Консультация для воспитателей: «Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей»
консультация

Корнеева Ирина Сергеевна

Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя — не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mikroklimat.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №3

«Золотой ключик»

Консультация для воспитателей:

 «Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей»

Педагог-психолог

Корнеева И.С

2022 г.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений -

одна из важных задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди

людей, формировать у них определенные психологические

качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

 

В.А. Сухомлинский

 

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

 

Поэтому немаловажные задачи педагога — формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Внутригрупповые отношения детей.

 

Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения.

 

Отношение -  это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что — то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.

 

Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя — не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

 

Обязательное условие нормального развития ребенка — его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения необходимы не только взрослому.

 

С раннего возраста дети испытывают недостаток общения, имеющий ограниченный круг социального взаимодействия.

 

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

 

Воспитатели наблюдают сложную картину межличностных отношений детей.

 

Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами — это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути — обучению в школе.

 

Решению данных проблем способствует непрерывная система общения воспитатель — дети — родители. Воспитатель продумывает ряд игровых упражнений цель которых:

 

- снятие напряжения в детском коллективе;

 

- развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

 

- раскрепощений неуверенных в себе детей;

 

- сплочение группы.

 

Каждая игра имеет четкую структуру:

 • организационная часть (состоит из упражнений — приветствия и упражнения -разминки), цели которой — настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

 • основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель — развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;

 • заключительная часть (состоит из упражнения — прощания), цели которой — символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

 

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

 

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке — дружат в группе детки».

 

«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

 

Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и  на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.

 

Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей  группы.

 

Совместно с детьми «разработать»  правила группы «Что можно делать, что нельзя».

 

- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

 

- Помогай товарищу. Если умеешь что — то делать сам — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

 

- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

 

- Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

 

- Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

 

- Не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

 

- Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

 

- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

 

- Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

 

- Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

 

- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

 

И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.

 

Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

 

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

 

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

 

☼ создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

 

☼ Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 

☼ Распределять между воспитанниками поручения.

 

☼ Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

 

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:

 

♥ Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;

 

♥ В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

 

♥ Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны;

 

♥ Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

 

♥ Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;

 

♥ Благоприятная социальная ситуация развития — это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...

Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".

Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоционал...

Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"

Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"...

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у взрослых и детей»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное ...

Консультация для воспитателей "Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей"

Дано подробное описание работы воспитателя, направленной на создание и поддержание комфортного психологического климата в группе. Даны практические рекомендации....

Консультация для воспитателей "Создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!»...