Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
материал

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №7

236010, г. Калининград  Тел./факс 96-23-03/96-31-24, e-mail: ds007@edu.klgd.ru

Семинар-практикум по теме:

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Разработала и провела воспитатель:

Курган Екатерина Игоревна.

Калининград, 2023

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Углублять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников через всестороннее развитие личности».

Формировать профессиональные умения по теме.

Развивать основные психологические процессы, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.

Ход семинара

1. Упражнение «Чаша»

ФГОС ДО нацеливает дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Изменяются времена, эпохи, люди. Но постоянным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сформировать человечность в наших детях, заложить нравственные основы жизни, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот основные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы желаете видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого воспитателя есть сердечко, расположите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников.

Педагоги пишут на «сердечках» пожелания и размещают их в «чаше» на мольберте.

Посмотрите, какую яркую, замечательную душу, мы хотим видеть у наших детей!

Вслух зачитываются качества, написанные на «сердечках.

Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными чертами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только замечательными качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление негативных качеств, таких как агрессия, злость, жадность и т. п.? Чем Вы можете это объяснить?

2. Дискуссия среди воспитателей.

• Вопросы к воспитателям:

Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т. д.?

• Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?

- Благодарю за Ваши высказывания. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению этой важной проблемы.

Свод правил нравственного поведения

Правила для детей дошкольного возраста

1. Будь приветлив и внимателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, помни, что вечером надо попрощаться со всеми.

2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей следить за своими эмоциями.

3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.

4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.

5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.

6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.

7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в твоей помощи.

8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.

9. Не ври окружающим, будь честным и справедливым.

10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.

11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.

12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.

13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.

14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им подарки своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.

Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада

1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.

2. Будьте внимательными к чужим проблемам.

3. Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.

4. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.

5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.

6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.

7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.

8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.

9. Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).

10. Действуйте исключительно в интересах ребенка.

11. Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.

12. Верьте и доверяйте ребенку.

13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.

14. Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.

Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а так же добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

3. Деловая игра «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»

Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что - то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Практическое задание.

1. Сказки, которые учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми«Репка»

2. Сказки, которые предостерегают: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации:

3. Сказки, которые учат дружить. «Теремок»«Зимовье зверей»

4. Сказки, в которых есть наказ слушаться родителей«Маша и медведь»«Гуси-лебеди»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Снегурочка»

5. Сказки, в которых высмеиваются страх и трусость«У страха глаза велики»

6. Сказки, в которых есть место хитрости«Лиса и журавль»«Лиса и тетерев»«Лисичка-сестричка и серый волк»

7. Сказки, в которых вознаграждается трудолюбие«Хаврошечка»«Мороз Иванович»«Царевна-лягушка»

8. Сказки, в которых восхваляется мудрость«Мужик и медведь»«Как мужик гусей делил»«Лиса и козел»

9. Сказки, в которых поощряется забота о близком: («Бобовое зернышко»).

10. Сказки, в которых высмеивается жадность: «Сказка о рыбаке и рыбке

Практическое задание. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Командам нужно составить сказку для детей, которая бы воспитывала в детях нравственные качества. Так же нужно дать название сказке и придумать мораль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Семинар –практикум для родителей     «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Семинар-практикум с педагогами и родителями “Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум с педагогами и родителями“Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»  Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономическо...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...