План по самообразованию "Развитие речи посредством проектной деятельности у детей с ОВЗ"
учебно-методический материал
"Развитие речи посредством проектной деятельности у детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_god.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
учителя-логопеда Костылевой Оксаны Николаевны
Тема: «Развитие речи посредством проектной деятельности у детей с ОВЗ»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства по внедрению проектной деятельности в коррекционно-развивающий процесс.
Задачи:
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
- Использовать метод проектов на практике.
- Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
- Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
- Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Предполагаемый результат:
Для педагога: сформируются основы педагогического мастерства и профессионализма: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Для воспитанников: сформируется познавательная мотивация, речевая активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности. Для родителей: сформируется желание принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе детей.
Актуальность:
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей и развитию речи. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Проекты делают образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом. Во-первых, исследовательская деятельность позволяет организовать обучение таким образом, чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на развитие и активизацию словаря. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А что, если мы попробуем?..», «Я бы посоветовала использовать…», «Мне кажется, что нужно…» и т. д. Предназначение дошкольного возраста состоит не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых личности:
самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей.
Во-вторых, проект позволяет формировать у детей следующие умения:
— видеть проблему и ставить вопросы;
— анализировать;
— обобщать и делать выводы;
— высказывать предположения и планировать их проверку.
В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная) являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников.
Перспективный план на 2020-2021 учебный год
Название проекта | Задачи | Содержание работы с воспитанниками | Содержание работы с педагогами и родителями |
Сентябрь | |||
| Разработка перспективного плана по реализации проектов. Подбор необходимого оборудования, материалов; Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
| Исследование состояния познавательных и речевых способностей у детей.
|
- Анкетирование родителей детей; - Консультация для педагогов «Развитие речи посредством проектной деятельности»; Размещение стендовой информации для родителей по реализации проекта;
|
Октябрь | |||
Краткосрочны й проект «Эти удивительные камни»
| Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством экологического воспитания. Задачи: - воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, бережное отношение к родной природе - формировать и обобщать элементарные представления о камнях и их назначении - обогащать речь детей словообразованиями и словосочетаниями, монологической и диалогической речью - развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, способность к определению задач на основе поставленной проблемы. |
Работа с детьми: Чтение художественной литературы:
|
передвижки для родителей из серии «Игры с камнями»;
|
Ноябрь | |||
Краткосрочны й проект «Эти удивительные шишки»
| Цель проекта: - повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств. - Научить детей вести наблюдения за объектами природы. - Закрепить и углубить знания детей о сосновой шишке, о созревании шишек, значении этого дерева для человека. - Формировать умение различать сосновую и еловую шишки. Развивающие: - Развивать у детей экологические представления об природе нашего округа, знания о ценности природы. - Обогащать словарный запас. Развивать умение передавать чувства от общения с природой в рисунках и поделках. - Развивать исследовательские навыки: уметь ставить цели, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы. Воспитательные: - Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее. - Способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой. | Вопросы для изучения: Чем отличается сосна от ели? (Ствол, хвоя – иголки, места роста шишек на сосне и ели). - Чтение художественной литературы: «Рассказы о природе», «Иногда говорят елки», «Русский лес» - Сказка «Жила была шишка» (составление своей сказки, изготовление книжки- малышки) - Исследовательская деятельность. Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно; чешуйки быстрее закрываются в горячей воде. - Видео – фильм «Сосновые или хвойные деревья. Сосна. Кедр. Ель». |
заданий;
передвижки «Живые витамины для детей»;
детско-родительского творческого задания «Составление своей сказки о шишке;
итогам реализации «Эти удивительные шишки». |
Декабрь | |||
Краткосрочны й проект «Мнемотехника» | Цель проекта: - Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники. Задачи: - Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. - Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; - Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС. - Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей. - Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста. | - Знакомство детей с мнемотаблицами. - Отгадывание знакомых произведений по мнемотаблицам. - заучивание материала по лексическим темам по мнемотаблицам. - Создание детьми мнемотаблицы. | - Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме. - Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи. - Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми. |
Январь-февраль | ||||||||
Краткосрочны й проект «Многонациональный Теремок» | Цель проекта: формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый много национальный народ нашей общей родины России; воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей. Задачи: - углублять и уточнять представления о Родине — России; - закреплять и расширять представления о столице России – Москве; - обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России; - прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры; - воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
| - Чтение художественной литературы: З. Александрова «Родина» С. Баруздин «Страна, где мы живём». В. Баснер, М. Матусовский «С чего начинается Родина?» Театрализованная деятельность: Разыгрывание татарской сказки Четыре друга»; - П/и украинские народные игры «Дедушка Макар», «В речку – Гоп», русская народная игра «Золотые ворота», татарские народные игры «Серый волк» (Сары буре), «Лисичка и курочки», хантыйские игры «Бег в снегоступах», «Важенка и оленята»; - | - Видеоролик «Моя национальность» - Консультация для родителей «Подвижные игры народов России» - Консультация для родителей «Народные традиции в семейном воспитании». | |||||
Март | ||||||||
Краткосрочны й проект «Лего» | Цель проекта: Развитие интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством лего-конструирования Задачи:
| - Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы; - Найди такую же деталь»; «Запомни расположение»; - ООД | Консультация для родителей «Лего». Выставка для родителей «Наши любимые постройки из конструктора». |
Апрель | |||
Краткосрочны й проект «Маленькие дизайнеры» | Цель проекта: развитие художественного творчества, фантазии, посредством знакомства детей с видами дизайна. Задачи: 1.Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений, детьми старшего дошкольного возраста. 2.Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста. 3.Обучение детей элементам дизайн - деятельности. 4.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками. 5. Расширение кругозора, воображения детей при составлении спортивных эмблем (рисунок, объемные конструкции из спортивного инвентаря). 6. Развитие спортивной активности, интереса родителей и детей в процессе совместной деятельности. 7. Познакомить со звуковым дизайном. 8. Освоение навыков игры в шумовом оркестре, развитие музыкального кругозора и эстетического вкуса. | - Беседы, с использованием ИКТ; - Дидактические игры «Дизайн одежды»; - экскурсия в Модельное агентство «Golden Dance»; - Продуктивная деятельность детей; - Экскурсия в художественную школу ; - Мастерская «Юные модельеры»; - Создание дизайна интерьера из конструктора, пластилина, ландшафтного дизайна; - знакомство с дизайном в спорте; - Создание эмблемы с помощью ИКТ; - Создание фуд-дизайна; - подарки на 23 февраля папам «Эксклюзивные футболки»; | - Консультация для родителей «Виды дизайна»; - Привлечении родителей в создании фуд-дизайна. |
Май | |||||
| Анализ полученных результатов. - Подготовка электронной презентации по итогам реализации проекта самообразования Внесение дополнений и изменений в содержание проекта. | - Исследование состояния познавательных и речевых способностей у детей. | - Презентация результатов работы по реализации проекта родителям воспитанников
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.
Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....
Презентация "Региональный компонент в образовательной области "Развитие речи" посредством проектной деятельности
https://yadi.sk/i/bEQqtxFDgByfi...
План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».
laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...
план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...
Опыт работы "Развитие речи посредствам театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы....
Конспект занятия по теме: «Формирование бережливого мышления у детей посредством проектной деятельности». Для детей подготовительной группы ТНР.
конспект занятия по формированию у детей бережливого отношения к предметам, к природным ресурсам, к своему здоровью....
Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...