Методическая разработка занятия "музыкально-литературная гостинная, посвященная дню рождения поэта С.Есенина"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Макарова Наталья Юрьевна

эта работа будет полезна воспитателям и педагогам ДОУ. Она отражает любовь к России, ее истокам через знакомство с поэзией С. Есенина с помощью средств музыкальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_zanyatiya_s.esenin.docx58.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 119 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

         по художественно-эстетическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга

 «Незнайка»

Музыкально – литературная гостиная

для старших дошкольников

посвященная дню рождения С. А. Есенина 21 сентября (3 октября)

«Звени и пой, Есенинская Русь!»

                                                Музыкальный руководитель: Макарова Н.Ю.

                                                                           

Санкт-Петербург

2024 год

Цель: Воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии

Сергея Есенина.

Задачи:

1. Познакомить старших дошкольников с творчеством поэта С. А.

Есенина.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственно -

патриотические качества: любовь и уважение к родному краю, природе

через музыку и поэзию С. Есенина.        

3. Развивать мышление, речь и навык выразительного чтения стихов.

4. Прививать любовь к поэтическому слову через исполнение песен.

5. Развивать у детей творческие способности и художественно-эстетический вкус;

6. Развивать творческую способность детей в музыкальной деятельности (пение, художественное слово, танцевальные движения);

7.  Способствовать развитию воображения и фантазии детей;

8. Обогащать и активизировать словарь детей за счет новых терминов и понятий;

9. Воспитывать любовь, гордость за русских поэтов, за свою страну.

Методы и формы работы:

- Презентации

 - Беседы

 - Заучивание стихов

- Рассматривание иллюстраций по теме проекта

 - Слушание музыкальных произведений

Звучит музыка.

Дети входят в зал, который украшен под старинную избу: печь,

самотканые дорожки, стол, на нем самовар, чашки.)

Музыкальный руководитель: Поэзии чудесная страница,

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Сегодня мы с вами откроем дверцу в поэзию поэта, нашего родного поэта

С.А.Есенина.

(слайд 1)

Старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и

лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле -

«Стране берёзового ситца», как называл ее С.Есенин.

В самом центре села, перед спуском к Оке, стоит обычный деревянный

домик с окнами на речной простор.

(слайд 2)

Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:

«Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».

(слайд 3)

122  года назад, 3 октября, в семье Есениных родился мальчик Сережа. С

двух лет был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей, с которыми протекало почти все

детство поэта.

(слайд 4)

Ребята эти были озорные и отчаянные. Они научили его

скакать на лошади, лазать по деревьям и плавать. Бабушка очень любила

внука, и нежности её не было границ.

Именно её сказки, песни сыграли большую роль в том, что Сергей Есенин

стал писать стихи, когда ему было 8 лет.

Семья Есениных была очень музыкальной. В доме пели все: мама, бабушка,

дед. А отец не только пел, но и сам сочинял песни.

(слайд5)

В старину, на селе, девушки и парни, вечерами собирались на лугу, около

реки, пели песни, плясали, водили хороводы. Сергей Есенин играл на

тальянке (гармонь) и любил плясать.

Давайте и мы заведем хоровод! Вставайте , ребята, в круг!

Хоровод «За деревней у речки»

Музыкальный руководитель: А еще собираясь на лугу, они играли в русские народные игры.

Народная игра «Ворон»

Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.

Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут к центру дробным шагом.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок, Тем же шагом идут, пятясь, на место, оставляя

А на дубе воронок. В центре ворона: он кружится, руки в стороны.

Ворон в красных сапогах, Ворон пляшет, дети повторяют движения.

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу, Поочередное выставление ноги на пятку.

Он играет во трубу,

Труба точеная, Все хлопают, ворон пляшет.

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает

круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет

вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.

Музыкальный руководитель: Сергей Есенин очень любил свою Родину. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия... Какое хорошее слово. И «роса»; и «сила»; и «синее что-то...»

