Лесной сказочник: встреча в литературной гостиной (ко дню рождения В. Бианки)
методическая разработка (старшая группа)
Материал направлен на расширение представлений детей о жизни и творчестве В.В.Бианки, на воспитание любви к природе. Разработан для старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bianki.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Лесной сказочник: встреча в литературной гостиной
(ко дню рождения В. Бианки)
Цель. Развивать знания детей о жизни и творчестве писателя-натуралиста
В. Бианки.
Задачи:
- обогащать представления детей о мире природы через произведения писателя;
- развивать внимание, мышление, воображение.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет В. Бианки, канделябр, выставка книг писателя, выставка рисунков детей по произведениям В. Бианки, аудиозаписи звуков природы.
Ход мероприятия
(Звучит спокойная музыка с пением птиц.)
Ведущий (на фоне музыки).
Добрый день, дорогие друзья. В нашей литературной гостиной вновь зажжены свечи, а это значит, у нас с вами новая встреча. Темой нашего разговора сегодня станет писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Виталия Бианки часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни посвятил описанию загадочного, таинственного и удивительного мира русского леса и его обитателей.
Ребёнок. Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Ведущий. Виталий Бианки родился в городе Петербурге в 1894 году. Вся его семья в тёплое время года – с весны до осени – жила в деревне под Петербургом. Отец Виталия Валентиновича был учёным-орнитологом: изучал птиц и много про них знал. Очень рано он начал брать сына с собой в лес, где и учил его наблюдать за растениями и животными, слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Ещё маленьким мальчиком Виталий Бианки полюбил природу, а став школьником, научился у отца записывать свои наблюдения. Когда стал взрослым, выучился в университете на биолога, посетил заповедные природные места России: на Урале, Алтае, на берегах Волги. Всё, что он видел удивительного в природе, всё, что замечал и наблюдал, тут же записывал. Потом все эти наблюдения превратились в замечательные сказки и рассказы о природе.
На нашей выставке представлены книги В. Бианки. Перед вами лишь малая часть тех книг, которые написал В. Бианки. Многие произведения этого писателя вам уже знакомы.
Виталий Бианки очень любил птиц. Вот так он о них высказывался: «Сдаётся мне, жить на нашей зелёной планете без птиц было бы, ох, как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их лёгкий свободный полёт! А волшебное их искусство гнездостроения «без рук, без топора»! Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимания на птиц!»
Предлагаю вам отгадать загадки о птицах. Кто загадку отгадает, тот птичий портрет получает. Угадайте, что за птица:
- Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноклювый пёстрый… (дятел).
- Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым «Клё! Клё! Клё!» - поёт со свистом. (Клест.)
- Спинкой синеватая, брюшком желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синичка.)
- У неё глаза большие, хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает, спит в дупле лишь днём. (Сова.)
- Ходит важно, вперевалку. И воркует, и клюёт. (Голубь.)
- Жить без дела не люблю я, в пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу. (Сойка.)
- Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья, белобока, а зовут её… (сорока).
- Я над полем, над болотом начинаю рано петь.
И люблю я вертолётом в синем воздухе висеть. (Жаворонок.)
- Это старый наш знакомый: он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист.)
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля.)
- Чёрный, проворный, кричит:
- Крак! – червякам враг! (Грач.)
12.Угадайте, что за птичка: тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
13.Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, зелёных попрыгушек. (Журавль.)
14.Он прилетает каждый год туда, где его домик ждёт.
Серый в крапинку жилец – замечательный певец. (Скворец.)
Ведущий. Предлагаю поиграть.
Игра «Птицы по местам»
(На 2-х мольбертах закреплён зимний пейзаж и летний.)
- Ребята, Вы теперь стали птицами. Самыми разными. Но вас можно разделить на две группы: зимующие и перелетные. Зимующие летят к зимней картинке, а перелетные к летней.
Ведущий. Зрители, посмотрите, правильно ли слетелись наши птицы. Ничего не перепутали? Сейчас птицы будут выходить в центр зала, если птица правильно заняла свое место, вы хлопайте. Если заблудилась, то потопайте.
Ведущий. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
За 35 лет творческой работы Виталий Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей.
Предлагаю угадать по строчкам его произведение. Я буду читать небольшие отрывки, а вы постарайтесь узнать и назвать произведение.
1. "Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". ("Первая охота".)
2. "Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден". ("Приключение Муравьишки".)
3. "Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению". ("Мышонок Пик".)
4. "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему: - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только.". ("Хвосты".)
5. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. («Купание медвежат»)
6. «Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало». («Сова»)
7. «И только было покатился по дорожке, - Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок - плюх! - в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, - поплыл». («Лесной колобок - колючий бок»).
Ведущий. Но не только о птицах и животных мы узнаём из книг замечательного писателя Виталия Бианки. Вот послушайте стихотворение.
Ребёнок. Посмотри, мой юный друг, и увидишь ты вокруг
Небо светло – голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, травы, росы умывает.
Речка, лес, цветы, поля – сердцу милая земля.
Ребёнок. Нам в любое время года красоту дарит природа!
Без растений и животных, без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных жить не может человек!
