Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"
консультация на тему
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в России возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.
При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки как Я.А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие.
С психологической точки зрения в едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития, которые характеризуются тем, что целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Собственная активность полностью определяется самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества. При экспериментировании дети добиваются более высоких результатов, поражающих своей непосредственностью и оригинальностью.
Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:
1.Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2.В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3.Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
4.В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5.Экспериментироание во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
6. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.
Мне импонирует гипотеза Н. Н. Поддъякова, которую он сформулирован на основе обобщения своего богатого фактического материала в 1997 году, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования своей гипотезы он приводит многочисленные доказательства:
1.Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; мы точно знаем, что игре детей надо учить. В экспериментально-поисковой деятельности ребенок самостоятельно воздействует разными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана ребенку взрослым, он строит ее сам.
2.В процессе экспериментирования достаточно четко выступает момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, что, в свою очередь, позволяет производить новые, более сложные и совершенные, преобразования и получать новые знания об объекте и его свойствах. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом ребенок получает возможность ставить себе новые. Все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности является тот факт, что экспериментально-исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Мы выяснили роль экспериментально-исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии ребенка-дошкольника.
Структура развивающей среды
Организация и проведение экспериментально- исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды.
При создании развивающей среды необходимо учитывать положение А.В.Запорожца об амплификации ( обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы, а также ряд требований, которые предъявляют к развивающей среде С. Л. Новоселова, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков:
1. Развивающий характер предметной среды.
2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития
4. Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
Помимо изложенного развивающая среда должна соответствовать ряду принципов.
Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.
Это становится возможным при создании условий для двух типов детской активности:
- собственной, полностью определяемой рбенком, детерминированной его внутренним сознанием;
- стимулируемой взрослым. Который организует деятельность ребенка для получения заранее определенного результата.
В связи с этим лежит проблема материала, оборудования и их размещения.
Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.
На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными средствами, объектами и средствами многоплановой деятельности, предоставлением возможности получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. В связи с этим развивающая среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне.
Принцип активности.
В развивающей среде должна быть заложена возможность как для детей, так и для взрослых изменять ее внешний вид, оформление, определять местоположение материала, объектов. Это стимулирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Положение взрослого «рядом» с ребенком, а не «над» ним.
Принцип эмоциональной насыщенности.
Здесь рассматривается способность среды воздействовать на эмоции ребенка. Окружение должно давать ему разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, возможность прожить и выразить свои чувства в какой-либо деятельности, побуждать к освоению полюсов «добро – зло», «прекрасно – безобразно»…
Принцип системности.
Среда должна отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, системе развития «от простого к сложному», основным принципам дизайна.
Материал подобран (сконцентрирован0 по определенному принципу:
- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);
- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
- содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)
Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и для индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. Этот принцип также предполагает наличие структурных «емкостей», содержащих личные вещи и предметы, отражающие индивидуальность, внутренний мир ребенка («сокровищницы», «личные полочки», «стены творчества» и т.п.)
Принцип закрытости.
Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.
Принцип обеспечения половых различий.
Предполагает наличие материалов и предметов интересных для мальчиков и для девочек, способствует осознанию половой принадлежности. (Например, материалы по темам «Мир тканей» и «Мир металла»…)
Принцип универсальности.
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.
Многофункциональность.
Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.
Рациональность.
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.
Обновляемость материала.
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.
Именной характер материала, т.е. наличие названия, маркировки или надписи (для читающих детей), чтобы ребенок мог самостоятельно восстановить цепочку действий с данным материалом и использовать его в соответствии с назначением.
Характеристика микроблоков развивающей среды.
Развивающая среда может быть представлена различными микроблоками, например –
Уголок экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки), где также могут быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3)Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок природы
Уголок «Эрудита»( детская библиотека)
Игротека
Уголок моделирования («Чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними).
Центр преобразования и изодеятельности «Мастерилки»
Метеоплощадка
Территория детского сада (Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, накопление познавательного опыта, преобразование и использование его в разных видах деятельности)
И др.
Заключение.
Организация развивающей среды и экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников способствует:
1. у детей - развитию познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи, умению формулировать свои мысли;
2. у педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства;
3. повышению качества воспитательно-образовательной работы, соответствию современным требованиям дошкольного образования.
Поэтому следует тщательно подбирать предметно пространственную среду и больше уделять внимание при планировании для экспериментальной деятельности.
Литература для самообразования по данной теме: работы Н.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, где выявлена роль экспериментально-исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, определена структура создания развивающей среды для полноценного и методически грамотного проведения экспериментально – исследовательской деятельности с воспитанниками, представлена программа выполнения работ по проекту для его реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС
Задачи развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"
Консультация для воспитателей Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности...
"Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе "Пчёлки" в условиях реализации ФГОС ДО"
Вашему вниманию представлен хороший пример организации предметно-пространственной среды в группе детского сада...
Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ
Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно ...
«Организация предметно-пространственной развивающей среды, образовательной области «Познание» (РМП), в условиях реализации ФГОС».
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый э...
Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
Описание музыкальной ППРС в ДОУ по ФГОС...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...