Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста.
ТЕМА « На страже безопасности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_zanyatiya.doc | 632.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 5
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста.
ТЕМА « На страже безопасности»
Номинация: Работа педагога
Тематика конкурса: На страже безопасности
Воспитатель МБДОУ ЦРР№5: Халимонова Н.А.
г.Усть-Лабинск, 2017г.
Цель:
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Программные задачи:
-формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;
-закрепить знания о причинах возникновения пожара;
-формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; познакомить с огнём и его свойствами;
-дать представление о кинологическом подразделении МЧС;
-развивать память, любознательность, логическое мышление, координацию движений, внимание, ловкость;
-воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
-воспитывать чувство благодарности ко всем, кто помогает нам в трудных ситуациях.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы, рассматривание картин, обыгрывание
проблемных ситуаций, чтение произведений о пожаре, экскурсия в пожарную часть, заучивание стихотворений, просмотр видеороликов и мультфильмов о противопожарной безопасности.
Материал: проектор; слайды; белый халат лаборанта; для опытов: металлический поднос, свеча, спички, стеклянная колба , снег, песок, земля; для эстафет: кегли, шарики синего цвета, обручи, игрушки, 2 ведра, дуги, разрезанные картинки, карточки с вопросами, фишки; музыка соревновательного характера; пластилин, доски, стеки, салфетки.
Ход деятельности:
1.Введение в ситуацию(мотивационный этап): (звонок на телефон воспитателю).
В: ребята, мне позвонил мой знакомый мальчик Ваня. Его котенок забрался на дерево, на самую высокую ветку, а спускаться боится, дрожит от страха и жалобно мяукает. Вот беда, что же Ване теперь делать?
Д: позвать на помощь взрослого.
В: как вы думаете, можно ли, даже взрослому лезть на такую высоту без специального снаряжения?
Д: нет, это опасно.
В: как надо поступить?
Д: позвать спасателей.
В: вы уверены? А почему именно спасателей?
(Ответы детей).
В: молодцы ребята, вы правильно ответили.
2.Рассказ воспитателя ( с использование мультимедийной презентации).
-Спасатели - это сотрудники МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций) : водители, альпинисты, водолазы, летчики, пожарные- настоящие герои, ежедневно решающие вопросы сохранения жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды.
( слайд № 1, 2, 3, 4, 5).
(Воспитатель по телефону передает Ване совет детей: позвать на помощь спасателей)
3.Актуализация имеющих знаний (Деятельностный этап):
Ребята, а в каких еще случаях обязательно надо обращаться за помощью к спасателям?
Д: при пожаре, наводнении, землетрясении и т.д.
В: Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
В: о ком эта загадка?
Д: о пожарном.
В: правильно. А вы знаете, что пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. Первые противопожарные мероприятия проводились очень давно, еще в одиннадцатом веке.
Шли годы, издавались новые законы и указы о мерах борьбы с огнем. Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – мощная оперативная организация в составе МЧС России.
Дидактическая игра
1.«Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
-Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
-Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. ( слайд №6)
Как поступают сегодня
-Звонят по телефону 101.( слайд № 7)
-Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
-На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.( слайд № 8)
Как поступают сегодня
-На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. ( слайд №9)
-Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
-Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы. ( слайд №10)
Как поступают сегодня
-Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.( слайд №11)
Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
-Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.( слайд № 12)
Как поступают сегодня
-Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
(Слайд № 13).
В: молодцы.
-Отчего же происходят пожары?
Д: играют со спичками, зажигалками, забывают выключать электроприборы.
(Слайд №14,15 )
В: ребята, что нужно знать, чтобы обезопасить себя и сохранить свое здоровье во время пожара?
Ответы детей.
В: вы все правильно сказали, а еще надо знать особенные свойства огня. Вы их знаете? Какие у вас есть предположения?
Ответы детей.
4. Введение способа действия в систему знаний и умений ребенка
В: отлично, ваши предположения мы можем проверить в нашей лаборатории. Проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Д: огонек
Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Д: Нет.
-Объясните, почему?
Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.
В: Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент второй
В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Д : Его нужно потушить.
В: чего же боится огонь?
Д: Воды, снега, песка, земли.
В: А давайте проверим правильность ваших утверждений.
В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?
Д: Да.
В: Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?
Д: Огонь погас , потому что он боится воды.
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Д: Он гаснет.
Почему наш огонек через некоторое время погас?
Ответы детей.
В: я подскажу, без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Игра «Карточная викторина»
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Подсчитать фишки, похвалить всех детей.
