Методическая разработка для воспитателей «Привитие правильного поведения ребенку в общественно-социальной жизни через основы безопасности жизнедеятельности»
методическая разработка

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасно­сти формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным дви­жением транспорта на городских улицах, развитой сетью ком­муникаций, большим скоплением людей, технизацией жили­ща. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению уче­ных, решение трех задач.

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опас­ностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Методическая разработка для воспитателей

 «Привитие правильного поведения ребенку в общественно-социальной жизни через основы безопасности жизнедеятельности»

                                                                                         Воспитатель: Коткова Н. Г.

г. Надым, 2021г.

Содержание:

Введение………………………………………………………..........................................................3

Цель, задачи…………………………………………………………………………………….…...4

Актуальность………………………………………………………………………………………..5Организация работы по тематическим блокам…………………………………………………...8

Формы работы……………………………………………………………………………………….9

План работы……………………………………………………………………..............................10

Заключение…………………………………………………………………………………………12

Литература…………………………………………………………………………………………13

Введение

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Социальное развитие ребёнка - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным результатом его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста элементарных представлений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;        

  • научить детей выполнять основные правила безопасного
    поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать.      
  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Актуальность

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач.

1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

     Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно — на помощь позвать.

Поведение людей в опасных ситуациях различно. В литературе выделяют факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:

биологический    фактор,    вытекающий    из    природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции поведения (безусловные и условные рефлексы);

индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие,   координация  движений,  эмоциональная  устойчивость);

•  текущее физическое и психическое состояние;      

обученность и опыт. От них в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

 Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. П.Лич, П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и находила практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 1920—1930-х гг. в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и других отмечалось, что дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений» (по видам деятельности, 1932 г.) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Однако недостаточное методическое обеспечение и отсутствие необходимых пособий не дали желаемых результатов и привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х гг.  XX вв. В 1937 г. В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы: «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М. Ф. Филенко и другими. Такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми Правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка дома, на улице, в природе. В 1960—1980-е гг. о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.

        Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Организация работы по тематическим блокам

        

                                                             

Формы организации для успешного обучения основ безопасности жизнедеятельности в общественно-социальной жизни

  • занятия;
  • игры – занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • настольные, дидактические, подвижные игры;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • досуги;

План учебно-воспитательной работы

в средней группе на 2021-2022 учебный год

Форма

Тема

Сентябрь

Беседа

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Игра

«Ядовитые грибы и ягоды»

Беседа

«Профессия пожарного»

Чтение

Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Подвижная игра

«Светофор»

Консультация для родителей

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма»

Анкета для родителей

«Безопасность вашего ребенка на дороге»

Октябрь

Беседа

«Зачем нужны дорожные знаки»

Рассматривание

иллюстраций

«Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Игра-ситуация

«Что ты будешь делать, когда останешься, дома один, а в дверь позвонили?»

Настольная игра

«Сбор грибов и ягод»

Дидактическая игра

«Наша улица»

Консультация для воспитателей

«Пожарная безопасность»

Памятка для родителей

«Помните об опасности возникновения пожара в доме»

Ноябрь

Дидактическая игра

«Дорожные знаки»

Беседа

«Что мы должны знать о буре и урагане»

Викторина

«Юные пожарные»

Чтение

Стихотворение «Происшествие с игрушками» В. Клименко,

«Светофор» В.Кожевников, «Азбука безопасности» И.Лешкевич

Сюжетно-ролевая игра

«По правилам дорожного движения»

Тест для родителей

«Грамотный пешеход»

Декабрь

Беседа

«Улица города»

Драматизация

«Спичка-невеличка»

Подвижная игра

«Огонь – друг и враг»

Чтение

«Пожарные собаки» Л.Толстой, «Пожар в море» Б.Житков

Досуг

«Дорога к доброму здоровью»

Консультация для родителей

«Яблоки вместо лекарств»

Январь

Прогулка

«Наблюдение за движением машин и работой водителя»

Беседа

«Кошка и собака – наши соседи»

Беседа

«Незнакомые предметы»

Дидактическая игра

«Собери машину»

Подвижная игра

«Цветные автомобили»

Памятка для родителей

«Предметы, требующие осторожного обращения»

Февраль

Занятие

«Безопасность на дороге»

Беседа

«Обходи скользкие места»

Дидактическая игра

«Разложи по порядку»

Чтение

«Котауси и Мауси» К.И.Чуковский

Консультация для родителей

«Общение с незнакомыми людьми»

Март

Прогулка

«Остановка пассажирского транспорта»

Беседа

«Берегись насекомых»

Дидактическая игра

«Найди ответ»

Беседа

«Сохрани свое здоровье сам»

Памятка для родителей

«Безопасность»

Консультация для воспитателей

«Работа по ПДД в детском саду»

Апрель

Беседа

«Опасные участки на пешеходной части улицы»

Дидактическая игра

«Как избежать неприятностей?»

Беседа

«Витамины укрепляют организм»

Подвижная игра

«На пожаре»

Игра-беседа

«Смотри во все глаза!»

Май

Беседа

«Опасные предметы дома»

Беседа

«Если ты гуляешь один»

Дидактическая игра

«Если возник пожар»

Чтение

«Война грибов и ягод» - сказка В.Даля

Загадки

«О грибах, ягодах», «Пожароопасных предметах» и др.

Консультация для родителей

«О пользе витаминов»

Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А.В.Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять – шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды будет очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли учёного подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне; что узнал в старости – написано на льду».

Литература:

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность.– СПб., «Детство-Пресс», 2002.

2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – СПб., «Детство-Пресс», 2009.

3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб., «Детство-Пресс», 2009.

4. Жукова О.Г., Трушнина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!». – СПб., «Детство-Пресс», 2008.

5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., «Детство-Пресс», 2003.

6. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб., «Детство-Пресс», 2003

7. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.,  «Детство-Пресс», 2010.

8. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб., «Детство-Пресс», 2010.

9.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.

10. Шипицына Л.М. Азбука общения. – СПб., «Детство-Пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения коррекционно-развивающего занятия с ребенком 2-го года жизни в сенсорной комнате.

Данная методическая разработка предлагает систему работы в темной среде сенсорной комнаты. При проведении занятия в  сенсорной комнаты оешаются следующие задачи:1. Обеспечение защиты, эмоцио...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. П...

Методическая разработка:КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Рассказ В. Драгунского заключается в том, что нужно бережно относиться к своим друзьям. И даже если друг отсутствует, и мы его долго не видим, он навсегда остается нашим другом. Рассказ учит нас добро...

Консультация для воспитателей на тему: «Сохранение укрепление здоровья детей и воспитание привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формиров...

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старше...