Памятка для педагогов "Ситуация успеха"
консультация
Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик. Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны родителей и педагогов.
Именно родитель, педагог может создать ситуацию. Следует иметь ввиду:
• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка, может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,
• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,
• появляется желание достичь лучших результатов,
• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3
Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска.
Адрес: 693004, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 467-а,
телефон/факс/ 8-4242-75-07-88
Памятка
для педагогов ДОУ
«Создание ситуаций успеха – залог гармоничного развития ребёнка»
Подготовил
педагог-психолог
Корнеева И.С.
Южно-Сахалинск, 2021
Создание ситуаций успеха – залог гармоничного развития ребёнка
Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик. Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны родителей и педагогов.
Именно родитель, педагог может создать ситуацию. Следует иметь ввиду:
• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка, может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,
• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,
• появляется желание достичь лучших результатов,
• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
Но необходимо помнить, что нельзя создавать и «постоянную успешность». Почему?
Во-первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.
Во-вторых, после переживания какой-то сильной эмоции обязательно должна быть релаксация (расслабление). Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Нужен определенный период отдыха.
В-третьих, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (подвинул стул, сделал то, что давно умеет делать).
Цепочка действий для создания ситуации успеха:
• установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание) – мотивационный этап;
• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап;
• сравнение полученных результатов с ожиданиями ребёнка – результативный этап.
Взрослый может предложить разные мотивы для достижения результата:
• желание решать самостоятельно интересные задачи,
• завоевать авторитет у своих товарищей,
• стать лидером,
• рассматривать свою деятельность с точки зрения ее полезности для себя в будущем и полезности другим людям,
• установить новые контакты с теми, кто с легкостью решает подобные задачи.
Полезные психолого-педагогические приемы для создания «ситуации успеха»
1. Эффект Розенталя или эффект «навеивания»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если взрослый будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет.
2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого, даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.
3. Прием «Анонсирование» - репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности. Например, сказать заранее о задании, задаче, которые будут поставлены перед ребёнком. Воспитатель может назвать имена детей, которым он собирается дать задание.
4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги:
• Психологическая атака; • Эмоциональное блокирование;
• Выбор главного направления; • Выбор равных возможностей;
• Неожиданное сравнение; • Стабилизация.
Этот прием заключается в том, чтобы взрослый (родитель, педагог) блокировал мысли о неудаче в одном виде деятельности ребёнка, отвлекал его внимание от очередного неуспеха. Воспитатель обязан найти тот вид деятельности, который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.
5. Прием «Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, в которой ребёнок неожиданно для себя может открыть свои возможности.
6. Прием «Эмоциональный всплеск». Полезен тем детям, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача взрослого – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки.
7. Прием «Эврика!» Прием создания условий, при которых ребёнок, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности, неизвестные ему до этого. Задача взрослого – увидеть это, поддержать ребёнка и поставить перед ним новую цель, оговорив с ним алгоритм действий для достижений успеха.
8. Прием «Специальная ошибка». Взрослый сознательно допускает ошибку в действии, в рассказе, чтобы дать ребёнку шанс исправить ошибку, почувствовать себя на равных с взрослым человеком. Использовать с учетом возраста и личностных характеристик ребенка. Обязательно использовать знакомый или ранее изученный материал.
Главная задача взрослого – заинтересовать познавательным процессом ребёнка!
Многие дети переживают психологический стресс, отражается он во внутреннем конфликте: ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ НУЖНО, НО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ. Тут особенно важна помощь взрослого!
Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидьте их, развивайте – это главное дело педагога!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)
laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре) Содержание:1....
Памятка «СЕКРЕТЫ УСПЕХА для всех, кто желает вырастить ТАЛАНТЛИВЫХ ХУДОЖНИКОВ».
v Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!v Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня зна...
Памятка "Путь к успеху"
Чтобы деятельность стала продуктивной и дала результаты, надо основательно подготовить почву - Десять шагов на пути к творчеству....
Памятка родителям: Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка
Памятка родителям:Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занят...
Памятка для родителей: "Нейро ладошки для развития мозга детей,обязательное условие успеха и результативности".
Нейроладошки- это универсальный развивающий набор жестов. Формирует и развивает у ребенка концентрацию и устойчивость внимания, развивает межполушарные связи. Э...
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.
Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...