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»

Поэт много стихотворений посвятил неповторимой красоте родной

природы. Вот какую картину об осени нам представляет поэт. Кто расскажет стихотворение об осени?

(слайд 7)

Стихотворение «Нивы сжаты……»

1.Ребенок: Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Музыкальный руководитель: Что вам нравится осенью, ребята? Какие явления природы? (ответы детей)

Дыхательная гимнастика «Осенние листья»

Распевка «Листопад» Л. Картушина

Скорее всего, тема осени для поэта является очень трепетной, возможно

потому, что он появился на свет в это время года, а может быть и потому, что

осенняя пора наводит на нас много дум и рассуждений о жизни. Предлагаю

и вам спеть песню, про это прекрасное время года.

Песня «Осень»

(слайд 8)

Музыкальный руководитель: А вот как нам поэт представляет зимний пейзаж.  Кто расскажет стихотворение о зиме?

Стихотворение «Пороша»

2.Ребенок: Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

3. Ребенок: Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(слайд 9)

Музыкальный руководитель: Сергей Есенин говорил, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней

спячки просыпается природа.

 Давайте послушаем  Стихотворение «Черемуха»

4.Ребенок: Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

5.Ребенок: А рядом, у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Ребята, какой детский музыкальный инструмент может передать звук ручья?

Конечно, металлофон, колокольчики!

Давайте исполним оркестр «Ручеек»

Ручеек Игра на ДМИ

 (слайд 10 )

Музыкальный руководитель: Много красивых стихов написано поэтами о

белоствольной красавице, березе. Образ березы был самым любимым

образом С.Есенина.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березы стан

И её золотистые косы,

И холщевый ее сарафан.

Танец «Березки с платочками»

(слайд 11)

Есенин много путешествовал. Он объехал всю Россию, много других

стран и некоторое время жил в Америке. Поэтому он редко встречался со

своими родными, близкими. Но он очень любил их, скучал и тосковал по

ним. За время проживания в Америке, он написал стихотворение « Я

покинул родимый дом», предлагаю вам послушать небольшой отрывок,

который читает сам С. Есенин.

А еще поэт очень скучал по матери, и поэтому посвятил ей много стихов.

Многие композиторы проявляют большой интерес к его стихам и пишут к

ним музыку. Так появляются замечательные песни и романсы на стихи С.

Есенина.

(слайд 12)

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие, в мир поэзии С.

А. Есенина. Сегодня мы приоткрыли  дверцу в его творчество, которое никогда не забудут, потому что его стихи воспитывают любовь и уважение к Родине, к человеку и к природе.

Очень надеюсь, что вам понравился музыкально - поэтический рассказ о

жизни, нашего земляка, поэта С. Есенина.

И сегодня на память для вас я приготовила маленькие сувениры- (осенний магнит, календарик) (Дети выходят под музыку из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт - педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, способствовать гармонизации детско-родительских отношений, формировать  у детей ...

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт-педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, гармонизации детско-родительских отношений, формировать у детей и родителей поним...

Поэтический вечер, посвященный дню рождения С.А.Есенина.

Конспект поэтического вечера, посвященного  дню рождения С.А.Есенина....

Методическая разработка "Семейная творческая гостиная"

В данном методическом материале  представлена одна из форм работы с семьями воспитанников ДОУ – семейная творческая гостиная.  Такая форма работы способствует созданию условий для плод...

Творческий вечер, посвященный дню рождения поэта Сергея Есенина (совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Цель:Расширить представления детей о жизни и творчестве поэта С. Есенина.Задачи:Обогащать словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать просодическую сторону речи детей.Развитие сотрудничество...

Методическая разработка сценарий музыкальной гостиной" "Сказки запечного сверчка", посвященной детству Вольфганга Амадея Моцарта

Материал будет полезен музыкальным руководителям МБДОУ. В нем в доступной и интересной для детей форме рассказывается о детстве, юности и творчестве великого композитора....