Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в смешанной дошкольной группе на тему Путешествие в типографию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанцева Ирина Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в смешанной дошкольной группе на тему Путешествие в типографию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Путешествие в типографию» в смешанной дошкольной группе

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: Ознакомление с социальным окружением

Тема«Путешествие в типографию»

Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- показать значимость каждого компонента труда в получении результата;

- познакомить с процессом создания, оформления книги;

- познакомить с профессиями (печатник, резчик бумаги, переплетчик (фальцовщик, редактор, корректор).

Развивающие задачи:

- развивать у воспитанников любознательность, фантазию, общую

мотивацию, поощрять детскую инициативу.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

Предварительная работа: Беседы о профессиях, рассматривание книг в разных переплетах, газет, журналов.

Материалы и оборудование: презентация «Путешествие в типографию».

Ход деятельности

1.Вводная часть:

Воспитатель: Добрый день, друзья! Я предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Загадка.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

Воспитатель: Правильно, это загадка о книге. А как вы догадались, что речь идет о книги? (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужны книги, журналы, газеты? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для всеобщего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.

2.Основная часть:

Воспитатель: С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Давайте вспомним, на чем раньше люди все это записывали? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе. Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой подчерк называют каллиграфический. Люди красиво украшали и оформляли книги, рисовали иллюстрации, заставки. Выделяли заглавные буквы, украшали буквы яркими красками.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто создает материалы для книги? (писатели, поэты, художники)

Воспитатель: Правильно, книгу создает писатель, поэт - они создают произведение - стихи, рассказы, сказки. Художник рисует иллюстрации.

Писатели и поэты очень творческие люди, у них прекрасное воображение и яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подобрать рифму к каждому слову. Давайте, как поэты попробуем сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно. Например,

В заболоченной речушке

Громко квакают … (лягушки)

Папа у своей машины

Подкачать намерен … (шины)

«Уходите поскорей!»

Нам чирикал … (воробей)

Мы укладываем спать

Куклу в мягкую … (кровать)

Молока попив из миски

Лапкой ротик моет … (киска)

Посмотри скорей в оконце

И увидишь в небе … (солнце)

Воспитатель: Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок и еще более сложные машины для печатания книг.

Воспитатель демонстрирует детям картинки или слайды с печатными станками разных лет.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где печатают книги? Правильно в типографии(Ответы детей)

Воспитатель: Кто работает в типографии(Ответы детей)

Воспитатель: В типографии работают люди разных профессий. Чтобы создать книгу, она должна пройти через руки многих людей.

Воспитатель сопровождает рассказ слайдами.

Наборщик – набирает текст на компьютерах. Эти люди быстрые и внимательные в своей работе.

Специалист до печати – он должен видеть слабые места в изображениях и текстах.

Печатник – должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, распределение ее по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах, и многое другое.

Резчик «оператор резальной машины» – это очень важная работа. Резчик доводит продукцию до окончательного вида (буклеты, плакаты, книги) или готовит ее для передачи на следующий участок типографии.

Переплетчик (фальцовщик) – когда книги были рукописными, и выпускались небольшими тиражами, их сшивали между собой иглой, и обрезали ножами. В наше время, переплетчику помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом одевает красивый переплет. И вот красивая книга готов.

Воспитатель: Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры. Предлагаю вам поиграть в игру «Звук заблудился»

Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово, которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно.

1. На виду у детворы

крысу (крышу) красят маляры

2. Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами!»

3. Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело!

4. Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил

5. Сели в ложку (лодку) - и айда!

По реке туда-сюда!

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) - скок да скок!

7.Закричал охотник: Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!

8. Посмотрите-ка, ребятки,

Баки (маки) выросли на грядке.

9. Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

10. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

11. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Воспитатель: Ребята книга – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в типографию. С какими профессиями мы с вами познакомились? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего, и вы расскажете об этом дома. (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными, я думаю, вы много сегодня узнали нового. Спасибо всем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в типографию

Слайд 2

Для чего нужны книги, журналы, газеты?

Слайд 8

Каллиграфический почерк Подбор заставки и иллюстрации Оформление заглавных букв

Слайд 9

Печатный станок Иоганна Гуттенберга Печатные станки Печатный станок на Руси Ивана Федорова

Слайд 11

Современные печатные станки

Слайд 13

Были книги из золота и драгоценных камней

Слайд 15

Вот и типография

Слайд 16

Начинается печатный процесс НАБОРЩИКИ Набирают тексты на компьютерах. Быстрые, аккуратные и внимательные в своей работе.

Слайд 17

СПЕЦИАЛИСТ ДОПЕЧАТИ Он должен уметь видеть слабые места в изображениях и текстах, учитывать, как сделаны сложные цвета и их сумму в точке, и многое другое.

Слайд 18

Печатная машина Печатник- наносит краску Печатник должен контролировать подачу бумаги, вязкость краски, её распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, сушку оттисков или подачу противоотмарывающего порошка и ещё многое другое.

Слайд 19

Резчик «оператор резальной машины » Это самая важная работа на послепечатном этапе производства (правда, часто бумагу подрезают ещё и до начала печати). Резчик или доводит продукцию до окончательного вида (если это плакаты, листовки или визитные карточки), или готовит её для передачи на следующий участок типографии.

Слайд 20

Профессия – переплетчик « фальцовщик » Стягивает- сшивает листы

Слайд 21

Когда книги были рукописными или печатались небольшими тиражами, их тетради можно было сшивать иглой вручную, а листы подрезать ножом, зажав в пресс с деревянными винтами. В настоящее время переплетом книг занимается специальное оборудование, а фальцовщик настраивает машину и наблюдает за её работой. Профессия – переплетчик « фальцовщик »

Слайд 22

Профессия - переплетчик «Одевает» переплет Готовая книга

Слайд 23

КНИГА – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по ознакомление с предметным и социальным окружением для второй младшей группы по теме: «Транспорт"

Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах. Если бы никто никуд...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему:  «Путешествие в прошлое лампочки»ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.ЗАДАЧИ:обучающ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: Путешествие в прошлое одежды

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.Тема: Путешествие в прошлое одежды...