Методическая разработка для воспитателей «Привитие правильного поведения ребенку в общественно-социальной жизни через основы безопасности жизнедеятельности»
методическая разработка
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач.
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Методическая разработка для воспитателей
«Привитие правильного поведения ребенку в общественно-социальной жизни через основы безопасности жизнедеятельности»
Воспитатель: Коткова Н. Г.
г. Надым, 2021г.
Содержание:
Введение………………………………………………………..........................................................3
Цель, задачи…………………………………………………………………………………….…...4
Актуальность………………………………………………………………………………………..5Организация работы по тематическим блокам…………………………………………………...8
Формы работы……………………………………………………………………………………….9
План работы……………………………………………………………………..............................10
Заключение…………………………………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………………………………13
Введение
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Социальное развитие ребёнка - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным результатом его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста элементарных представлений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
- научить детей выполнять основные правила безопасного
поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать. - Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Актуальность
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач.
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно — на помощь позвать.
Поведение людей в опасных ситуациях различно. В литературе выделяют факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:
• биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции поведения (безусловные и условные рефлексы);
• индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация движений, эмоциональная устойчивость);
• текущее физическое и психическое состояние;
• обученность и опыт. От них в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. П.Лич, П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и находила практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 1920—1930-х гг. в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и других отмечалось, что дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений» (по видам деятельности, 1932 г.) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Однако недостаточное методическое обеспечение и отсутствие необходимых пособий не дали желаемых результатов и привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х гг. XX вв. В 1937 г. В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы: «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М. Ф. Филенко и другими. Такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми Правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка дома, на улице, в природе. В 1960—1980-е гг. о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Организация работы по тематическим блокам
Формы организации для успешного обучения основ безопасности жизнедеятельности в общественно-социальной жизни
- занятия;
- игры – занятия;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- наблюдения;
- сюжетно – ролевые игры;
- настольные, дидактические, подвижные игры;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- досуги;
План учебно-воспитательной работы
в средней группе на 2021-2022 учебный год
Форма | Тема |
Сентябрь | |
Беседа | «Знай и выполняй правила уличного движения» |
Игра | «Ядовитые грибы и ягоды» |
Беседа | «Профессия пожарного» |
Чтение | Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
Подвижная игра | «Светофор» |
Консультация для родителей | «Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма» |
Анкета для родителей | «Безопасность вашего ребенка на дороге» |
Октябрь | |
Беседа | «Зачем нужны дорожные знаки» |
Рассматривание иллюстраций | «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
Игра-ситуация | «Что ты будешь делать, когда останешься, дома один, а в дверь позвонили?» |
Настольная игра | «Сбор грибов и ягод» |
Дидактическая игра | «Наша улица» |
Консультация для воспитателей | «Пожарная безопасность» |
Памятка для родителей | «Помните об опасности возникновения пожара в доме» |
Ноябрь | |
Дидактическая игра | «Дорожные знаки» |
Беседа | «Что мы должны знать о буре и урагане» |
Викторина | «Юные пожарные» |
Чтение | Стихотворение «Происшествие с игрушками» В. Клименко, «Светофор» В.Кожевников, «Азбука безопасности» И.Лешкевич |
Сюжетно-ролевая игра | «По правилам дорожного движения» |
Тест для родителей | «Грамотный пешеход» |
Декабрь | |
Беседа | «Улица города» |
Драматизация | «Спичка-невеличка» |
Подвижная игра | «Огонь – друг и враг» |
Чтение | «Пожарные собаки» Л.Толстой, «Пожар в море» Б.Житков |
Досуг | «Дорога к доброму здоровью» |
Консультация для родителей | «Яблоки вместо лекарств» |
Январь | |
Прогулка | «Наблюдение за движением машин и работой водителя» |
Беседа | «Кошка и собака – наши соседи» |
Беседа | «Незнакомые предметы» |
Дидактическая игра | «Собери машину» |
Подвижная игра | «Цветные автомобили» |
Памятка для родителей | «Предметы, требующие осторожного обращения» |
Февраль | |
Занятие | «Безопасность на дороге» |
Беседа | «Обходи скользкие места» |
Дидактическая игра | «Разложи по порядку» |
Чтение | «Котауси и Мауси» К.И.Чуковский |
Консультация для родителей | «Общение с незнакомыми людьми» |
Март | |
Прогулка | «Остановка пассажирского транспорта» |
Беседа | «Берегись насекомых» |
Дидактическая игра | «Найди ответ» |
Беседа | «Сохрани свое здоровье сам» |
Памятка для родителей | «Безопасность» |
Консультация для воспитателей | «Работа по ПДД в детском саду» |
Апрель | |
Беседа | «Опасные участки на пешеходной части улицы» |
Дидактическая игра | «Как избежать неприятностей?» |
Беседа | «Витамины укрепляют организм» |
Подвижная игра | «На пожаре» |
Игра-беседа | «Смотри во все глаза!» |
Май | |
Беседа | «Опасные предметы дома» |
Беседа | «Если ты гуляешь один» |
Дидактическая игра | «Если возник пожар» |
Чтение | «Война грибов и ягод» - сказка В.Даля |
Загадки | «О грибах, ягодах», «Пожароопасных предметах» и др. |
Консультация для родителей | «О пользе витаминов» |
Заключение
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А.В.Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять – шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды будет очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли учёного подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне; что узнал в старости – написано на льду».
Литература:
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность.– СПб., «Детство-Пресс», 2002.
2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – СПб., «Детство-Пресс», 2009.
3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб., «Детство-Пресс», 2009.
4. Жукова О.Г., Трушнина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!». – СПб., «Детство-Пресс», 2008.
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., «Детство-Пресс», 2003.
6. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб., «Детство-Пресс», 2003
7. Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб., «Детство-Пресс», 2010.
8. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. – СПб., «Детство-Пресс», 2010.
9.Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
10. Шипицына Л.М. Азбука общения. – СПб., «Детство-Пресс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения коррекционно-развивающего занятия с ребенком 2-го года жизни в сенсорной комнате.
Данная методическая разработка предлагает систему работы в темной среде сенсорной комнаты. При проведении занятия в сенсорной комнаты оешаются следующие задачи:1. Обеспечение защиты, эмоцио...
Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. П...
Методическая разработка:КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Рассказ В. Драгунского заключается в том, что нужно бережно относиться к своим друзьям. И даже если друг отсутствует, и мы его долго не видим, он навсегда остается нашим другом. Рассказ учит нас добро...
Консультация для воспитателей на тему: «Сохранение укрепление здоровья детей и воспитание привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности»
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью....
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...
Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.
Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формиров...
Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»
Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старше...