Семинар "Технологические аспекты деятельности педагогов по реализации программы воспитания ДОУ"
презентация
С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации. В презентации " Технологические аспекты деятельности педагогов по реализации программы воспитания ДОУ" рассмотрим основные понятия, которые внес этот закон, и предстоящие изменения в нашей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_realizatsiya_programmy_vospitaniya.pptx | 124.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа воспитания – обязательный для всех детских садов документ Данный документ – структурный компонент ООП детского сада Программа воспитания не должна противоречить принципам, целям, задачам и содержанию ООП ДО Программа воспитания включает календарный план воспитательной работы для каждой возрастной группы Что нужно знать о рабочей программе
Закон о воспитании Закон о воспитании Госдума приняла в сентябре 2020года. Новый закон призван усилить воспитательную миссию в дошкольном образовании. Закон о воспитании – это условное название Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Его разработали, что бы выполнить Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Что изменилось В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уточнили понятие воспитание Было Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норма поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Стало Воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норма поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
Что изменилось В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Конкретизировали определение образовательной программы Было Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форма аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов Стало Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форма аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов, а так же в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации
Что изменилось В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Добавили новую статью о разработке программы воспитания Статья 12.1 Пункт 1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ… осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно… Пункт 3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии)
Рабочая программа воспитания в ДОО – за и против За 1. Требования законодательства в части решения воспитательных задач едины для образовательных организаций всех уровней образования, в том числе детских садов. 2.Выполнение этих требований станет основанием для нового направления контроля и надзора за деятельностью дошкольных организаций. 3. Рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно- развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС 4. Рабочая программа воспитания позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи. Против 1.Воспитание и обучение в детском саду неразделимы. Воспитательные, обучающие и развивающие задачи педагоги решают в комплексе, интегрировано. 2. Нет необходимости выделять блок воспитательных задач в отдельный документ.
Направление Модуль Патриотическое направление воспитания «Музейная педагогика» Социальное направление воспитания «Детско-взрослое сообщество» Познавательное направление воспитания «Организованная образовательная деятельность» (ООД) Физическое и оздоровительное направление воспитания «Традиции детского сада» Трудовое направление воспитания «Ранняя профориентация» Этико-эстетическое направление воспитания «Развивающая предметно-пространственная среда» (РППС)
Модуль «Музейная педагогика» Ц ель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края . Задачи: Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине. В соответствии с целью и задачами, в ДОУ создать комплекс мини-музеев: - во 2 группе раннего возраста: «Мои игрушки-погремушки»; - в средней группе: «Музей сказки», «Народная игрушка»; - в старшей группе: «Русская изба», «Музей камня», «Чудеса нашего края ». Основные формы и содержание деятельности : Организованная образовательная деятельность. В рамках музея активно проводятся занятия по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В качестве средств образовательной деятельности широко применяются материалы и оборудование музея. Дошкольники рассматривают книги и репродукции, старинные фотографии, знакомятся с подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего края и России, слушают песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы, думают, размышляют и рассуждают. « Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки , стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора. « Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей, аппликациях, в изготовлении коллажей, лэпбуков , макетов и других видах творческой деятельности. Мини-спектакли. По тематике музея, на основе знакомых фольклорных произведений или разработанных педагогами сценариев, организуются творческие мини-спектакли. Театрализация стимулирует развитие личностных качеств и эстетических чувств. Проекты. Проектная деятельность .Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей.
Модуль «Детско-взрослые сообщества» Цель организации детско-взрослых сообществ: воспитание детей дошкольного возраста в коллективе посредством практической совместной деятельности, направленной на пользу общества. Задачи: Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Формировать умение выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Способствовать формированию положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе. Развивать нравственные качества личности ребенка. Развивать основы социального самоконтроля и самосознания. Развивать самостоятельность и инициативу. Учитывая возрастные возможности дошкольников, особенности режима дня, детско-взрослые сообщества в ДОУ организованы в рамках одной возрастной группы: - во 2 группе раннего возраста: «Малышкины книжки»; - в младшей группе: «Юные экологи»; - в старшей группе: «Юные инспекторы дорожного движения » Общими для всех детско-взрослых сообществ являются такие формы работы как: проекты, акции, тематические праздники.
