Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_znamenskiy_detskiy_sad.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»
Мастер-класс
«Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
Подготовила: воспитатель
Щербакова А.С.
2018г
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша».
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша». Выступление, я хочу начать с того, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, поскольку в настоящее время, время быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми. И в своей работе по развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, я использую логические блоки Золтана Дьенеша, венгерского профессора, математика. Почему я взяла для работы именно эти блоки? Я считаю, что главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить, играют развивающие игры. Блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного характера. Основная цель использования дидактического материала- научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Работу с блоками можно начинать с младшей группы. Я начала работу с ними с начала нынешнего учебного года. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, таких выражений, как «Такой же», «Не такой.» Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
1.Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д. Для игр с детьми младшей группы можно воспользоваться готовыми схемами различных предметов. Н, предлагаю Вам построить грузовик.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий). И могут выделять 2-3 свойства предметов. Для развития логического мышления целесообразно предлагать дошкольникам составлять загадки с использованием карточек-символов. Для этого можно воспользоваться пустой таблицей 1х3 (или специальными заготовками). Выложите в квадраты два знака, например: толстая и круглая, а в третий ребёнок должен положить соответствующую фигуру из набора — толстый круг (цвет при этом не учитывается) и т.д.
Также в работе можно использовать логические таблицы с блоками и играть с детьми в игру «Какой фигуры не хватает». Квадрат разделите на 9 частей, в 8 из них положите определенные значки или воспользуйтесь готовыми таблицами. Ребёнок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки. Когда дети хорошо запомнят символы свойств фигурок, можно с ними поиграть в игру «Магазин». Карточки-символы — это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребёнка карточка с символом — большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак толстая фигура, то можно купить все толстые фигуры. Если в группе имеются более сильные дети, которые успешно справляются с заданиями, то можно им предложить более сложные игры, например, рассели жильцов в домике», «Выложи дорожку» и т.д.
Мы с вами разобрали некоторые варианты игр. Вы успешно прошли все задания. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка и развитию логического мышления у него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....
Мастер-класс «Развитие аналитического восприятия дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Сценарий мастер-класса...
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и п...
Мастер-класс "Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"
Материал представляет собой методическую разработку мастер-класса с педагогами и родителями по использованию дидактических игр с логическими блоками Дьенеща с детьми дошкольного возраста....