Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Людмила Викторовна

Хочу поделиться опытом работы с  универсальным игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Дети знакомятся не только с математическими понятиями, но и с понятиями информатики "кодировать", "декодировать". Работа с этим дидактическим материалом сложна, но очень интересна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1

 «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»

Слайд№2

Многие полагают, что при подготовке ребенка к школе достаточно - научить ребенка читать, писать, знать цифры складывать их и вычитать.

Слайд№3

Но, этого конечно недостаточно. Ребенка необходимо познакомить с основами логического мышления. Я хочу вас познакомить….

Слайд№4  (игра коробка и блоки плоскостные или объемные)

….….. с универсальным игровым дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша», разработанный венгерским ученым Золтаном Дьенешем. Это универсальная игра используется во всем мире и в нашей стране.

Рассмотрим  набор  «Блоки Дьенеша» , в который входит 48 объёмных форм и ни одной одинаковой.

  • четырех форм : круги, треугольники, квадраты, прямоугольники;
  • трех цветов: красный, синий, желтый;
  • двух размеров: большой и маленький;
  • двух видов толщины: толстый и тонкий.

Данное уникальное дидактическое  средство помогает  в игровой форме:

- моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование и декодирование информации;

- развивает мыслительные операции и умение анализировать

- развивает творческие способности к моделированию и конструированию;

-развивается воображение и инициативность в достижении целей.

Работа с «Логическими блоками Дьенеша», сложна, но интересна и увлекательна.).

                                                                         

Слайд№5

Существует очень много игр с блоками. Мы познакомимся с некоторыми из них.

На первом этапе

1.Поиск блоков по 1 признаку- ЦВЕТУ : 

Придумываем любые сюжеты для игр. «Помоги цыплятам»

Цыплята  живут в домиках: желтые в желтом, красные … домике. Утром вышли на полянку поиграть. Наступил вечер и цыплятам  нужно попасть в свой домик. Но…цыплята потеряли свои домики.

Включаются элементы поиска по цвету!!!  (по форме, размеру, толщине)

- можно посчитать цыплят в домиках –по 16 каждого цвета

Слайд№6

2.Усложняем.Следующий этап поиск по2 признакам цвет -форма:

«Помоги Мишке»  

На полянке растет много ягод. Мишка хочет угостить своего друга ёжика вкусными красными- круглыми ягодами .  Но, не может найти их на полянке.

включаются элементы поиска по цвету и форме!!!

Вопрос: Сколько найдется таких ягод? (4)

Слайд№7

3.Усложняем Следующий этап поиск по3 признакам:

 цвет- форма-величина «В магазине»

 Катя пошла в магазин чтобы купить булочки для брата. Брат попросил купить желтые-квадратные- маленькие булочки. В магазине на прилавке было очень много булочек,  Катя растерялась…

Вопрос: Сколько найдется таких булочек? (2)

Слайд№8

4.Усложняется следующий этап поиск по 4 признакам 

цвет-форма –размер- толщина: «Найди ключ от дома»

Обыгрываем ситуацию. Ваня гулял по берегу реки и потерял ключ под одним из этих  камней.

Синий-прямоугольный- большой- тонкий

По этим признакам камень всего - один

-ЧТО ВЫ ЗАМЕТИЛИ? ЧЕМ БОЛЬШЕ СВОЙСТВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, тем меньше блоков находится…………………5 мин

Слайд№9( Кодовые карточки)

На следующем этапе предлагаются игры и упражнения с  КОДОВЫМИ карточками, которые используются только в определенном порядке.

  • цвет- пятно в виде…облака или кляксы (красный, желтый, синий);
  • форма –соответствующий силуэт
  • размер-домик (большой маленький);
  • толщина-в виде фигуры человека (толстый, тонкий)

Слайд№10

Освоены кодовые карточки, дальше –кодировать и декодировать (раскодировать) информацию

Нелепицы: про меня говорят «дереза», кто же я назовите….По кодовым карточкам декодируется признаки  блока и выкладывается персонаж

Слайд№11

Затем осваиваем кодовые  карточки с отрицанием –перечёркнутые НЕ…, а... Уже гораздо сложнее декодировать и кодировать. Попробуем?

 Верхнюю квартиру слева. Какие там живут блоки?

Древнекитайское изречение звучит:

                                                                         То, что я услышал, я забыл,

                                                                          То, что я увидел, я понял,

                                                                          То, что я сделал, я знаю!

