Конспект НОД «Путешествие в типографию»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

     НОД «Путешествие в типографию»

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: Ознакомление с социальным окружением

Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии.

Образовательные задачи:

- показать значимость каждого компонента труда в получении результата;

познакомить с процессом создания, оформления книги;

познакомить с профессиями (печатник, резчик бумаги, переплетчик, редактор, корректор).

Развивающие задачи:

- развивать у воспитанников любознательность, фантазию, общую

мотивацию, поощрять детскую инициативу.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предварительная работа: Беседы о профессиях: корректоры, наборщик, переплетчик, резчик, печатник, рассматривание книг в разных переплетах, газет, журналов, изготовление самодельных книг.

Оборудование для педагога: Мультимедийная установка, фильм «Экскурсия в типографию»; различные книги, журналы, газеты.

Оборудование для детей: Выставка  книг, журналов, газет; лоток с глиной, стека, салфетки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма организации:  подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.

Форма обучения: путешествие.

Методы: Словесный (рассказ воспитателя, беседа,  словарная работа, поощрение)

Наглядный (рассматривание презентации  с фотографиями печатных станков, книги, журналов),  игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

Игровой:  путешествие в прошлое

 Практический: создание послание на глиняной дощечке.

Словарная работа: Иван Федоров, первопечатник, печатный станок, папирус, пергамент.

Ход:

Воспитатель: Добрый день, друзья! Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Загадка.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

Воспитатель: Правильно, это загадка о книге. А как вы догадались, что речь идет о книги? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас выставка. Здесь есть книги, журналы, газеты. Мы собирали вместе эту выставку. Что вы можете сказать о книгах? (Книги бывают разные по содержанию и оформлению, размеру). (слайд №1)

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужны книги, журналы, газеты? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для всеобщего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.

Воспитатель: С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Давайте вспомним, на чем раньше люди все это записывали? (Ответы детей)(Фрагмент фильма. Слайд № 2)

Воспитатель: Правильно, люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе. Слайд № 3

 Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой подчерк называют каллиграфический. Слайд № 4

Люди красиво украшали и оформляли книги, рисовали иллюстрации, заставки. Выделяли заглавные буквы, украшали буквы яркими красками.

 

Воспитатель: Скажите, какие вы знаете книги?

 (по содержанию: детские книги: сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники, книги для взрослых;

 по размеру: книжки-малышки, большие, маленькие; по переплёту: мягкий, твёрдый).

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто создает материалы для книги? (писатели, поэты, художники)                                                                                   Слайд № 5

Воспитатель: Правильно, книгу создает писатель, поэт - они создают произведение - стихи, рассказы, сказки. Художник рисует иллюстрации.                 Слайд № 6

Писатели и поэты, очень творческие люди, у них прекрасное воображение и яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подобрать рифму к каждому слову.

Давайте, как поэты попробуем сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно. Например,

 

В заболоченной речушке

Громко квакают … (лягушки)

Папа у своей машины

Подкачать намерен … (шины)

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал … (воробей)

Мы укладываем спать

Куклу в мягкую … (кровать)

Молока попив из миски

Лапкой ротик моет … (киска)

Посмотри скорей в оконце

И увидишь в небе … (солнце)

 

Воспитатель: Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и еще более сложные машины для печатания книг.

                                                                                                                Слайд № 7

Воспитатель демонстрирует детям картинки или слайды с печатными станками разных лет.  Иван Фёдоров один из первых русских книгопечатников, а также основатель типографии.                                                                                   Слайд № 8

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где печатают книги? Правильно в типографии(Ответы детей)              (современный печатный станок Слайд № 9

Воспитатель: Кто работает в типографии(Ответы детей)

- Ребята,  предлагаю вам совершить Вам виртуальную экскурсию в типографию.

(просмотр видео)                                                                    Слайд № 10

Дидактическая игра «Назови правильно»

На слайде картинки с изображением профессий полиграфического производства, а также людей других специальностей. Нужно найти картинку, относящуюся к профессиям  типографии.                                                           Слайд № 1

(В типографии работают люди разных профессий. Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей).                                                   Слайд №  1 2

Воспитатель: Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры. Предлагаю вам поиграть в игру «Звук заблудился»

Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово, которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно.

1. На виду у детворы

крысу (крышу) красят маляры

 

2. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами!»

 

3. Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело!

 

4. Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил

 

5. Сели в ложку (лодку) -и айда!

По реке туда-сюда!

Воспитатель: Ребята книга – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.

Физминутка

Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Можно и нельзя».

 Я буду читать стихотворные строки, а вы в случае правильного ответа хлопаете в ладоши, а если не согласны – топаете ногами. Становитесь в круг.

Книга - самый лучший друг, это знают все вокруг!

(Дети хлопают в ладоши)

Книгу можно прочитать, руками грязными листать.

(Дети топают ногами)

Если нравится картинка – рви ее из серединки.

(Дети топают ногами)

Книгу бережно держи, в нее закладку положи.

(Дети хлопают в ладоши)

С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке.

(Дети топают ногами)

Ручку в руку ты возьми, на странице напиши.

(Дети топают ногами)

Книгу в воду не бросай, береги и уважай!

(Дети хлопают в ладоши)

Молодцы, ребята, вы все справились.

Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в типографию.

Я предлагаю вам самим попробовать и  напечатать письмо на глиняной дощечки.

(дети проходят к столом, где расположены материалы для экспериментирования, просмотр фильма)                                                                                  Слайд № 13

Дети выполняют задания на глиняных дощечках.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы можете сказать, кто работает в типографии?

Дети: В типографии работают корректоры, наборщики, переплетчики, резчики, печатники.

Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными, я думаю, вы много сегодня -узнали нового. Спасибо всем!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному развитию: «Путешествие в типографию» ПРЕЗЕНТАЦИЯ и текст к ней

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»Елена СизикинаКонспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»Цели...

Конспект "Путешествие в типографию"

Конспект "Путешествие в типографию"...

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в типографию»

Конспект ООД по познавательному развитию«Путешествие в типографию»...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в смешанной дошкольной группе на тему Путешествие в типографию

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в смешанной дошкольной группе на тему Путешествие в типографию...

Конспект занятия "Путешествие в типографию"

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в типографию"...