Основные формы и содержание деятельности : «Малышкины книжки» Чтение книг Игры-драматизации Дидактические игры Игровые обучающие ситуации
Основные формы и содержание деятельности : «Юные экологи» Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Просмотр мультфильмов Образовательные ситуации
Основные формы и содержание деятельности : «Юные инспекторы дорожного движения» Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Просмотр мультфильмов Образовательные ситуации
Модуль «Организованная образовательная деятельность» В содержание ООД включается материал, который отражает духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста . Основные формы и содержание деятельности: Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры-приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Обсуждение . Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
Модуль «Традиции детского сада» Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых. Задачи: Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший-младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности. Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне ДОУ: общественных праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); сезонных праздников (« Осенины », «Новый год», «Масленица»); тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», « Книжкина неделя», «Театральная неделя»); социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Бессмертный полк», «Окна Победы ») на уровне группы: - «Утро радостных встреч»; - «День рождения »; - «Наши соседи» (поход в гости с концертным или театральным номерами в соседнюю группу).
Модуль «Ранняя профориентация» Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста. Задачи: Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций. Развивать познавательный интерес к труду взрослых. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной значимости. Основные формы и содержание деятельности: Беседы Организованная образовательная деятельность. Чтение литературы. Профориентационные игры. Просмотр видеофильмов и презентаций. Хозяйственно-бытовой труд. «Мастерская профессий».
Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда» Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми . Цель : создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ. Задачи: Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта. Основные формы и содержание деятельности: Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Совместное оформление помещений ДОУ. Событийный дизайн. Благоустройство территории ДОУ .
ООП ДО Рабочая программа воспитания с календарным планом воспитательной работы Рабочие программы воспитательно-образовательной деятельности Приложение №1- Перспективное планирование ООД Приложение №2 – Календарный план воспитательной работы Календарный план ВР групп должен быть составлен в соответствии с календарным планом ПВ ДОУ
Календарный план воспитательной работы Февраль Направление деятельности (Модули) Название мероприятия Группы Ответственные «Традиции детского сада» (физическое и оздоровительное) Конкурс чтецов «23 февраля» младшая, с таршая группы Старший воспитатель, Воспитатели, Учитель-логопед Музыкально-спортивный праздник «День защитника Отечества» все группы Инструктор по физ . культуре муз. руководитель, воспитатели «ООД» (познавательное) Проведение серии тематических занятий по ознакомлению с героической историей и государственными символами России младшая, с таршая группы Воспитатели «Детско-взрослые сообщества» (социальное) «Малышкины книжки» Игры-драматизации 2 группа Воспитатели «Юные экологи» Проект «Покорми птиц зимой» (изготовление кормушек) младшая группа «Веселый светофорчик » Викторина «Азбука безопасности». старшая группа «Музейная педагогика» (патриотическое) Создание мини-музеев; Смотр-конкурс на лучший уголок краеведения «Край в котором я живу». все группы Воспитатели «Организация РППС» (этико-эстетическое) Оформление помещений групп к «Дню Защитника Отечества» все группы Воспитатели «Ранняя профориентация» (трудовое) Оформление альбома «Кем быть». Создание альбомов в группах по ознакомлению с профессиями . Младшая, старшая группы Воспитатели «Взаимодействие с родителями» Выставка поделок к «Дню защитника Отечества» Оформление фотогазеты «Наши лучшие папы». все группы Воспитатели
Спасибо за внимание! «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания». К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей программы дошкольного образования.
Средний уровень: Более половины показателей, но не менее 2/3, являются стабильными характеристиками, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны.Низкий уровень: менее половины пок...
Критерии, показатели и оценка изучения результатов деятельности педагогов по реализации образовательной программы МДОУ
В рамках изучения эффективности функционирования образовательной программы в ДОУ ежегодно (в конце учебного года) производится мониторинг результатов деятельности педагогов по реализации образовательн...
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
«Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации»
Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Игрушки» ...
Консультация для педагогов ДОУ «Реализация программы воспитания в ДОУ»
Консультация для педагогов ДОУ«Реализация программы воспитания в ДОУ»...
Воспитание социально – ответственной личности: современный аспект деятельности педагога дошкольного образования
Современное дошкольное образование переживает сложный период развития. С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и...
Консультация для педагогов: "Реализация программы воспитания с учётом ФОП ДО"
Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать...