Консультация для воспитателей: «Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей»
консультация
Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя — не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikroklimat.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №3
«Золотой ключик»
Консультация для воспитателей:
«Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей»
Педагог-психолог
Корнеева И.С
2022 г.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений -
одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди
людей, формировать у них определенные психологические
качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога — формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Внутригрупповые отношения детей.
Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения.
Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что — то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.
Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя — не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Обязательное условие нормального развития ребенка — его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения необходимы не только взрослому.
С раннего возраста дети испытывают недостаток общения, имеющий ограниченный круг социального взаимодействия.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.
Воспитатели наблюдают сложную картину межличностных отношений детей.
Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами — это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути — обучению в школе.
Решению данных проблем способствует непрерывная система общения воспитатель — дети — родители. Воспитатель продумывает ряд игровых упражнений цель которых:
- снятие напряжения в детском коллективе;
- развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
- раскрепощений неуверенных в себе детей;
- сплочение группы.
Каждая игра имеет четкую структуру:
• организационная часть (состоит из упражнений — приветствия и упражнения -разминки), цели которой — настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
• основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель — развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;
• заключительная часть (состоит из упражнения — прощания), цели которой — символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.
Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке — дружат в группе детки».
«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.
Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- Помогай товарищу. Если умеешь что — то делать сам — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
- Не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
- Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
- Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
- Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
☼ создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
☼ Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
☼ Распределять между воспитанниками поручения.
☼ Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
♥ Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
♥ В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
♥ Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны;
♥ Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
♥ Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;
♥ Благоприятная социальная ситуация развития — это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Создание условий для продуктивного общения детей со взрослыми и другими детьми"
Методика организации педагогического общения воспитателя с детьми...
Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...
Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".
Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоционал...
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"...
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у взрослых и детей»
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное ...
Консультация для воспитателей "Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей"
Дано подробное описание работы воспитателя, направленной на создание и поддержание комфортного психологического климата в группе. Даны практические рекомендации....
Консультация для воспитателей "Создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"
laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!»...