Консультация для воспитателей на тему: "Значение трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств ребенка дошкольника.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Значение трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств ребенка дошкольника».
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогичес-ком процессе детского сада, разработано его содержание.
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым, развивает его физически.
В труде детей младшего дошкольного возраста ярко обнаруживается связь с игрой. Включая в образовательную деятельность игровые ситуации иллюстрации с алгоритмом одевания и т. п. Ребенок овладевает по подражанию способами действий, начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т. п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»). Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, проявлять интерес и инициативность.
В младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду. В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе. С помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена цветов на рассаду. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Работая вместе с детьми, ставится задача, намечается, какой они получат результат, по мере надобности демонстрируются нужные приёмы (полив, рыхление земли, обтирание листьев, опрыскивание растений, давала информацию, всё это я делаю по ходу выполнения работы). Наиболее приемлемые формы, которые используются в работе - индивидуальные и групповые поручения. Результатом этого труда был материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им растение и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.
Начиная, со среднего возраста вводится знакомство детей с трудом взрослых, формируется у них представление об общественной значимости труда.
Мы готовим ребенка к тому, чтобы он в свое время - каким далеким бы нам оно ни казалось - мог смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, важно, чтобы ребенок:
- понимал, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками.
В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции (стирка белья для кукол, приготовление пищи, мытьё кукольной посуды, ремонт книг для детской библиотеки). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Но не только этим, исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых.
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, дети стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли врача, продавца, учителя, спасателя и других знакомых им профессий. Принимая на себя роли взрослого, они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
При ознакомлении с трудом взрослых очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Здесь возможны разные средства. Например, иллюстративный и картинный материал, альбом «Все работы хороши», помогает в ознакомлении с профессиями; дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», «Кому, что нужно для работы» закрепили знания детей об инструментах необходимых в трудовой деятельности; выставка фотографий родителей на тему «Кем быть? » - так у детей формируется положительное отношение к труду родителей; рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (на кухню детского сада, медицинский кабинет, в прачечную) где у некоторых воспитанников работают родители - всё это углубляет, расширяет и закрепляет знания детей. Для заинтересованности детей разработала презентационный материал (использовала ИК технологию) по ознакомлению детей с трудом взрослых.
У детей сформируется положительное отношение к труду, они станут понимать смысл труда, видеть его результаты.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд, который планируется в среднем возрасте, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в группе, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, используются следующие виды труда: наведение порядка в групповой (уборка игрушек, умывальной (мытьё стаканчиков, развешивание полотенец). Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники (тряпочки, ведра, веники, совки, лейки и т. д.).
Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. Виден результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметали пол веником, зимой – очищали от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – сбор мусора). При постановке задачи перед детьми следует добиваться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. В группе был создан график трудовой деятельности, где вместе с детьми ежедневно отмечали кто, где и когда дежурил, в конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы и оценивали результат.
В результате коллективной деятельности и обмена опытом, начинает проявляться отношение сотрудничества между детьми. Ребята сравнивают успехи в другой подгруппе со своими, переживают, хотят передать свой опыт. Играя, дети подражают взрослым, принимают на себя роль учителя, воспитателя, врача, продавца, водителя и другие профессии. В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся за порученное дело. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....
Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"
В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....
Консультация для воспитателей, на тему: "Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта малыша"
Консультация для воспитателей, на тему:"Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта малыша"...
Консультация для воспитателей: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольни...
«Развлечение на воде как средство воспитания и развития нравственно-волевых качеств у дошкольников»
В настоящее время важную роль приобретает проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие «духовно-нравственное воспитание» включает в себя связь духовно...
Консультация для воспитателей на тему: «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
laquo;Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...
Консультация для воспитателей на тему :"Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольника"
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определённого,ранее задуманного реального продукта. ...