Перспективный план старшей группы по реализации программы «Социокультурные истоки»
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 203.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Перспективный план старшей группы
по реализации программы «Социокультурные истоки»
Разработчик: Остапкевич О.Ф.
г. Когалым, 2020 г.
Образовательная область
«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Основные цели и задачи:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе.
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои
предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее
произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Концепция духовно-нравственного развития личности.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные
представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия
«педагог – ребенок - семья».
Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех
субъектов образовательного пространства может осуществляться через реализацию следующих задач:
- выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
- создание условий для организации данной работы в детском саду;
- разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно- нравственное воспитание дошкольников родителей;
- повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения;
- изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает реализацию программы по социокультурным истокам, организацию предметно-развивающего пространства в группе. В группе создан уголок духовно-нравственного воспитания.. Существует необходимость создания картотеки словесных игр духовно- нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».
Организация работы в системе «педагог - дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».
В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с народной и патриотической музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святая Пасха», «Рождество Христово», «День Победы», и т. д.
В системе «педагог – родители» взаимодействие с семьями может быть организовано в нескольких направлениях.
Реализация программы по социокультурным истокам. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно- нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи.
Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.
Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.
Перспективный план работы по реализации программы
«Социокультурные истоки» в старшей группе № 17
Месяц | Тема Литература | Содержание деятельности |
Сентябрь | Верность родной земле (ч. 1) стр.4,8,12, 15 | Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники Земли Русской». Изодеятельность: Раскраски-«Богатырские доспехи». Подвижные игры: «Яблочко», «Защитники», Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (в пересказе И.А. Кузьмина) Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою», «Объясни слово» НОД по познават.деят.Тема: «Как жили наши предки» |
Октябрь | Верность Родной Земле (ч. 2) стр.14,16,22 | Презентация «Былинные богатыри»» Подвижные игры: «Наседка и коршун», Слушание: «Наш край» муз. Д.Б. Кабалевского, Рассматривание иллюстраций в книге для развития «Верность родной земле». Дидактическая игра «Исправь ошибку» Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой) НОД по познават.деят.Тема: «Защитники земли Русской -Богатыри» |
Ноябрь | Радость послушани я стр.4, 7,24 | Сюжетно – ролевые игры «Детский сад» , «Семья» Чтение сказки «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка», по С. Т. Аксакову «Аленький цветочек». Задание. «Раскрасить рисунок к сказке». Подвижные игры: «Замри», «Зеркало», «Гуси – лебеди». Муз, движения: «Если добрый ты» муз. Б.И. Савельева. НОД по познават.деят.Тема: «Быть послушным хорошо, а непослушным плохо» Семейное чтение просмотр фильма «Доброе слово сказки». Рисования «Моя семья». |
Декабрь | Светлая Надежда стр.5,9,12 | Сюжетно – ролевые игры «К нам гости пришли», «Жмурки с колокольчиком». Цикл наблюдений за елью. Чтение. К.Лукашевич «Под Рождество», И.С. Шмелев «Рождество», Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке» А.Плещеев «Зимний вечер». Подвижная игра: «Два Мороза». Ручной труд. Изготовление игрушек на рождественскую ёлку НОД по познават.деят. Тема: «Наши семейные традиции» Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» (коллективная работа) |
Январь | Доброе согласие стр.17,20,22 | Конструктивно – строительные игры «Построим дом» (игры парами). Рассказ. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное». Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное», Л. Нечаев «Саночки», К.Д. Ушинский «Четыре желания», Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе. Подвижные игры: «Жмурки», «Прятки», «Ловишки». Муз. деят. Пение: «Настоящий друг» муз. Б.И. Савельева Муз. движ: Танец по кругу на слова песни «Улыбка» муз. В. Шаинского. НОД по познават.деят. Тема: «В мире доброты и согласия» |
Февраль | Добрые друзья стр.5, 11, 12 | Игр. деят. «Зеркало»( в парах), «Найди пару» . Беседа: «Добрые друзья» Чтение сказки. Сказка русская народная «Сивка-Бурка», «Зимовье» Раскрасить рисунок к данной сказке. «Два Ивана – солдатских сына» Пение: «Настоящий друг» муз. Б. И.Савельева, Муз.движения: «Если весело живется» (хоровод-игра). Задание. Раскрасить рисунок к сказке «Сивка-бурка». НОД по познават.деят. Тема: «О дружбе и друзьях» Изготовление игрушки в подарок другу. |
Март | Добрые дела стр.17 | Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры: «Больница» «Инспектор ГДБД». Чтение сказки П.П.Ершова «Конек -горбунок», В.П. Катаев «Цветик - семицветик» Хозяйственно – бытовой труд по подготовке группы к празднику «Доброе дело для мамы». Подбор высказываний о добре. Муз. деят. Пение: «Мамины помощники» муз. Т.А. Попатенко Муз. движения: «Стирка» муз. Т. Суворовой. НОД по познават.деят. Тема: «Добрые дела и поступки» Закрепление навыков самообслуживания в условиях семьи. |
Апрель | Мудрое слово стр.8,10 Русские народные загадки, пословицы, поговорки (сост.Ю.Г. Круглов) стр.261 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок». Беседа «Мудрости начала» Изо.деятельность. Задание. Раскрасить рисунок к сказке. Подвижные игры: «Краски», «Заря». Прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», муз. С.Прокофьева НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость русских народных сказок» Семейный кинотеатр. Просмотр фильма «Мудрые уроки». |
Май | Мудрые люди стр.17, 22 Т.С. Комарова «Занятие по изобразител ьной деятельност и» стр. 99 | Народные игры «У дедушки Трифона» Беседа с детьми «Мудрые люди, о бабушках и дедушках, о нравственных уроках жизни». Чтение сказки. «Пастушья дудочка», «Названный отец». А. Плещеев «Лето» Подвижные игры: «Колечко», «Фанты». Труд. Черенкование комнатных растений Муз.деят. Пение: «Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко Задание: «Раскрасить рисунки к сказкам «Пастушья дудочка», Беседа «Мудрость приходит с годами» Рисование «Как я с бабушкой (дедушкой) иду из детского сада домой» НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость рядом с нами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ № 800-О Об утверждении плана мероприятий о реализации программы "Социокультурные истоки" в дошкольных группах Лицея в 2018-2030 годы.
Приказ подтверждает моё назначение руководителем творческой группы педагогов по реализации программы "Социокультурные истоки" в рамках реализации основной образовательной программы дошкольно...
Перспективный план старшей группы по реализации программы «Социокультурные истоки»
Перспективный план...
Перспективные планы работы с детьми по программе «Социокультурные истоки» (по книгам для развития)
Перспективные планы работы по программе "Социокультурные истоки" (по книгам для развития) с детьми 4 - 5 лет и с детьми 5 - 6 лет...
Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» Для детей с 3-х до 8-хлет.
Цель: воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа....
Перспективное планирование кружка по ХЭР "Народные умельцы" в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Перспективное планирование кружка по ХЭР в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»...
Перспективный план старшей группы по реализации программы «Социокультурные истоки»
Перспективный план старшей группыпо реализации программы «Социокультурные истоки»...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...