«Трудовая деятельность в формировании нравственно-волевых качеств у детей»
консультация (средняя группа)
Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dlya_prezentatsii.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Шостак Валентина Сергеевна
МДОУ "Детский сад №1
п. Октябрьский
Белгородского района
Белгородской области"
«Трудовая деятельность в формировании нравственно-волевых качеств у детей»
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Макаренко А.С.
Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно – волевой сферы важное условие всестороннего развития личности ребенка.
Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в нравственно-волевых качествах – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием ребенка-дошкольника. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. Большую роль в развитии этих качеств в дошкольном детстве играет трудовая деятельность.
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться; воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
Решение нравственных задач в видах труда:
Самообслуживание: воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.
Хозяйственно-бытовой труд: Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба). Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
Ручной труд: развитие волевых усилий, творчества.
Труд в природе: воспитание ответственности за жизнь растений.
В период адаптации одни дети быстро привыкают к новой обстановке, другие бывают растеряны, агрессивны, капризничают, зовут маму.
И здесь главная задача воспитателя – это преодоление этих негативных моментов. Они наносят отрицательное отношение к окружающему миру.
Здесь и необходимо развитие нравственно-волевых качеств у ребенка. Нравственно - волевые качества
---Умение достигать цели.
--Умение не мешать другим детям.
---Готовность делиться игрушками.
---Помогать сверстникам.
Большую роль в развитии нравственно-волевых качеств играет совместный, коллективный труд. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты. В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения. Регулирование взаимоотношений осуществляется на основе уже усвоенных нравственных норм и правил. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети оценивают действия каждого. Особое внимание дошкольников привлекает факт задержки выполняемой работы, случаи некачественного выполнения задания. Это требует корректировки действий отстающего, оказания ему помощи.
В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.
Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственно-волевым развитием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.
Игра – эффективное средство нравственного воспитания дошкольника.
В игре дети выражают реальные и придуманные явления сюжета.
Чтобы в любой игре дети получали положительные эмоции, необходимо взрослому взаимодействовать с малышом, чтобы игра стала «школой», средством воспитания и обучения.
Игра-драматизация
Сюжетно-ролевая игра
Подвижная игра
Дидактическая игра
Конструирование
Каждый вид игры оказывает влияние на развитие нравственно волевых качеств ребенка дошкольника.
Используемая литература:
1. «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Составители: М. С. Орехова, Л. И. Бударина, Мозырь 2008.
2. «Социальная одаренность и коммуникативные способности». Под ред Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Особенности организации трудового обучения в детском саду для формирования нравственно- волевых качеств детей» .
Тема: «Особенности организации трудового обучения в детском саду для формирования...
КУРСОВАЯ РАБОТА "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО"
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – проблема нравственно-волевого воспитания дошк...
Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"
В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....
Картотека "Формирование нравственно-волевых качеств"
Старший дошкольный возраст...
Семинар-практикум на тему: « Роль трудовой деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у старших дошкольников»
Материал содержит информацию о формировании нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через различные виды трудовой деятельности....
Трудовое воспитание и его влияние на формирование нравственно- волевых качеств
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития....
Игры на формирование нравственно-волевых качеств
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные к...