ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
статья (средняя группа)

Фортуна Марина Владимировна

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему функциональной грамотности детей дошкольного возраста, и  как следствие данной проблемы, у детей недостаточно развитой  связной  речи.

Цель: способствовать развитию связной речи и логического мышления у дошкольников в процессе рассказывания с использованием сюжетных картинок. Для эффективности работы по формированию связной речи должны быть заложены основы словарного запаса у детей. Дошкольники проявляют заинтересованность в сюжетных картинках. И задача воспитателя, сводится к тому, чтобы дети не потеряли интерес к чтению художественной литературы. На своих занятиях используются различные  методики обучения составления рассказа по сюжетным картинкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortuna._statya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Фортуна Марина Владимировна

Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31

Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

cute.mommy@yandex.ru

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему функциональной грамотности детей дошкольного возраста, и  как следствие данной проблемы, у детей недостаточно развитой  связной  речи.

Цель: способствовать развитию связной речи и логического мышления у дошкольников в процессе рассказывания с использованием сюжетных картинок. Для эффективности работы по формированию связной речи должны быть заложены основы словарного запаса у детей. Дошкольники проявляют заинтересованность в сюжетных картинках. И задача воспитателя, сводится к тому, чтобы дети не потеряли интерес к чтению художественной литературы. На своих занятиях используются различные  методики обучения составления рассказа по сюжетным картинкам.

Ключевые слова: читательская грамотность; связная речь; сюжетные картинки; рассказывание; методика; занятия.

В современном мире, где детей большую часть времени отвлекают интернет и телевидение, родителям и педагогам приходится прикладывать немалые усилия, чтобы привлечь внимание детей к чтению художественной литературы. Прививать интерес к книгам надо с ранних лет жизни. Одним из способов по привлечению детей к художественной литературе является обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам.

Для составления рассказа используется наглядный материал: яркие, чёткие и цветные картинки. На всех возрастных этапах, основным является осмысление детьми общего содержания картин. Детям необходимо установить связи между объектами и персонажами. Для обучения составлению рассказа используются серии сюжетных картинок, которые отвечают следующим правилам:

Практическая технология.

  • На занятиях, используется  методика «Серия сюжетных картинок»,  

автор С.Д. Забрамная. Для этого необходим стимульный материал в качестве сюжетных картинок с изображением последовательности событий.

  • Серия, включает в себя картинки, которые связанны общим сюжетом. Картинки должны быть: яркими, цветными, с чётким изображением. Сюжет картинок должен быть доступен и интересен детям.
  • Перед ребёнком выкладывается серия сюжетных картин, предлагается рассмотреть их и разложить в хронологическом порядке развития событий. В процессе работы воспитатель не помогает ребёнку исправлять свои ошибки. Формируется умение ребёнка понять, что один сюжет изображен на серии картинок, а также то, что события имеют определённую последовательность. Ребёнок учится составлять связный логический рассказ.

Задание ребёнка оцениваем по бальной системе:

1 балл – не понимает задания, действует неадекватно инструкции;

2 балла – задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет;

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может;

 4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом.

Своевременное развитие связной речи ребёнка является главным условием для речевого и психического развития.

Главной задачей в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности: пересказ, творческие рассказы, сочинение сюжетных рассказов по картине. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются до подготовительной группы.

Методика  С. Д. Забрамная  «Группировка  картинок по количественному признаку».                               

Целью является: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет. Перед ребёнком кладут пару картинок, и предлагают их рассмотреть,  остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд.

На занятиях по составлению рассказов рекомендуется использовать план. Очень важно учить дошкольников видеть не только изображение на картине, но и «додумывать» предыдущие  или последующие события.  Сюжетные картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала, также серии изображений, которые отражают развитие сюжета. Детей просят рассказать:

-Что изображено на картинке;

-Какие события произошли раньше;

-Как дальше будет развиваться ситуация.

Применяя картинки учитываем, что дети фантазируют, размышляют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы.

Чем шире словарный запас у ребенка, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии.

По методике С.Д. Забрамной  решать задачу по  формированию связной речи с использованием серии сюжетных картинок удобно в такой последовательности:

Предложить дошкольнику рассмотреть серии сюжетных картинок:

Уточнить впечатления ребенка понравились ли  ему картинки, какие герои  или события его заинтересовали;

Если есть незнакомые слова, то их объяснить и  проговорить вместе с воспитателем.

Просим ребенка вспомнить первую сюжетную картинку, обращая особое внимание на начало рассказа.

Воспитатель постоянно  поддерживает рассказчика, побуждает продолжить  подсказками: « Что было  дальше?», «Куда они направились?» и т .д.

В завершении рассказа обязательно похвалить ребенка.

 

При рассматривании серии сюжетных картин, используется метод рассказа воспитателя, для закрепления уже полученных знаний и для  приучения к коллективной беседе.

Каждый метод представляет собой совокупность приёмов: ознакомить с новым материалом, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное по развитию связной речи, которые решают дидактические задачи.

Поисковые вопросы, адресуемые детям, являются основным методическим приёмом, которые помогают им  определить свойства и качества предметов.

Таким образом: при обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин, развивается образно – логическое мышление, происходит активизация словарного запаса, формируется сюжетная линия. Активизируется познавательная деятельность, углубляются знания. Это всё способствует логическому мышлению и связной речи, а также  повышается детское словесное творчество. У дошкольников формируется интерес к художественной литературе и чтению.

        

            Список литературы

1. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. -231с.

2. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175с.

3. Если дошкольник плохо говорит: Учебно-методическое пособие / Ткаченко Т. А.  — СПб: Издательство Эксмо, 2017. - 96с.             

           4.Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психологов.-мед.-пед. комис. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 36с. (Коррекционная педагогика).

         5. https://www.psyoffice.ru/24360-13-18778.html

6. https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-rasskazu-po-serii-syuzhetnyh-kartinok-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-sredstvami-informatsio

7. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/09/10/nauchno-metodicheskaya-statya-vzaimosvyaz

8. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-razvitie-svjaznoi-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и логического мышления "Пожар"

Цель занятия: уточнять и обогащать словарный запас: продолжать учить детей выделять основной признак предмета, подбирать предмет к заданному признаку.Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать ...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Развитие связной речи и логического мышления детей с ТНР (индивидуальная работа)

Развитие речи и логического мышления ребёнка- дело не только полезное ,но и увлекательное,Развивающие игры помогут превратить сложные,скучные задания в интересную игру....

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...

Мастер - класс на тему «Использование методики «Круги Эйлера» для формирования связной речи и логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дети – это чистый лист. Они как губка впитывают огромное количество информации каждый день. Дети гораздо быстрее осваивают новые технологии, в отличие от взрослых. В дошкольном возрасте мы можем...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»

Хочу поделиться опытом работы с  универсальным игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Дети знакомятся не только с математическими понятиями, но и с понятиями информатики "к...