Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
материал
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №7
236010, г. Калининград Тел./факс 96-23-03/96-31-24, e-mail: ds007@edu.klgd.ru
Семинар-практикум по теме:
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Разработала и провела воспитатель:
Курган Екатерина Игоревна.
Калининград, 2023
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Углублять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников через всестороннее развитие личности».
Формировать профессиональные умения по теме.
Развивать основные психологические процессы, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.
Ход семинара
1. Упражнение «Чаша»
ФГОС ДО нацеливает дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Изменяются времена, эпохи, люди. Но постоянным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сформировать человечность в наших детях, заложить нравственные основы жизни, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот основные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы желаете видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого воспитателя есть сердечко, расположите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников.
Педагоги пишут на «сердечках» пожелания и размещают их в «чаше» на мольберте.
Посмотрите, какую яркую, замечательную душу, мы хотим видеть у наших детей!
Вслух зачитываются качества, написанные на «сердечках.
Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными чертами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только замечательными качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление негативных качеств, таких как агрессия, злость, жадность и т. п.? Чем Вы можете это объяснить?
2. Дискуссия среди воспитателей.
• Вопросы к воспитателям:
Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т. д.?
• Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?
- Благодарю за Ваши высказывания. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению этой важной проблемы.
Свод правил нравственного поведения
Правила для детей дошкольного возраста
1. Будь приветлив и внимателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, помни, что вечером надо попрощаться со всеми.
2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей следить за своими эмоциями.
3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.
4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.
5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.
6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.
7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в твоей помощи.
8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.
9. Не ври окружающим, будь честным и справедливым.
10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.
11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.
12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.
13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.
14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им подарки своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.
Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада
1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.
2. Будьте внимательными к чужим проблемам.
3. Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.
4. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.
5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.
6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.
7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.
8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
9. Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).
10. Действуйте исключительно в интересах ребенка.
11. Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.
12. Верьте и доверяйте ребенку.
13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.
14. Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.
Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а так же добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
3. Деловая игра «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»
Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что - то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Практическое задание.
1. Сказки, которые учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми: «Репка»
2. Сказки, которые предостерегают: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации:
3. Сказки, которые учат дружить. «Теремок», «Зимовье зверей»
4. Сказки, в которых есть наказ слушаться родителей: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»
5. Сказки, в которых высмеиваются страх и трусость: «У страха глаза велики»
6. Сказки, в которых есть место хитрости: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк»
7. Сказки, в которых вознаграждается трудолюбие: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»
8. Сказки, в которых восхваляется мудрость: «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»
9. Сказки, в которых поощряется забота о близком: («Бобовое зернышко»).
10. Сказки, в которых высмеивается жадность: «Сказка о рыбаке и рыбке
Практическое задание. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Командам нужно составить сказку для детей, которая бы воспитывала в детях нравственные качества. Так же нужно дать название сказке и придумать мораль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Семинар – практикум для педагогов. тема: «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста разнообразным видам деятельности »
laquo;Чтобы переварить знания, надопоглощать их с аппетитом»Анатоль Франц...
Семинар-практикум с педагогами и родителями “Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Экономическое воспитатение в детском саду....
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Семинар-практикум с педагогами и родителями “Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум с педагогами и родителями“Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономическо...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...