Семинар с педагогами ДОУ на тему: " Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".
методическая разработка
Формирование у дошкольников нравственности, патриотиза как интегрированного качества личности,заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства, гароничное проявление патриотических чувств и культуры ежнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_statya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар с педагогами ДОУ на тему: « Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на семинаре по теме: « Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Вступление. Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.
На данном семинаре мы рассмотрели с педагогами следующие вопросы:
- Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
- Сообщение на тему: Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста.
- Сообщение на тему: « Личностно – ориентированное воспитание дошкольников».
- Сообщение на тему: «Взаимодействие с семьей по вопросам духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Практическая часть.
- Тест для педагогов: «Насколько вы добры?»
- «Пословица недаром молвится» (ответить на вопрос пословицей)
- Групповая работа. Рисунок по кругу. «Мой коллектив»
Исходя из цели, работа педагогов по духовно - нравственному - воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
•создание системы нравственно - патриотического воспитания;
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
•воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка
Необходимо отметить, что основными принципами реализации духовно - нравственного воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие
Работа педагогов по формированию духовно - патриотических чувств у дошкольников ведется в нескольких направлениях:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
«Душа поёт» - каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос). Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.
И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.
1. Нота - До.
Посмотрите, пожалуйста, на эти ноты. Как вы знаете первая нота – ДО.
Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это ДОБРО и ДОВЕРИЕ.
Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
Давайте пройдем небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим?
Ответ на поставленные вопросы должен быть однозначным: да или нет.
1. При наличии «лишних» денег, потратили бы вы их на подарки друзьям?
2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл,
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».
4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.
Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.
Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.
2. Нота – Ре
Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос). Правильно, это РЕЛИГИЯ, РОДИНА, РОДНОЙ КРАЙ.
Воспитание любви к Родине, поликультурное воспитание.
Целью формирования национального сознания является воспитание любви к Родине, к своему Отечеству, которое выражается в проявлении высших нравственных чувств, в том числе и патриотизма.
ПАТРИОТИЗМ – это чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине.
Основа патриотического воспитания - механизм нравственного воспитания, который включает в себя сообщение знаний, формирование на их основе отношений (чувств) и организацию доступной деятельности.
3. Нота – Ми
Нота МИ, она отражает принцип МОРАЛИ.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.
Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта, уступив, в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.
Сообщение: «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста» выступил воспитатель младшей группы -Тринколенко С.В.
4. Нота - Фа
Это, пожалуй, самая активная и в то же время сложная работа с детьми. Это нота – ФАНТАЗИЯ.
Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. Но не всегда это сочинительство и фантазия имеет нравственную сторону. Необходимо научить ребенка разделять такие понятия как фантазия (воображение) и ложь. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек…. Добрым молодцам – урок!».
Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета.
5. Нота – Соль
Нота СОЛЬ означает САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Для того чтобы мысли воплотились в поступки, недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям.
Памятка для воспитателей «10 правил воспитания самостоятельности у дошкольников» (старший воспитатель, Дегтярева Л.Н.)
6. Нота – Ля
Нота ЛЯ – это ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД.
Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.
Сообщение на тему: «Личностно-ориентированное воспитание дошкольников» выступил воспитатель подготовительной группы - воспитатель, Сергеева И.Н.
«Си» - СЕМЬЯ
Сообщение на тему: «Взаимодействие с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (воспитатель Емельянцева Н.Ф.)
Творческое задание.
Участникам предлагается разделиться на команды. Каждой команде нужно будет показать сценку, наглядно изображающий тот или иной стиль семейного воспитания. А задача остальных угадать, какой это стиль.
В конце семинара педагогам было предложена групповая работа. Рисунок по кругу «Мой коллектив»
Каждому участнику группы раздаётся белый лист бумаги формата А4 и цветные карандаши, включая простой карандаш.
Инструкция.
«Каждый из вас начинает рисовать все, что приходит в голову и по моей команде передаёт свой рисунок следующему участнику, который в свою очередь продолжает рисовать уже на вашем рисунке и так, пока ваш рисунок не вернется снова к вам. Например, если 8 участников, то на вашем рисунке кроме вас, остальные 7 человек что-то добавят от себя. Когда рисунок возвращается к вам, вы поднимаете руку и дальше не передаёте».
Обсуждение рисунков.
Когда все участники завершат процесс, необходимо все рисунки обсудить.
Участники дают название каждой работе.
Ведущий задаёт вопросы участникам:
Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?
Какие мысли были, когда к вам переходили по кругу рисунки других участников?
По какому принципу выбирали цвет карандаша?
Что вы испытывали, когда не знали когда будет переход хода? Какую стратегию вы выбрали для себя?
Как происходит у вас в жизни, когда необходимо сделать работу за очень короткий срок и вас подгоняют?
Рисунок может понравиться, а также вызвать негодование. Поэтому обсуждаем с участниками, что понравилось, что не понравилось, что вызвало раздражение.
Можно уточнить, кто из участников нарисовал элемент рисунка, который не понравился обладателю рисунка или даже всем участникам. Какие мысли и чувства были, когда рисовали на чужих рисунках.
Рефлексия (лист оценки семинара)
Лист оценки семинара
1Оцените, пожалуйста, проведенный семинар по следующим показателям
Интересно только для общего развития
Полученная информация меня не заинтересовала
2.Актуальность рассмотренных вопросов лично для Вас
На сегодняшний день это важно
Для меня это очень важно
Достаточно актуально
Не актуально
3.Возможность применимости предложенной информации в практической деятельности
Все очень полезно, интересно и необходимо для совершенствования моей дальнейшей практической деятельности
Полученные знания интересны, но не являются необходимыми
Полученные знания бесполезны для меня и не будут мной использованы в практической деятельности
4. Материальное оснащение (раздаточные материалы, наглядность и иллюстрация излагаемого материала)
Очень хорошее оснащение
Много разнообразного материала, который способствовал повышению уровня профессиональной компетенции
Недостаточное материальное оснащения
5. Новизна проведенных занятий (с точки зрения содержания)
Для меня эти знания являются новыми
Я уже знал это раньше
Я знал все это раньше и использовал в своей практической деятельности
Материал подготовила: старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
МБДОУ детский сад «Радуга»
п.г.т. Красная Гора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Семинар теоретический на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Семинар теоретический на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"...
Семинар для педагогов «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям?......
План по повышению профессионального уровня воспитателя на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения в ФГОС ДОУ"
План по повышению профессионального уровня целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями....
Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”
Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...
Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....