Ведущий. Хочется, чтобы у вас, ребята, появилось желание прочитать еще больше произведений Виталия Бианки. Ведь создавая их, он хотел научить вас любить природу, беречь ее красоту. Следуя его примеру, давайте будем стараться любить и беречь наш прекрасный, щедрый, природный дом – родную землю!
Наша встреча подходит к концу. Ребята, прошу вас подойти и задуть свечи. (Дети задувают свечи.)
В литературной гостиной погасли свечи,
Это значит, окончена наша встреча.
Мы благодарим вас за внимание и ждём новой встречи с вами в нашей литературной гостиной.
, заработал лапками, - поплыл». («Лесной колобок - колючий бок»).
А сейчас ребята нам покажут сказку В. Бианки «Хвосты»
Инсценировка по сказке В. Бианки «Хвосты»
Исполнение детьми песни «Светит солнышко для всех»
Ведущий: А сейчас вы не ребята, а мышата. А двум ребятам предлагаю стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши, двери на засов» мышки, садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).
Игра «День/ночь»
Утром солнечным у сов.
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь
(сова стоит возле дерева, мышки бегают)
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери - на засов
(мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка, уводит на стульчик).
Ведущий: А теперь, предлагаю Вам отгадать загадки. Кто загадку отгадает, тот получает карточку с изображением.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …(грач)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Дорогу к дому он найдет
И весточку нам принесет. (Голубь)
Ведущий: Хотите поиграть?.
Игра «Птицы по местам»
Группе детей даются карточки с изображением различных птиц. На 2-х
досках крепится зимний пейзаж и летний.
- Ребята, Вы теперь стали птицами. Самыми разными. Но вас можно разделить на две группы: зимующие и перелетные. Зимующие летят к зимней картинке, а перелетные к летней.
Ведущий: Зрители, посмотрите, правильно ли слетелись наши птицы. Ничего не перепутали? Сейчас птицы будут выходить в центр зала, если птица правильно заняла свое место, вы хлопайте. Если заблудилась, то потопайте (дети оценивают правильность выполнения задания).
Ведущий: В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая эти сказки, он хотел вас, ребята, научить любить природу и наблюдать за нею.
Ведущий: Молодцы, вы хорошо поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг В. Бианки. Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, что Вы сегодня узнали много нового и интересного и еще больше полюбили сказки и рассказы талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки, и книги писателей, пишущих о природе, вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.
Рассказы В. В. Бианки учат детей любить , изучать природу. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям. Мы с вами тоже стараемся беречь природу: поливаем цветы, стряхиваем снег с молодых деревьев, ( собираем использованные батарейки), бережём электроэнергию и воду ( закрываем кран, выключаем свет) , кормим птиц.
СЛАЙД 11 иллюстрация природы
РЕБЁНОК: Покормите птиц зимой – пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
ВЕД. А какие птицы прилетают к нам в птичью столовую?,
Ответы детей.
ВЕД. А теперь проверим, умеете ли вы отгадывать загадки. Загадки о птицах.
Загадки загадываются поочерёдно детям
1. Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей.)
2. Кто зимой средь хвойных веток в феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом, птичку ту зовут... (Клестом.)
3. Кто в лесу у нас гадает, про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь - сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка, а зовут ее... (Кукушка.)
5. Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач.)
6. Сидит он на болоте и плачет днем и ночью,
Другим же плакать не велит. Как птицу ту зовут? (Кулик.)
СЛАЙД 12 на выбор
ВЕД. Скажите, а какие птицы не летают?
«Танец маленьких утят»
ВЕД: Но не только о птицах и животных мы узнали из книг замечательного писателя В. Бианки. Вот послушайте стихотворение
ВЕД: Посмотри, мой юный друг, и увидишь ты вокруг
Небо светло – голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, травы, росы умывает.
Речка, лес, цветы, поля – сердцу милая земля.
РЕБЁНОК: Нам в любое время года
Красоту дарит природа!
И земную благодать!
Без растений и животных,
Без лугов и чистых рек,
Без лесов, полей раздольных
Жить не может человек!
ВЕД: Так давайте сбережём наш природный щедрый дом!
Ведь только в дружбе с природой люди вырастают добрыми, отзывчивыми.
Надо дружить и оберегать каждое деревце, цветочек, животных и насекомых.
Дети поют песню «Без друзей совсем никак».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных»
Конспект мероприятия для детей дошкольного озраста с использованием художественных произведений о природе и животных....
«Встреча в литературной гостиной» (заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы)
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе...
День памяти А.С. Пушкина: встреча в литературной гостиной
Методическая разработка направлена на расширение представлений детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина, на развитие творческих способностей детей, воспитание любви к чтению....
НОД "Встреча в литературной гостиной"
Конспект НОД по речевому развитию с использованием метода Сторисек....
Конспект «Встреча в литературной гостиной» (заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы)
Конспект «Встреча в литературной гостиной» (заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы)...
Литературная гостиная «Необычный день рождения» (старший дошкольный возраст)
Цель: - приобщение воспитанников к литературному творчеству....
Методическая разработка занятия "музыкально-литературная гостинная, посвященная дню рождения поэта С.Есенина"
эта работа будет полезна воспитателям и педагогам ДОУ. Она отражает любовь к России, ее истокам через знакомство с поэзией С. Есенина с помощью средств музыкальной выразительности....