А теперь поупражняемся в практическом умении

Слайд№12 волшебная дверь)

 Принцесса собралась на балл, но не может попасть в свою комнату- там её драгоценности.

Перед нами волшебная дверь, но она не отроется пока вы не назовете признаки по которым изменились блоки. Слева -направо

Кто обратил внимание-какого нет признака? Почему, как выдумаете?

Первое препятствие преодолено.  Дверь волшебная открылась

Слайд№13

Драгоценности находятся в сейфе. Чтобы узнать МОДЕЛЬ сейфа нам нужно ДЕКОДИРОВАТЬ название , т е раскодировать.

 КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ -красный, прямоугольник, большой и толстый.

(фокус группа прочитывает) Проверим?

Слайд№14

(Появляется сейф БЛОК)

Вот мы узнали модель сейфа. У каждого сейфа есть КОД со своей комбинацией.  Вот беда…Принцесса забыла код

Слайд№15

 (появляется 4 блока)

Красный треугольник большой и толстый, синий треугольник маленький и тонкий, красный квадрат  большой и толстый,  желтый круг маленький  и тонкий.

Поможем принцессе?

В конверте №1 находятся кодовые карточки. При помощи них нужно закодировать любой БЛОК по вашему выбору. Комбинации могут повторяться, но обязательно хоть в одном признаке должен быть код с отрицанием или во всех признаках

УСЛОВИЕ: но это Секрет для соседних столов

В определенном порядке: цвет, форма, величина, толщина.

Читаем код ваш …вслух- пусть все угадывают все. Молодцы! Код придуман и разгадан. СОБРАЛИ  КОДОВЫЕ  КАРТОЧКИ .

Слайд№16

Открываем сейф- он у вас на столах (КОРОБКА БЛОКОВ), в котором находятся  украшения.

В конверте №2 находится карточка, прочитав ДЕКОДИРОВАВ  ее вы должны отыскать нужное украшение. Кто нашел, выходите сюда с карточкой и с украшением для Принцессы. Прочитайте и покажите, что вы нашли.

А МЫ проверим.

 Слайд№17, 18, 19, 20

Нашли украшения

Слайд№ 21

ВОПРОС; По каким признакам дружат и не дружат украшения.- по парам

Положите украшения в эти  шкатулки

Слайд№22

 по 2 украшения в красную и желтую

Слайд№23

Принцессе нужно выбрать на балл украшения обладающим общими 3  признаками. Поможете ей?

 ПРОВЕРИМ?

Слайд№24

Красный треугольник большой , толстый+ красный большой круг тонкий

синий маленький круг толстый+ красный маленький круг тонкий.

Спасибо большое , мы с вами помогли принцессе отыскать драгоценности

 Слайд№25

            Существует  много разнообразных игр с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша», что возможность педагогам придумывать свои сюжеты игр, увлекая детей в прекрасный мир интересных логических игр. А освоив материал, дети сами могут придумывать сюжеты и головоломки.

 Слайд№ 26

Рефлексия по методу британского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Мы с вами поупражняемся в навыках практического мышления

На столе шляпки в которых  лежит задание, ШЛЯПКИ на голову которое вы должны прочитать и коротко в течении 15 секунд дать ответ. Нужно отвечать очень коротко 1-2 предложениями.

«Белая шляпа»

Только факты(что узнали, чему научились)

«Зеленая шляпа»

Только «плюсы», что больше всего понравилось

«Черная шляпа»

Только «минусы», что не понравилось

«Красная шляпа»

Говорите только о чувствах или ощущениях (интересно-неинтересно, сложно, ) которые у вас возникли в процессе мастер-класса

«Желтая шляпа»

Говорит о том, можно ли воплотить данный материал в работе с детьми

«Синяя шляпа»

Сделайте по всему сказанному выводы обобщения

1.Что узнали…, чему научились..

2. «плюсы» и «минусы»

3.можно ли использовать в работе с детьми в ДОУ …………..3 минуты

Слайд№27 ИТОГ Рефлексия Притча
Жил в древности один мудрец. У него было много учеников. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Ранним утром ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. В любой момент готов был сжать руки для своей истины. Пришел к своему мудрецу-учителю и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...- ответил мудрец.

В наших руках задатки , данные нашим воспитанникам от природы. И то нас зависит, остануться они НЕРАСКРЫТЫМИ или достигнут соответствующих высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми....