечатлениях и поможет поддержать позитивный эмоциональный настрой.
  • Пусть ребенок поиграет в группе и на прогулочной площадке, дайте ему время освоить новое пространство. Возможно, в этот момент рядом будет играть еще какой-то ребенок. Познакомьте детей друг с другом.
  • Посещайте детский сад каждый день, совместно с воспитателем планируя время .
  • В момент когда вы оставите малыша в группе. Лучшая тактика – предупредить ребенка об этом, «сходите в магазин» или «покормить бабушку» или»приготовить обед для папы» и т.д.Обязательно обещайте ребенку вернуться скоро. Выйдите на несколько минут (в первый раз не более 15-20 минут). В этот момент воспитатель займет вашего ребенка интересным занятием.
  • Возвращайтесь спокойно и доброжелательно (без паники и других излишних эмоций!)обратитесь к ребенку, похвалите его. Пусть ребенок побудет еще какое-то время в группе. Подождите его. Прощайтесь с педагогом и другими детьми., идите гулять, обещая завтра прийти вновь.                                      
  • Дома обязательно обсуждайте ваши посещения детского сада. Вспоминайте детей, с которыми вместе играли, называйте игрушки, которые есть в группе, имя воспитателя. Настраивайте ребенка на завтрашнее посещение.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания вашего ребенка в группе от 40 минут до четырех часов. О режиме посещения (с утра или после обеда) договаривайтесь с воспитателями вашей группы. Все будет зависеть от степени тревожности вашего ребенка, от его предыдущего опыта социализации, от вашего настроя и поддержки.
  • Совместно с воспитателем примите решение, с какого дня ваш ребенок готов остаться на сон. Если он может засыпать в новом месте, то забирайте его через несколько минут после пробуждения, так как у детей свое восприятие времени. В представлении малыша после сна начинается новый день, поэтому надо дать ему поддержку, уверенность в том, что мама его не оставила на столь длительное время.
  • Обязательно учитывайте режимные моменты, по которым «живет» группа детского сада. Следуйте просьбам сотрудников детского сада. «Подгоняйте» режим вашего ребенка в домашних условиях к режиму детского сада, чтобы наладить комфортный жизненный ритм.
  • Постепенно готовьте вашего ребенка к самостоятельной игре. Дети, которые умеют себя занять, лучше и быстрее адаптируются не только в образовательном пространстве, но и в любых новых условиях жизни (в гостях у бабушки, во время семейного отдыха или путешествия).
  • Согласовывайте вместе с сотрудниками детского сада совместную деятельность относительно вашего ребенка. Обязательно учитывайте интересы всей группы, а не только одного вашего ребенка.
  • Некоторые дети очень болезненно реагируют на пребывание в группе другого взрослого. Если вы находитесь в детском коллективе  вместе с вашим ребенком, то уделяйте внимание и другим детям. Тактика хлопотливой наседки относительно своего ребенка не будет в данный момент адекватной. Ваша задача – дать ребенку понять, что он в безопасном месте, дать ему больше самостоятельности. При этом другим детям следует также дать ощущение безопасности. Поэтому поиграйте вместе с ними. Включите в совместную игру несколько детей. Почитайте книжку с иллюстрациями. Вместе соберите матрешку или постройте дорогу из строительных деталей для машинки.
  • Контролируйте свое эмоциональное состояние. Чем спокойнее вы себя ведете, тем спокойнее будет ваш ребенок. Родители, которые

проявляют излишнюю тревогу и гиперопеку, вызывают повышенную тревожность и у своего ребенка. Ваше спокойствие и настрой на успех стабилизируют ситуацию, адаптацию к детскому саду.

Памятка для родителей 

«Адаптация матери и ребенка»

            Если Вы решили отдать малыша в детский сад, особенно в ясельную группу, Вы должны осознать, что это необходимо. Переживания: «Мне жалко малыша, как он там будет один» будут растравлять «душу» матери, причинять ей боль. Вы приняли решение, доверили своего малыша, так создайте же благоприятные условия для его адаптации к новым людям, новой обстановке. Ваши переживания, неуверенность малыш чувствует. Плачем, криком он будет стараться удержать Вас. Чтобы облегчить приспособление ребенка к детскому саду, первый раз придите с ним на прогулку группы, познакомьте с ребятами. Затем пройдите в группу, посмотрите вместе с малышом игрушки, покажите ему кроватку, место, где он будет кушать.

Желательно, чтобы малыш умел проситься на горшок. Но надо учитывать, что в новых условиях дети иногда перестают проситься на горшок. Ругать за это ребенка не надо. Через неделю- другую навыки восстановятся.

