Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Безенчук
муниципального района Безенчукский Самарской области
Структурное подразделение «детский сад «Колосок»
Консультация для родителей: «Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника»
Воспитатель: Лазарева Светлана Леонидовна
Безенчук, 2016 г.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно – волевой сферы важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.
«Труд» является относительно новой образовательной областью и вызывает у педагогов немало вопросов. А еще больше вопросов педагоги задают по поводу того, как одновременно выполнить требования ФГОС ДО и СанПиНов, которые нередко противоречат друг другу.
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) давно стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.
Новые требования СанПиНов практически делают невозможным труд детей в природе. Теперь дети не должны даже дотрагиваться до земли, единственное, что они могут делать – это поливать то, что посадили взрослые. И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания. Практически во всех дошкольных учреждениях дети с воспитателями выращивают в группах рассаду, которую потом высаживают на территории детского сада, или комнатные растения в подарок мамам к 8 Марта. Это, собственно, и есть настоящая трудовая деятельность, которая дает реальный результат. И как можно объяснить детям, которые помогают дома родителям сажать растения (особенно в сельской местности, в малых городах), почему дома делать все можно и нужно, а в детском саду к земле нельзя прикасаться?
Фактический запрет на посадку растений ограничивает и экспериментирование, наблюдения. Теперь ребенок не может принести из дома семечко лимона или авокадо и посадить его в группе для наблюдений. Это, конечно, может сделать педагог, но эффект от такого эксперимента будет уже совсем другим.
А как же решать те универсальные трудовые задачи, которые прописаны в наших программах и которые запрещены СанПином? Очень просто: мы возложим их на родителей детского сада. Что нельзя делать в детском саду – можно дома с родителями.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.
В беседах с родителями педагоги замечают, что у взрослых членов семьи возникают проблемы подготовки детей к школе, но интересуют их, прежде всего, вопросы специальной подготовки – обучению чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.
Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач работы педагога:
1.Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.
2.Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения;
3. Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т. е. стремление выполнять работу для других;
4.Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда.
Приобщение дошкольника к сфере человеческого труда в условиях детского сада осуществляется:
1. Через раскрытие ребенку смысла труда.
2. Знакомство с процессом труда.
3. Возникновение психологических предпосылок труда (доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, планировать свои действия).
4. Совместная работа со взрослыми (в семье).
Чтобы раскрыть детям основные черты всякого труда педагог предлагает:
1. Вызвать у детей желание выполнить работу;
2. Раскрыть детям ценность, важность и серьезность трудовых усилий;
3. Развивать способность заранее представлять конечный результат своего труда;
4. Обучать планированию своих действий.
Добиваясь успеха в решении сложных поставленных задач только вербальными методами невозможно, могут понадобиться активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими примерами. В связи с этим проводится работа с родителями - собеседование и анкетирование. Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.
Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, это, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду.
В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполнение ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств.
Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. В большинстве городских семей, как правило, есть растения и животные. К сожалению, уход за ними осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут обжечься, испачкаться. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.
Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а так же труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость. Эти виды труда наиболее распространены как в городской, так и в сельской местности и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребенка, но и других членов семьи.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое внимание на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей, зарождающиеся в этом возрасте.
В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов.
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд. К нему подготавливают детей постепенно. В своей работе педагоги могут использовать такие приемы, как дополнительный показ, контроль за трудовым процессом, помощь, поддержка.
Художественная литература по трудовому воспитанию: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», М. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», В. Н. Крупин «Отцовское поле» и др.
При знакомстве детей с трудом взрослых, например, «Откуда хлеб пришел?» важно использовать цепочку взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, ребенок узнает, что булочки, которые они с мамой покупали в магазине, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают пшеницей, собирают урожай, отвозят на мукомольный комбинат, превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб, вкусные булочки и т. д., грузчики загружают хлебобулочные изделия в машины, а шоферы отвозят их по магазинам, где потом их продают продавцы. На основе этих представлений у детей начинают формироваться понятия о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.
Очень хороший эффект достигается при проведении музыкально-литературных концертов, театральных представлений, комплексных занятий.
Нравственно-трудовое воспитание детей осуществляется успешнее, если используется нетрадиционные формы работы: викторины, занятия-путешествия, занятия - сказки, опыты, КВН, развлечения, дни открытых дверей, тематические выставки.
Наблюдения педагогов показывают, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.
Цель работы педагога в семьях, убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка, помочь им осмыслить психологическую роль трудовой деятельности в их подготовке к школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика . М., 1998.
- Година Г.Н. «Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности», М., 1991г.
- Гугасова А.М. «Методика трудового обучения: частные вопросы.».– М.: Просвещение 1990г.
- Маркова Т.А «Воспитание трудолюбия у дошкольников», М., 1991г. '
- Нрокопиенко Л.Н. «Воспитание детей дошкольного возраста», К., 1991г.
- Урунтаева Г.А. «Психология дошкольника». – М, 1997г.
- Цыркун Н.А «Развитие воли у дошкольников», Мн., 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Воспитание и развитие духовно- нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора."
Духовно - нравственное развитие посредством русского фольклора....
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в развитии ребенка»
Трудовое воспитание в развитии ребенка играет не мало важную роль. Развивать у детей интерес к труду, желание трудиться, воспитывать навыки элементарной трудовой деятельности - это одна из важнейших з...
Семинар-практикум на тему: « Роль трудовой деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у старших дошкольников»
Материал содержит информацию о формировании нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через различные виды трудовой деятельности....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие нравственно – волевых качеств дошкольников посредством игр».
Формирование нравственно - волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Деятельность, которая приносит ребёнку удовольствие, способству...
Консультация «Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»
О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях...
Консультация "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр"
Консультация для родителей и педагогов....
«Развлечение на воде как средство воспитания и развития нравственно-волевых качеств у дошкольников»
В настоящее время важную роль приобретает проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие «духовно-нравственное воспитание» включает в себя связь духовно...