Перспективный план старшей группы по реализации программы «Социокультурные истоки»
методическая разработка

Ягудина Лейсан Наилевна

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_sotsiokulturnym_istokam.docx197.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Перспективный план старшей группы

по реализации программы «Социокультурные истоки»

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/2124/d-2123933/2123933_html_4857406.jpg

Разработчик: Ягудина Л.Н.

г. Когалым, 2020 г.

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Основные цели и задачи:

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе.

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои

предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее

произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Концепция духовно-нравственного развития личности.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные

представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия

«педагог – ребенок - семья».

Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех

субъектов образовательного пространства может осуществляться через реализацию следующих задач:

  • выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
  • создание условий для организации данной работы в детском саду;
  • разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно- нравственное воспитание дошкольников родителей;
  • повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения;
  • изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает реализацию программы по социокультурным истокам, организацию предметно-развивающего пространства в группе. В группе создан уголок духовно-нравственного воспитания.. Существует необходимость создания картотеки словесных игр духовно- нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».

Организация работы в системе «педагог - дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

  • игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
  • продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с народной и патриотической музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святая Пасха», «Рождество Христово», «День Победы», и т. д.

В системе «педагог – родители» взаимодействие с семьями может быть организовано в нескольких направлениях.

Реализация программы по социокультурным истокам. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно- нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи.

Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.

Перспективный план работы по реализации программы

«Социокультурные истоки» в старшей группе № 17

Месяц

Тема Литература

Содержание деятельности

Сентябрь

Верность родной

земле (ч. 1) стр.4,8,12, 15

Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники Земли Русской». Изодеятельность: Раскраски-«Богатырские доспехи».

Подвижные игры: «Яблочко», «Защитники»,

Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (в пересказе И.А. Кузьмина)

Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою», «Объясни слово»

НОД по познават.деят.Тема: «Как жили наши предки»

Октябрь

Верность Родной

Земле (ч. 2) стр.14,16,22

Презентация «Былинные богатыри»» Подвижные игры: «Наседка и коршун»,

Слушание: «Наш край» муз. Д.Б. Кабалевского,

Рассматривание иллюстраций в книге для развития «Верность родной земле».

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом»,

«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой)

НОД по познават.деят.Тема: «Защитники земли Русской -Богатыри»

Ноябрь

Радость послушани я

стр.4, 7,24

Сюжетно – ролевые игры «Детский сад» , «Семья» Чтение сказки «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка», по С. Т. Аксакову «Аленький цветочек».

Задание. «Раскрасить рисунок к сказке».

Подвижные игры: «Замри», «Зеркало», «Гуси – лебеди». Муз, движения: «Если добрый ты» муз. Б.И. Савельева.

НОД по познават.деят.Тема: «Быть послушным хорошо, а непослушным плохо»

Семейное чтение просмотр фильма «Доброе слово сказки». Рисования «Моя семья».

Декабрь

Светлая Надежда

стр.5,9,12

Сюжетно – ролевые игры «К нам гости пришли»,

«Жмурки с колокольчиком».

Цикл наблюдений за елью.

Чтение. К.Лукашевич «Под Рождество», И.С. Шмелев «Рождество», Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке»

А.Плещеев «Зимний вечер».

Подвижная игра: «Два Мороза».

Ручной труд. Изготовление игрушек на рождественскую ёлку НОД по познават.деят. Тема: «Наши семейные традиции»

Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» (коллективная работа)

Январь

Доброе согласие

стр.17,20,22

Конструктивно – строительные игры «Построим дом» (игры парами). Рассказ. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное».

Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное», Л. Нечаев «Саночки»,

К.Д. Ушинский «Четыре желания»,

Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

Подвижные игры: «Жмурки», «Прятки», «Ловишки». Муз. деят. Пение: «Настоящий друг» муз. Б.И. Савельева

Муз. движ: Танец по кругу на слова песни «Улыбка» муз. В. Шаинского. НОД по познават.деят. Тема: «В мире доброты и согласия»

Февраль

Добрые друзья

стр.5, 11, 12

Игр. деят. «Зеркало»( в парах), «Найди пару» . Беседа: «Добрые друзья»

Чтение сказки. Сказка русская народная «Сивка-Бурка», «Зимовье» Раскрасить рисунок к данной сказке. «Два Ивана – солдатских сына» Пение: «Настоящий друг» муз. Б. И.Савельева,

Муз.движения: «Если весело живется» (хоровод-игра). Задание. Раскрасить рисунок к сказке «Сивка-бурка». НОД по познават.деят. Тема: «О дружбе и друзьях» Изготовление игрушки в подарок другу.

Март

Добрые дела стр.17

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры: «Больница»

«Инспектор ГДБД».

Чтение сказки П.П.Ершова «Конек -горбунок»,

В.П. Катаев «Цветик - семицветик»

Хозяйственно – бытовой труд по подготовке группы к празднику «Доброе дело для мамы».

Подбор высказываний о добре.

Муз. деят. Пение: «Мамины помощники» муз. Т.А. Попатенко Муз. движения: «Стирка» муз. Т. Суворовой.

НОД по познават.деят. Тема: «Добрые дела и поступки»

Закрепление навыков самообслуживания в условиях семьи.

Апрель

Мудрое слово стр.8,10 Русские народные загадки, пословицы, поговорки (сост.Ю.Г. Круглов) стр.261

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

Беседа «Мудрости начала»

Изо.деятельность. Задание. Раскрасить рисунок к сказке. Подвижные игры: «Краски», «Заря».

Прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»,

муз. С.Прокофьева

НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость русских народных сказок» Семейный кинотеатр. Просмотр фильма «Мудрые уроки».

Май

Мудрые люди стр.17, 22 Т.С.

Комарова

«Занятие по изобразител ьной

деятельност и» стр. 99

Народные игры «У дедушки Трифона»

Беседа с детьми «Мудрые люди, о бабушках и дедушках, о нравственных уроках жизни».

Чтение сказки. «Пастушья дудочка», «Названный отец».

А. Плещеев «Лето» Подвижные игры: «Колечко», «Фанты». Труд. Черенкование комнатных растений

Муз.деят. Пение: «Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко Задание: «Раскрасить рисунки к сказкам «Пастушья дудочка», Беседа «Мудрость приходит с годами»

Рисование «Как я с бабушкой (дедушкой) иду из детского сада домой» НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость рядом с нами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ № 800-О Об утверждении плана мероприятий о реализации программы "Социокультурные истоки" в дошкольных группах Лицея в 2018-2030 годы.

Приказ подтверждает моё назначение руководителем творческой группы педагогов по реализации программы "Социокультурные истоки" в рамках реализации основной образовательной программы дошкольно...

Перспективные планы работы с детьми по программе «Социокультурные истоки» (по книгам для развития)

Перспективные планы работы по программе "Социокультурные истоки" (по книгам для развития) с детьми 4 - 5 лет и с детьми 5 - 6 лет...

Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» Для детей с 3-х до 8-хлет.

Цель: воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа....

Перспективное планирование кружка по ХЭР "Народные умельцы" в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Перспективное планирование кружка по ХЭР в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»...

Перспективный план старшей группы по реализации программы «Социокультурные истоки»

Перспективный план старшей группыпо реализации программы «Социокультурные истоки»...

Перспективный план старшей группы по реализации программы «Социокультурные истоки»

Основные цели  и задачи: развитие общения взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважител...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...