Елена Сизикина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в типографию»
Цели занятия:
– познакомить детей с трудом работников типографии, с процессом создания, оформления книги;
– показать значимость каждого компонента труда в получении результата;
– воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Материалы и оборудование:
предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты, фотографии печатных станков, диск с презентацией.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие. Только сначала вам нужно будет отгадать несколько загадок, чтобы узнать цель путешествия.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
Дети: Книга.
Воспитатель:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней!
Дети: Книга.
Воспитатель:
Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про всё рассказала.
Дети: Газета.
Воспитатель:
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот многое знает.
Дети: Газета.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поразмышляем, куда же мы отправимся путешествовать. Конечно же туда, где делают книги и газеты. В типографию! (слайды №1,2)
– Друзья, скажите, для чего же нужны книги, журналы, газеты?
Дети: чтобы люди читали и много знали.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как создавали книги раньше.
С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Люди писали на глиняных и каменных табличках, на бересте, на папирусе. Обычно книги писали люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками.
Ребята, я предлагаю вам рассмотреть старинную книгу (слайд №3): обратите внимание на иллюстрации, заставки, нарядно оформленные заглавные буквы.
Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок (слайд №4). Создателем первого печатного станка был Иван Фёдоров. В благодарность за это изобретение ему был поставлен памятник (слайд №5).
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг,
Выше ноги! Стой – раз – два! (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем. (ходьба на месте)
От души мы потянулись – (потягивание – руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (дети садятся)
Затем были созданы ещё более сложные машины для печатания книг.
Воспитатель: Ребята, скажите, где печатают книги?
Дети: В типографии.
Воспитатель: Правильно, в типографии Давайте рассмотрим весь процесс создания книги (слайды № 6-18).
А теперь мы познакомимся с теми, кто работает в типографии.
В типографии работают люди разных профессий.
Слайд №19-22.
Авторы книг (поэты, писатели) – очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А ещё им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму.
Давайте поиграем в рифмы! Я буду показывать вам предметные картинки (конфета, картина, лягушка и т. д., а вы будете подбирать рифму к каждому слову.
Воспитатель: Молодцы, у вас хорошо получается! А сейчас давайте попробуем сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно.Например:
Саша увидал лягушку,
Она … (прыгнула в кадушку).
Воспитатель: Над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – редакторы и корректоры (слад №23)
Предлагаю вам поиграть ещё в одну игру «Звук заблудился». Я буду читать стихотворные строки, вам нужно назвать слово, которое звучит неправильно, определить «заблудившийся звук» и произнести слово правильно.
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело!
Дети: Булку!
Воспитатель:
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Дети: Без билета!
Воспитатель:
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран.
Дети: Банан!
Воспитатель:
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Дети: Грачей!
Воспитатель:
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Дети: С дочками!
Воспитатель:
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Дети: Дуб!
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно исправили все ошибки.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с ещё одной важной профессией – переплётчик (слайд №24). Помогает переплётчику машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом «одевает» в красивый переплёт. И вот красивая книга готова! Посмотрите, какая получилась замечательная книга в нарядном переплёте.
Итог занятия:Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнали, что книга – результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии. Нам нужно бережно относиться к книгам, уважать людей, создающих их.
– Кто скажет, где мы побывали, совершив путешествие?
– С какими профессиями мы познакомились?
– Почему нужно уважать труд работников?
– Как правильно относиться к книгам?
– Что вам больше всего запомнилось из путешествия?