В: пожар тушить нелегко, какими же качествами должен обладать пожарный?
Д: должен быть сильным, смелым, ловким, выносливым.
В: а вы хотите быть такими же, как спасатели, сильными и выносливыми?
Что для этого надо делать?
Д: тренироваться. ( слайд № 16, 17 )
В: вот мы сейчас с вами и потренируемся.
Подвижная игра – эстафета «Пожарная тревога».
На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до потерпевшего, иногда в огне оказываются животные. Сейчас мы будем спасать животных.
2 команды по 5 человек. Дети встают в 2 колонны. Преодолев препятствия, (бег между кеглями, прыжки из обруча в обруч), спасти животное (игрушку) и отнести в больницу.
Игра «Тушение пожара»
При пожаре очень важно уметь работать дружно и сообща. Взявшись за руки допрыгать на одной ноге до ведра с синими шариками, взять по одному и вернуться к пожару ( красный обруч).
Игра «Кто быстрее»
Собрать целую картинку из разрезных картинок иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки».
В: ребята, как называется рассказ, иллюстрацию к которому вы сейчас собирали? Кто автор? ( слайд № 18 )
Д: автор рассказа «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой.
В: правильно , давайте вспомним содержание рассказа.
Ответы детей.
В : эта история произошла в Англии, как вы думаете, ребята, а у нас есть собаки - спасатели?
Д : есть.
В: приказ принимать собак на службу в МЧС в нашей стране был издан 20 лет назад. С тех пор четвероногие бойцы верно несут службу в спасательных отрядах. ( слайд № 19,20,21 )
Как вы думаете, любая собака может работать спасателем? Почему?
Ответы детей.
В: вы правы, ребята, служебные собаки должны иметь крепкую устойчивую психику, острое чутье, развитый слух и зрение, должны быть сильными и выносливыми. Именно благодаря четвероногим спасателям с момента создания подразделения были спасены около 2 тысяч человеческих жизней!
Ребята, а с кем-нибудь из вас или с вашими родителями случались такие истории, где без помощи собаки - спасателя не обойтись?
Ответы детей.
В : интересные истории вы рассказали .
В: в каждом крупном городе есть памятники собакам - спасателям, в каждом крупном городе живут люди, чьи судьбы когда-то зависели от кожаного мокрого носа. ( слайд № 22,23,24,25,26,27 )
В: интересно, а какой памятник четвероногому спасателю мог бы стоять в нашем городе? Придумайте.
Ответы детей.
В: здорово придумали!
В: а из чего можно сделать памятник у нас в группе?
Д: сделать памятник из пластилина .
В: замечательное предложение.
Давайте вспомним, каким способом из пластилина можно вылепить фигуру собаки?
Д: из целого куска пластилина, из частей.
В: приступайте к работе, обращайтесь, если понадобится помощь.
Дети лепят собаку.
5. Подведение итогов. Рефлексивный этап:
Звонит телефон воспитателя.
В: это звонил Ваня, он поблагодарил нас за правильный совет. Спасатели сняли Ваниного котенка с верхушки дерева. Котенок успокоился, поел и уже спит. Все хорошо. Ваня очень доволен.
Ребята, кто напомнит, что мы посоветовали Ване?
Д: в чрезвычайных ситуациях всегда обращаться к спасателям.
В: приведите примеры таких ситуаций и как себя вести в такие моменты.
Ответы детей.
В: я вижу, что вы были очень внимательными и все-все запомнили.
( слайд № 28 )
О чем вы теперь можете рассказать своим родителям или друзьям?
Ответы детей.
Установить пластилиновые «памятники» собакам- спасателям на макете города, изготовленного родителями и детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности "Насекомые"
Конспект организованной образовательной деятельности направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения при встрече с разными насекомы...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК КОНСПЕКТОВ организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста «ДОСТОЙНЫ УВАЖЕНИЯ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»
В данном сборнике освещены актуальная на сегодняшний день тема ˗ воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах станиц и городов....
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК КОНСПЕКТОВ организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста «ДОСТОЙНЫ УВАЖЕНИЯ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»
В данном сборнике освещены актуальная на сегодняшний день тема ˗ воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах станиц и городов....
Конспект организованной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Службы спасения «01», «02», «03»»
Конспект ООД по требованию ФГОС...
Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...
конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста Тема : «В Песочной стране»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и совершенствованию сенсорных процессов у детей младшего дошкольного возраста по теме : "В Песочной стране"...