Конспект НОД «Путешествие в типографию»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
НОД «Путешествие в типографию»
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: Ознакомление с социальным окружением
Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии.
Образовательные задачи:
- показать значимость каждого компонента труда в получении результата;
- познакомить с процессом создания, оформления книги;
- познакомить с профессиями (печатник, резчик бумаги, переплетчик, редактор, корректор).
Развивающие задачи:
- развивать у воспитанников любознательность, фантазию, общую
мотивацию, поощрять детскую инициативу.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Предварительная работа: Беседы о профессиях: корректоры, наборщик, переплетчик, резчик, печатник, рассматривание книг в разных переплетах, газет, журналов, изготовление самодельных книг.
Оборудование для педагога: Мультимедийная установка, фильм «Экскурсия в типографию»; различные книги, журналы, газеты.
Оборудование для детей: Выставка книг, журналов, газет; лоток с глиной, стека, салфетки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Форма организации: подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.
Форма обучения: путешествие.
Методы: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, словарная работа, поощрение).
Наглядный (рассматривание презентации с фотографиями печатных станков, книги, журналов), игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.
Игровой: путешествие в прошлое
Практический: создание послание на глиняной дощечке.
Словарная работа: Иван Федоров, первопечатник, печатный станок, папирус, пергамент.
Ход:
Воспитатель: Добрый день, друзья! Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.
Загадка.
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
Воспитатель: Правильно, это загадка о книге. А как вы догадались, что речь идет о книги? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас выставка. Здесь есть книги, журналы, газеты. Мы собирали вместе эту выставку. Что вы можете сказать о книгах? (Книги бывают разные по содержанию и оформлению, размеру). (слайд №1)
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужны книги, журналы, газеты? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для всеобщего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.
Воспитатель: С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Давайте вспомним, на чем раньше люди все это записывали? (Ответы детей)(Фрагмент фильма. Слайд № 2)
Воспитатель: Правильно, люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе. Слайд № 3
Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой подчерк называют каллиграфический. Слайд № 4
Люди красиво украшали и оформляли книги, рисовали иллюстрации, заставки. Выделяли заглавные буквы, украшали буквы яркими красками.
Воспитатель: Скажите, какие вы знаете книги?
(по содержанию: детские книги: сказки, рассказы, стихи; энциклопедии, учебники, книги для взрослых;
по размеру: книжки-малышки, большие, маленькие; по переплёту: мягкий, твёрдый).
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто создает материалы для книги? (писатели, поэты, художники) Слайд № 5
Воспитатель: Правильно, книгу создает писатель, поэт - они создают произведение - стихи, рассказы, сказки. Художник рисует иллюстрации. Слайд № 6
Писатели и поэты, очень творческие люди, у них прекрасное воображение и яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подобрать рифму к каждому слову.
Давайте, как поэты попробуем сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно. Например,
В заболоченной речушке
Громко квакают … (лягушки)
Папа у своей машины
Подкачать намерен … (шины)
«Уходите поскорей!»
Нам чирикал … (воробей)
Мы укладываем спать
Куклу в мягкую … (кровать)
Молока попив из миски
Лапкой ротик моет … (киска)
Посмотри скорей в оконце
И увидишь в небе … (солнце)
Воспитатель: Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и еще более сложные машины для печатания книг.
Слайд № 7
Воспитатель демонстрирует детям картинки или слайды с печатными станками разных лет. Иван Фёдоров один из первых русских книгопечатников, а также основатель типографии. Слайд № 8
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где печатают книги? Правильно в типографии. (Ответы детей) (современный печатный станок Слайд № 9
Воспитатель: Кто работает в типографии? (Ответы детей)
- Ребята, предлагаю вам совершить Вам виртуальную экскурсию в типографию.
(просмотр видео) Слайд № 10
Дидактическая игра «Назови правильно»
На слайде картинки с изображением профессий полиграфического производства, а также людей других специальностей. Нужно найти картинку, относящуюся к профессиям типографии. Слайд № 1
(В типографии работают люди разных профессий. Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей). Слайд № 1 2
Воспитатель: Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры. Предлагаю вам поиграть в игру «Звук заблудился»
Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово, которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно.
1. На виду у детворы
крысу (крышу) красят маляры
2. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами!»
3. Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело!
4. Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил
5. Сели в ложку (лодку) -и айда!
По реке туда-сюда!
Воспитатель: Ребята книга – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.
Физминутка
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Можно и нельзя».
Я буду читать стихотворные строки, а вы в случае правильного ответа хлопаете в ладоши, а если не согласны – топаете ногами. Становитесь в круг.
Книга - самый лучший друг, это знают все вокруг!
(Дети хлопают в ладоши)
Книгу можно прочитать, руками грязными листать.
(Дети топают ногами)
Если нравится картинка – рви ее из серединки.
(Дети топают ногами)
Книгу бережно держи, в нее закладку положи.
(Дети хлопают в ладоши)
С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке.
(Дети топают ногами)
Ручку в руку ты возьми, на странице напиши.
(Дети топают ногами)
Книгу в воду не бросай, береги и уважай!
(Дети хлопают в ладоши)
Молодцы, ребята, вы все справились.
Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в типографию.
Я предлагаю вам самим попробовать и напечатать письмо на глиняной дощечки.
(дети проходят к столом, где расположены материалы для экспериментирования, просмотр фильма) Слайд № 13
Дети выполняют задания на глиняных дощечках.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы можете сказать, кто работает в типографии?
Дети: В типографии работают корректоры, наборщики, переплетчики, резчики, печатники.
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными, я думаю, вы много сегодня -узнали нового. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному развитию: «Путешествие в типографию» ПРЕЗЕНТАЦИЯ и текст к ней
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь...
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ-технологий: «Путешествие в типографию»!
конспект занятия...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»Елена СизикинаКонспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»Цели...
Конспект "Путешествие в типографию"
Конспект "Путешествие в типографию"...
Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в типографию»
Конспект ООД по познавательному развитию«Путешествие в типографию»...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в смешанной дошкольной группе на тему Путешествие в типографию
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в смешанной дошкольной группе на тему Путешествие в типографию...
Конспект занятия "Путешествие в типографию"
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в типографию"...