Памятка для педагогов "Ситуация успеха"
консультация

Корнеева Ирина Сергеевна

      Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик. Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны родителей и педагогов.

      Именно родитель, педагог может создать ситуацию. Следует иметь ввиду:

• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка, может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,

• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,

• появляется желание достичь лучших результатов,

• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3

Департамент  образования администрации  г. Южно-Сахалинска.

Адрес: 693004, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 467-а,

телефон/факс/ 8-4242-75-07-88

Памятка

для педагогов ДОУ

«Создание ситуаций успеха – залог гармоничного развития ребёнка»

Подготовил

педагог-психолог

Корнеева И.С.

Южно-Сахалинск, 2021

Создание ситуаций успеха – залог гармоничного развития ребёнка

      Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания»,- писал С.Соловейчик. Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны родителей и педагогов. 

      Именно родитель, педагог может создать ситуацию. Следует иметь ввиду:

• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка, может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,

• даст возможность почувствовать веру в собственные силы,

• появляется желание достичь лучших результатов,

• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.

        Но необходимо помнить, что нельзя создавать и «постоянную успешность». Почему?

Во-первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.

Во-вторых, после переживания какой-то сильной эмоции обязательно должна быть релаксация (расслабление). Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Нужен определенный период отдыха.

В-третьих, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (подвинул стул, сделал то, что давно умеет делать).

Цепочка действий для создания ситуации успеха: 

• установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание) – мотивационный этап;

• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап;

• сравнение полученных результатов с ожиданиями ребёнка – результативный этап.

Взрослый может предложить разные мотивы для достижения результата: 

• желание решать самостоятельно интересные задачи,

• завоевать авторитет у своих товарищей,

• стать лидером,

• рассматривать свою деятельность с точки зрения ее полезности для себя в будущем и полезности другим людям,

• установить новые контакты с теми, кто с легкостью решает подобные задачи.

Полезные психолого-педагогические приемы для создания «ситуации успеха»

1. Эффект Розенталя или эффект «навеивания»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если взрослый будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет.

2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого, даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

3. Прием «Анонсирование» - репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности. Например, сказать заранее о задании, задаче, которые будут поставлены перед ребёнком. Воспитатель может назвать имена детей, которым он собирается дать задание.

4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги:

• Психологическая атака;                • Эмоциональное блокирование;

• Выбор главного направления;     • Выбор равных возможностей;

• Неожиданное сравнение;               • Стабилизация.

Этот прием заключается в том, чтобы взрослый (родитель, педагог) блокировал мысли о неудаче в одном виде деятельности ребёнка, отвлекал его внимание от очередного неуспеха. Воспитатель обязан найти тот вид деятельности, который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

5. Прием «Даю шанс».  Заранее подготовленная ситуация, в которой ребёнок неожиданно для себя может открыть свои возможности.

6. Прием «Эмоциональный всплеск». Полезен тем детям, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача взрослого – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки.

7. Прием «Эврика!» Прием создания условий, при которых ребёнок, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности, неизвестные ему до этого. Задача взрослого – увидеть это, поддержать ребёнка и поставить перед ним новую цель, оговорив с ним алгоритм действий  для достижений успеха.  

8. Прием «Специальная ошибка». Взрослый сознательно допускает ошибку в действии, в рассказе, чтобы дать ребёнку шанс исправить ошибку, почувствовать себя на равных с взрослым человеком.  Использовать с учетом возраста и личностных характеристик ребенка. Обязательно использовать знакомый или ранее изученный материал.

Главная задача взрослого – заинтересовать познавательным процессом ребёнка!

Многие дети переживают психологический стресс, отражается он во внутреннем конфликте: ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ НУЖНО, НО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ. Тут особенно важна помощь взрослого!

Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидьте их, развивайте – это главное дело педагога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Памятка «СЕКРЕТЫ УСПЕХА для всех, кто желает вырастить ТАЛАНТЛИВЫХ ХУДОЖНИКОВ».

v Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрас­но! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!v Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня зна...

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Памятка "Путь к успеху"

Чтобы деятельность стала продуктивной  и дала результаты, надо основательно подготовить почву - Десять шагов на пути к творчеству....

Памятка родителям: Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка

Памятка родителям:Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занят...

Памятка для родителей: "Нейро ладошки для развития мозга детей,обязательное условие успеха и результативности".

Нейроладошки- это универсальный развивающий набор жестов. Формирует и развивает у ребенка концентрацию и устойчивость внимания, развивает межполушарные связи. Э...