Перед поступлением в детский сад Вам необходимо ознакомиться с меню. Если ребенок не переносит яйца, молоко или другие продукты, об этом следует сообщить медсестре и воспитателю. Первые 2-3 дня желательно оставлять ребенка на время прогулки, затем на 2-3 часа, а затем до обеда. И только в конце первой, начале второй недели ребенка можно оставлять на целый день. Но если есть возможность, то лучше ребенка забирать пораньше, после полдника. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок взял с собой любимую игрушку, которая поможет ему адаптироваться в мире новых предметов. Иногда дети легче расстаются с папой, чем с мамой. В связи с этим некоторое время провожать ребенка в детский сад может папа или бабушка.

В период адаптации ребенка проявляйте выдержку, так как ребенок может быть капризным, раздражительным. Откажитесь от посещения магазинов, театров, развлечений, приема гостей у себя дома.

Обязательно заверьте ребенка, что вы его заберете. Не обманывайте ребенка отговорками, что "ты чуть-чуть поиграешь, и я приду". Лучше честно сказать "я приду, когда ты пообедаешь" или "я приду за тобой, когда ты поспишь". Если ребенок будет точно знать, когда за ним придут, он быстрее расслабится и успокоится, а не будет каждую минуту ждать маминого прихода. Объясните ребенку, что другие детишки тоже скучают без своих мам. Поняв, что вокруг такие же "товарищи по несчастью", а не враги которые радуются его горю, ребенку будет проще наладить контакт со сверстниками.

        Как же облегчить процесс адаптации? За 2-3 месяца до поступления ребенка в детское учреждение режим ребенка необходимо приблизить к режиму детского сада. Имейте в виду, что прием детей начинается  в 8.00 часов, значит малыш должен проснуться не позднее 7 часов, а заснуть не позднее 20.30-21.00 часов. Обед в ясельной группе в 12.00 часов. Прогулка утром с 9. 30  до 11.30  часов. Если есть возможность, то желательно ребенка забирать не позднее 17 часов.

Адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от персонала, условий, в которых находится ребенок, но и от родителей. Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени на эмоционально- личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад- это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Памятка для родителей.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

1. Необходимо привести режим дня ребенка в соответствие с условиями    детского сада.

2. Одевайте ребенка в соответствии с сезоном, не кутайте, больше времени проводите на свежем воздухе.

3. Учите ребенка пользоваться предметами обихода ( пить из кружки, держать ложку, пользоваться горшком, вытирать руки полотенцем, активно участвовать в одевании и раздевании.)  

4. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

5. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Расчитывайте свои силы, возможности и планы, не спешите с трудоустройством.

6. Определитесь, кто будет водить ребенка в детский сад, с кем он легче расстается.

7. Не затягивайте процесс расставания с ребенком, и тогда ему будет проще отпускать вас.

8. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим. В саду много игрушек, там очень весело и интересно.

9. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугайте ребенка детским садом.

10. Проследите, чтобы одежда ребенка была удобна, проста в одевании, не стесняла движения.

11. Взяв ребенка из детского учреждения, надо спросить у воспитателя, как ребенок ел, спал и, при необходимости, дома докормить или раньше положить спать.

12. После возвращения из детского сада чаще обнимайте малыша, ограждайте от любых отрицательных эмоций, создайте спокойную, благоприятную обстановку.

13. Больше давайте пить, так как с водой вымываются невротические шлаки.

14. Ограничьте новые впечатления ( на время прекратить походы в цирк, театр, гости, сократить просмотр телепередач).

15. Гуляйте перед сном.

16. Хороший эффект засыпания дает нежное поглаживание головки и бровей ребенка, принятие теплой (не горячей) ванны перед сном.

       

     В связи с тем, что в период адаптации в детском учреждении на центральную нервную систему ребенка падает очень большая нагрузка, Вам, родителям, надо очень бережно относиться к психике ребенка в этот период.

    Если через месяц ваш ребенок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и постарайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

    Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психолог детского сада ждут Вас!

“Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем детском возрасте».  

(Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)

Приложение2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  БЕСЕДЫ

И  КОНСУЛЬТАЦИИ С  РОДИТЕЛЯМИ.

“Здравствуй, детский сад!”

Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям детского сада.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к детскому саду.
  2. Дать представление о педагогических целесообразных методов воздействия на малыша в период адаптации к условиям детского сада.
  3. Дать рекомендации “ Подготовка ребенка к посещению детского сада”.

Содержание: Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.

Индивидуальная беседа

 “Особенности протекания адаптационного периода ”

Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.
  2. По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

Содержание: Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

“Психологические особенности детей раннего возраста”.

Цель: Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.
  2. Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.
  3. Дать рекомендации “Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста”.

Содержание: Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.

“Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления”.

Цель: Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие

Задачи:

  1. Познакомить родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.
  2. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами, как один из способов развития речи и мышления детей.
  3. Познакомить с приемами художественно – творческой деятельности детей.

Содержание: Теоретические основы влияние мелкой моторики на развитие речи и мышления. Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук. Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой, игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики, колечки и т.д.). Рисование с карандашами и красками (примерная тематика рисунков: дорога для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца, клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и т.д.)

