Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Я и Родина моя».
проект (старшая группа)

Киося Екатерина Георгиевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе

"Я и Родина моя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное          

                                            Учреждение

                    «  Детский сад № 22 « Город детства»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе


                                                                                     Воспитатель: Киося Е.Г.


р.п.Дрожжино 2022 г.

                                                      «Я и Родина моя».

Вид проекта:   Информационно-творческий, долгосрочный

Сроки реализации: долгосрочный (10.01.2022-16.05.2022г.)

Участники проектной деятельности: Воспитатели, дети старшей группы №24, родители.

Сроки реализации проекта: 10.01.2022-16.05.2022г.

Цель:  Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний  о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном посёлке, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде,улице и посёлке, в котором они живут, о стране.

Освоение   системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка, как субъекта разнообразных видов деятельности.

Воспитание   нравственно-патриотических и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Формирование нравственно-патриотических чувств, посредством  ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальных произведений.

 Развитие  личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Проблема:  Выяснить с детьми - что мы Родиной зовём.

Актуальность проекта

 Родина –слово большое, большое!  

Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
    

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

           Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» Родине.

          Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом, моя  семья»

2. « Мой детский сад»

3. «Моя улица, мой двор»

4. «Мой посёлок Дрожжино»

5. «Моя страна Россия»

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Я и Родина моя» и Презентация проекта

Планирование деятельности осуществлялось по  основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательно-речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально - личностное  развитие

Планирование носит тематический характер, тема одного месяца  включает содержание одного образовательного блока. 

Этапы реализации проекта

1 этап

    * Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений

   * Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального 

      репертуара, наглядности.

2 этап

    * Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.

3 этап
    * 
Анализ деятельности по реализации проекта.

4 этап 
    * 
Презентация результатов деятельности.

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

  • образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • экскурсия;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)
  • презентации

Формы взаимодействия  с родителями:

  • консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;
  • сотворчество детей и родителей.

Формы и методы реализации проекта

                  

     Первый месяц (январь)- «Мой дом, моя  семья»

  • Познавательное занятие «Моя семья»
  • Беседа «Мой дом»
  • Составление рассказов на тему: «Моя семья»
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
  • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
  • Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»
  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»
  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"  
  • Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  • Словесно-дидактические игры по развитию речи: «Родственные отношения», «Назови, как тебя дома ласково называют»
  • Лепка «Наша семья отдыхает»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Второй месяц (февраль) - «Мой детский сад»  

  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих друзей"
  • Просмотр сказки «Три поросёнка»
  • Словотворчество на тему: «Детский сад – это… »
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
  • Экскурсия по детскому саду
  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
  • Хороводная игра «Каравай»
  • Подвижная игра «Дружба»
  • Проблемная ситуация «Почему игрушки обиделись?»
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
  • Коммуникативная игра  «Бабушка Маланья»

Сотворчество детей с родителями: книжка - малышка «Мой любимый детский сад»

Третий месяц (март) - «Моя улица, мой двор»

  • Беседа «Природа родного края»
  • Словесно-дидактические игры: «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Исправь Незнайку»
  • Хороводная игра «Карусель во дворе»
  • Коммуникативная игра « Кто в домике живет?»
  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
  • Экскурсия «Улица, на которой расположен детский сад»
  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
  • Конструирование  «Дома на нашей улице»
  • Малоподвижная игра «Колечко»
  • П/И «Цветные автомобили на моей улице»
  • Рисование «Зимняя берёза под моим окном»
  • Д/И «Улица, на которой я живу»
  • Сюжетно-ролевая игра «В гости к другу-соседу»

Совместная с родителями выставка работ по аппликации «Мой двор»

Четвёртый месяц (апрель) - «Мой посёлок Дрожжино»

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы идём на нашу почту»
  • Рассказы детей: «Где я люблю бывать?», «Самое красивое место в Дрожжино»
  • Д/И «Перекрёсток» использование макета посёлка
  • П/Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
  • Создание фотоальбома «Достопримечательности  Дрожжино»
  • Заучивание стихотворения «Вот моя деревня…»
  • Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение»
  • Рассматривание репродукции картин местных художников
  • Познавательное занятие «История родного посёлка»
  • Рисование: «Мой любимый Дрожжино»
  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
  • Дидактическая игра «Заселим реку Качу»
  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» 
  • Экскурсия по родному посёлку, с фото-сессией

Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш посёлок Дрожжино»

Пятый месяц (май) - «Моя страна Россия» 

  • Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
  • Словесно-дидактические игры: «Кем быть?», «Сложи картинку и придумай рассказ»
  • Презентации «Наша Родина - Россия», «Символы России»
  • Чтение о столице нашей Родины - Москве
  • Рассматривание кукол в народных костюмах
  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
  • Русские народные игры:   «Гуси лебеди»,  «Карусель,  «У медведя во бору»
  • Д/И «Народные промыслы»
  • Режиссерская игра «Армия»
  • Просмотр мультфильма « Мы живём в России»
  • Чтение русских народных  сказок: «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк»
  • Экскурсия к обелиску погибшим воинам-ракетчикам в Кедровом
  • Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»

Стенгазета «Они защищали Родину»

Предполагаемый результат:

1.  Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом,  моя  семья»,  

« Мой детский сад», «Моя улица, мой двор», «Мой посёлок Дрожжино», «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать   ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания  гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится  познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между  детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей. 

Литература

  1. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  2. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  3. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  4. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  5. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  6. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
  7. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»
  8. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.:
  9. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка-
  10. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
  11. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе. «Символы нашей Родины - России»

Моей основной задачей было познакомить детей с символами России – гимном, флагом, гербом. Обобщить знания детей о Родине. Формировать начальное представление о происхождение современного государственн...

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Моя малая Родина"

Цель и основные задачи:  Воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине;формировать умение подбирать слова, символизирующие родной край;создать условия для...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе. «Моя малая Родина – СТАРОИВАНОВКА»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.Тема: «Моя малая Родина – СТАРОИВАНОВКА»Воспитатель: Митусова Н.АЦель.  Фор...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – р...