Консультация для воспитателей "Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей"
консультация на тему
Дано подробное описание работы воспитателя, направленной на создание и поддержание комфортного психологического климата в группе. Даны практические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_mikroklimata.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №3
«Золотой ключик»
г. Южно-Сахалинска
Консультация для воспитателей:
«Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей»
Педагог-психолог
Корнеева И.С
2013 г.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений -
одна из важных задач воспитания личности ребенка
дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди
людей, формировать у них определенные психологические
качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога — формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Внутригрупповые отношения детей.
Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения.
Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек по разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что — то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.
Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя — не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Обязательное условие нормального развития ребенка — его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения необходимы не только взрослому.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Воспитатели наблюдают сложную картину межличностных отношений детей.
Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами — это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути — обучению в школе.
Решению данных проблем способствует непрерывная система общения воспитатель — дети — родители. Воспитатель продумывает ряд игровых упражнений цель которых:
- снятие напряжения в детском коллективе;
- развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
- раскрепощений неуверенных в себе детей;
- сплочение группы.
Каждая игра имеет четкую структуру:
• организационная часть (состоит из упражнений — приветствия и упражнения -разминки), цели которой — настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
• основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель — развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;
• заключительная часть (состоит из упражнения — прощания), цели которой — символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.
Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке — дружат в группе детки».
«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам — научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.
Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок — синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- Помогай товарищу. Если умеешь что — то делать сам — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
- Не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
- Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
- Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
- Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
☼ создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
☼ Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
☼ Распределять между воспитанниками поручения.
☼ Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
♥ Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
♥ В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
♥ Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны;
♥ Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
♥ Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;
♥ Благоприятная социальная ситуация развития — это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"
Консультация для родителей ДОУ. Основой воспитания положительных черт ребенка могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных....
"Здоровый образ жизни для взрослых и детей"
Данная презентация может быть использована как наглядный консультативный материал для воспитателей и родителей....
«Формирование здорового образа жизни у взрослых и детей»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у взрослых и детей»
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное ...
Консультация для родителей «Здоровье ребенка в руках взрослых»
laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». Ж. Ж. РуссоРебенок - это радость, надежда и счастье родителей. Как хочется видеть своего малыша здоровым, кр...
Консультация для воспитателей: «Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей»
Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя — не про...
Консультация для педагогов «Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка»
Консультация для педагогов "Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка"...