“Совместные виды деятельности взрослого и ребенка”.

Цель: Помочь правильно организовать совместное взаимодействие с ребенком на содержательном уровне

Задачи:

  1. Познакомить родителей с видами совместной деятельности с ребенком.
  2. Предложить примерные игры с ребенком раннего возраста

Содержание:

 Виды совместной деятельности:

 1.  Общение (с взрослыми и детьми) – развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи где?”,  “Повтори за мной”,  “Кто так кричит?”, “Покажи, где большой- маленький, красный- синий”;  рассматривание игрушек;

 пение детских песен; ролевые игры (“Семья”, “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д.).

2.Воспитание (Чтение книг; знакомство с окружающим миром, правилами поведения).

3.Игровая и художественно–творческая деятельность (игры с песком, водные игры, конструирование гаража, забора, ворот, дома, башенки).

4. Двигательная активность детей (игры в прятки, игры в мяч).

Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи”

Цель. Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.

Задачи.

  1. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка
  2. Познакомить родителей с видами игрового оборудования.

Содержание: Качества игрового оборудования для всестороннего развития ребенка:

  • полифункциональность;
  •  дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
  • эстетическая направленность;
  •  соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

    Игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной. Например: сюжетные игры и игрушки:

  • игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);  
  • игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);  различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);  
  • игры с правилами: ( мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.) – на физическую компетенцию;
  • (детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п.) – на умственную компетенцию; (пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.) ;
  • настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);
  • мячи, обруч, скакалку, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций; набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. для развития координации и ловкости; различные массажеры, мелкие предметы (палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия.

Консультация для родителей

«Адаптация ребёнка к условиям детского сада».

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями.

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если…

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад:

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживать дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребенка новой информацией.

8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6. Спойте ребенку песенку.

7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки.

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

7. Учитывайте возраст и возможности ребёнка.

П А М Я Т К А

Правила для родителей в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком  

                    детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у

                    ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого

                    дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

1.«Все круглое  (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

2. «Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.

3. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

4.  «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки» . По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»

Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

Приложение 3.

Конспект  игрового тренинга для родителей на тему:

«Адаптация ребенка в детском саду»

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Задачи:

1.Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.

2.Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.

3.Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители будущих воспитанников НДОУ.

Оборудование: стикеры ( для визиток), цветные карандаши, фломастеры, игрушка, грецкие орехи, волшебный мешочек, мультимедийный проектор, компьютер.

ХОД ВСТРЕЧИ:

    Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о себе.

Ведущий:   Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. Многие  незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, напишите свои имена на стикерах. 

     Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1.   Как его зовут?

2.   Как зовут ребенка?

3.   Ваше любимое занятие?

Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

Правила тренинга

Ведущий:

       Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.

Например:

 1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.

 3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

 4. Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го лица ("Я..."). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.

5. Помним, что поведение человека и его личность - это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.

6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего. 

Игра на сплочение " Встреча руками"

Ведущий:  

Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки:

  1. сначала найдут друг друга;
  2. познакомятся;
  3. проявят симпатию;
  4. потанцуют;
  5. подерутся;
  6. помирятся;
  7. попрощаются.

     Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?
  • Что мешало?

Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

Упражнение - визуализация «Воспоминания»:

   На экране слайд – шоу – фотографии родителей в раннем возрасте под музыку.

Ведущий:   Попробуйте вспомнить свои первые детские впечатления о детском саде, о школе.

Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников.

Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем,  что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невозможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств:

  • Поступление в детский сад.
  • Переход из одной группы в другую.
  • Длительная болезнь.
  • Длительный отпуск.
  • Смена педагога.
  • Появление нового ребенка в группе сверстников.

Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как выдумаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

        Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Страх
  • Заторможенность (повышенная возбудимость)
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство

Упражнение "Грецкий орех"

Ведущий:

    Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают)

Ведущий:

  Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на стол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий:

   Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.

         Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • являющиеся единственными в семье;
  • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • пользующиеся     исключительным     вниманием взрослых;
  • не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
  • неуверенные в себе;
  • страдающие ночными страхами;
  • эмоционально неустойчивые;
  • пережившие психологическую травму;
  • с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
  • чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Для более успешной адаптации родителям необходимо знать

 особенности раннего возраста.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет). Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета.

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • 6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки - «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.

                    В этом возрасте вашему ребенку важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2 — 3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
  • То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:

     пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками,

     и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под

     присмотром взрослого!

  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам  ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у  ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне  естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или         переключить его внимание.

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Рефлексия

Ведущий: 

    А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним  рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

   Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что он узнал сегодня;
  • было ли для него это полезно;
  • какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  • что он хотел бы еще узнать.  

                             

Спасибо за ваше внимание и до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования «Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста» за 2014-2015 учебный год...

Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС

Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....

Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...

«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста  к условиям дошкольного учреждения»...

План работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста в доу

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмо...