Семинар теоретический на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Калашник Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант

Семинар теоретический

для педагогов ДОУ

на тему:

 «Духовно-нравственное воспитание

дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Составитель:

старший воспитатель

Калашник Н.С.

Февраль 2020 г.

п. Гигант

План семинара

  1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. (старший воспитатель, Калашник Н.С.)
  2. Тест для педагогов «Насколько вы добры?» (старший воспитатель, Калашник Н.С.)
  3. Сообщение на тему: «Православное воспитание детей в ДОУ»  (воспитатель, Крахмальная О.В.)
  4. Сообщение на тему: «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста» (воспитатель, Тарасенко О.С.)
  5.  Сообщение на тему: «Развитие детской фантазии и воображения» (воспитатель, Пантюхина О.А.)
  6. Сообщение на тему: «10 правил воспитания самостоятельности у дошкольников» (воспитатель, Кравченко Н.Б.)
  7. Сообщение на тему: «Личностно-ориентированное воспитание дошкольников» (воспитатель, Чварова Н.Е.)
  8. Сообщение на тему: Взаимодействие с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (воспитатель, Руденко Н.С.)

Введение в тему:

Человек  человеку – друг? Друг!

Человек человеку – брат? Брат!

В продолжение этой песенки хочется добавить человек человеку – учитель!

Мы все друг у друга учимся – дети у нас, мы у детей.

Представьте: у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко. Давайте, поменяемся. Сколько получилось? У Вас одно и  у меня одно.

У Вас есть мысль, у меня есть мысль. Давайте поменяемся мыслями. Сколько получилось? У  меня две мысли,  и у Вас две мысли.

Получается, что при обмене духовными ценностями мы взаимно обогащаемся.

Актуальность проблемы.

 «Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

 сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

           В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка. Недаром почти каждый стал задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

           Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

           Поэтому на современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.  Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте   дошкольного образования.  

           В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

          Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,  общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»      

           Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

           В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт))

• воспитание уважительного отношения к труду

        Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»:

  • должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;
  • дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
  • хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;
  • рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения;
  • знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
  • проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
  • овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
  • ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Основная часть «Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ»

«Вселенский опыт говорит, что погибают царства,

Не от того что тяжек быт или страшны мытарства.

А погибают от того (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше»

Булат Окуджава

Глубокая философская мысль в двух строках Булата Окуджавы. Царство – наша страна, наша Земля, наш поселок? А может ближе – наш дом или наш детский сад, семья? А что если представить, что маленький человек – целое царство… И теперь снова прочитать эти строчки. Как просто и как сложно уважать себя, наших воспитанников, всех тех, кто рядом, свой дом, свой край, свою страну… -  и «не страшны мытарства».  Конечно, с любовью, уважением, взаимопониманием жизнь удивительна и прекрасна. Но что это  означает -  с уважением и любовью? Как мы воспитываем эти понятия  - уважение к старшим, любовь к родной земле?

Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека: чувства безопасности, любви и гармонии.

«Душа поёт» - каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос). Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7.

И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания.

1. Нота - До.

Посмотрите, пожалуйста, на эти ноты. Как вы знаете первая нота – ДО.

Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).

Правильно, это ДОБРО и ДОВЕРИЕ.

Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.

Показатель нравственной воспитанности - характер отношения к людям, к природе и к самому себе, с точки зрения гуманизма, выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте

Умение сопереживать, сочувствовать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладывается. При систематической работе, направленной на развитие гуманных отношений, у детей формируется гуманизм – как нравственное качество.

Давайте пройдем небольшой тест, чтобы понять доброту вашего сердца!

Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды. Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим?

Ответ на поставленные вопросы должен быть однозначным: да или нет.

1. При наличии «лишних» денег, потратили бы вы их на подарки друзьям?

2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 поставьте себе один балл,

и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».

4-8 баллов. Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними.

Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.

Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы получше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.

2. Нота – Ре

Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос). Правильно, это РЕЛИГИЯ, РОДИНА, РОДНОЙ КРАЙ.

Воспитание любви к Родине, поликультурное воспитание.

Целью формирования национального сознания является воспитание любви к Родине, к своему Отечеству, которое выражается в проявлении высших нравственных чувств, в том числе и патриотизма.

ПАТРИОТИЗМ – это чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине.

Основа патриотического воспитания - механизм нравственного воспитания, который включает в себя сообщение знаний, формирование на их основе отношений (чувств) и организацию доступной деятельности.

- Знания: название своей страны, столицы, достопримечательностей, героев и т.д.

- Отношения: отношения к природе родного края, родной страны; отношения к людям, населяющим страну; отношения к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре, отношение к государственному устройству.

Этапы воспитания любви к Родине у детей дошкольного возраста:

1. Любовь, привязанность к родному дому, к семье (совместная деятельность с родителями, рассматривание фотографий, беседы).

2. Интерес, привязанность к своему детскому саду (экскурсия по зданию и территории детского сада, беседы с работниками, совместная деятельность).

3. Любовь и привязанность к своей Малой Родине (создание альбомов фотографий с достопримечательностями, знакомство с героями и известными людьми, экскурсии, сюжетно-ролевые игры).

4. Воспитание отношения к своей стране (Усвоение знаний о стране: флаг, герб, гимн, президент, особенности природы, знаменитые люди, традиции, культура.

Поликультурное воспитание призвано закладывать в детях основу любви к Родине, своему народу и любви к своей плане, к жителям Земли.

РЕЛИГИЯ.

Сообщение на тему: «Православное воспитание детей в ДОУ» (воспитатель, Крахмальная О.В.)

В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования детей.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России  введен новый курс дисциплины «Основы православной культуры и этики».

Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в рамках апробации содержания программ, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных,  мы выделили следующие задачи:

Задачи:

- Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность);

- Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;

- Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;

- Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

- Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

-  Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;

- Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники.

Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы, Масленицы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.   

3. Нота – Ми

Нота МИ, она отражает принцип МОРАЛИ.

Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.

Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта, уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.

Сообщение на тему: «Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста» (воспитатель, Тарасенко О.С.)

Далеко не всегда поступки ребенка, внешне соответствующие моральным нормам, являются таковыми, поскольку основываются не на осознании этих норм, не на убежденности в их справедливости, а на подчинении взрослому, на боязни наказания и т.д. Например, отвечая на вопрос "Почему надо класть игрушки на место?", дети говорят: "Так нам велят" или "А то накажут!" Нравственный смысл правила ("Если игрушки на месте, никому не придется их искать. Ведь в детском саду все дети пользуются игрушками".) остается непонятным.

Обращая внимание на роль чувств в нравственном воспитании, дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка. Так, например, на вопрос о том, почему ребенок, нарисованный на картине, не играет вместе с друзьями (или не качается на качелях), а сидит в стороне, дошкольники отвечают: "Его наказали", "Он всем мешал", "Ему не хватило места". И лишь некоторые дети, поняв эмоциональное состояние персонажа, находят правильное решение: "Надо всем немножко подвинуться на качелях, чтобы и мальчику места хватило!"

Действенным средством формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений - не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь "знаемыми", но не "действенными", а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость и др.), побуждение к нравственным поступкам.

Эмоционально воспринимая поступки литературных героев, дети  приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющих оценивать эти поступки, - добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т.д.

Большое значение имеет форма передачи нравственного содержания художественного произведения.

Самая доступная пониманию дошкольников форма преподнесения норм морали - описание конкретных положительных поступков. Например, после прочтения "Айболита" К. Чуковского дети, отвечая на вопрос "Почему вам нравится доктор Айболит?", приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него. Примеры положительных поступков содержатся и в произведении А. Барто "Вовка - добрая душа".

Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем.

Этот чистит валенки, моет сам галоши,

Он хотя и маленький, но вполне хороший.

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,

Про такого говорят: "Он плохой, неряха".

(В. Маяковский.)

В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить их поведение и оценить его с точки зрения норм морали (например, стихотворение С. Михалкова "Два барана"). В ходе беседы педагог подводит детей к выводу: надо уметь уступать друг другу, договариваться, не ссориться.

В работе со старшими дошкольниками воспитательные задачи можно усложнить - формировать представление о том, что буквальное следование моральным нормам не всегда возможно. В жизнь ребенка очень рано входят нравственные правила, регулирующие поведение в конкретных ситуациях. Так, например, детям внушается необходимость быть послушными: "Нельзя драться", "Надо быть вежливым", "Надо всегда слушаться маму" и т.д. И это, в принципе, верно: не имея достаточного опыта ориентировки в окружающем, малыш может нанести вред своему здоровью, обидеть сверстника, проявить грубость.

Но дети становятся старше, и чтобы не развивалось пассивное послушание, они должны научиться осознавать значимость вводимых правил. Возникает вопрос: всегда ли необходимо так прямолинейно действовать в соответствии с этими правилами? Например, детям внушают, что игрушками надо делиться. И когда сверстник просит игрушку у ребенка, тому напоминают это правило. Но нередко педагог видит, что игрушка крайне необходима ребенку для развертывания игры, и он обращается к сверстнику: "Подожди, ведь Рома играет с ней еще совсем не долго. Давай подумаем, какую игрушку ты возьмешь вместо нее". В подобной ситуации ребенок сталкивается с двумя взаимоисключающими правилами: надо игрушками делиться и надо подождать, чтобы не мешать другому играть. Дошкольнику еще трудно понять, какое правило является наиболее целесообразным. И нередко бывает так, что он пользуется возможностью защитить свое право на владение игрушкой.

Еще более сложными для детей оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе и определены авторами как "ситуации морального выбора" Например, рассказ о девочке, которая потеряла ленточку из косички в песочнице, где дети построили высотный дом. Как надо поступить, чтобы помочь ей? Перекопать песок, чтобы поискать ленточку? Но тогда будут обижены строители здания.

Обсуждая с дошкольниками подобные рассказы, удается сформировать у них устойчивое представление об относительной значимости моральных норм, развить самостоятельную поисковую деятельность.

4. Нота - Фа

Это, пожалуй, самая активная и в то же время сложная работа с детьми. Это нота – ФАНТАЗИЯ.

Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. Но не всегда это сочинительство и фантазия имеет нравственную сторону. Необходимо научить ребенка разделять такие понятия как фантазия (воображение) и ложь. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек…. Добрым молодцам – урок!».  

Сообщение на тему: «Развитие детской фантазии и воображения» (воспитатель, Пантюхина О.А.)

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, скажем, осенние поделки, но тоже на основе реальных знаний. Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.(Рисование по замыслу)

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

В наших группах есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории, разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей, ведь иногда и они могут увидеть то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.

5. Нота – Соль

Нота СОЛЬ означает САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Для того, чтобы мысли воплотились в поступки, недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Наша задача давать детям свободу действий и выбора, даже, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте, незаметно создавая ситуацию успеха.

Памятка для воспитателей «10 правил воспитания самостоятельности у дошкольников» (воспитатель, Кравченко Н.Б.)

6. Нота – Ля

Нота ЛЯ – это ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД.

Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе. 

Сообщение на тему: «Личностно-ориентированное воспитание дошкольников» (воспитатель, Чварова Н.Е.)

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Воспитатель должен не подгонять развитие каждого ребёнка к определенным канонам, а предупреждать возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматривать не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находясь на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребёнка доминируют одни качества, а у других – другие. Индивидуальность ребёнка зависит от:

• Врожденных биологических задатков;

• Влияние среды, в которой живет ребёнок;

• Личной активности ребёнка;

• Воспитательного воздействия окружающих людей.

В соответствии с этим, главным в работе воспитателя является научить детей следующим важным умениям:

1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. «Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков».

2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.

3. Принимать ответственность за себя и своё окружение. «Вовлекая детей в процесс обсуждения и самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил поведения, постепенно передавая функцию контроля в руки самих детей». Строить с другими людьми отношения.

5. Сотрудничества. Личностно – ориентированная методика стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей.

Создавая условия для развития индивидуальности детей в группе необходимо помнить об изменчивой и вариативной развивающей среде с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. В группе организованы зоны:

• Эмоциональной разгрузки, где дети весь свой негативный внутренний мир могут передать в рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах.

• Зона творчества, где дети пишут и рисуют фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластилина, создают как коллективные, так и индивидуальные работы.

• Физкультурный уголок, где дети имеют возможность поиграть, используя нестандартное оборудование.

• Театральная зона, где находятся маски, атрибуты, различные виды театров.

• Игровая зона, где дети находят занятия по интересам.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. И только при хорошо налаженном педагогическом общении детей и педагога последнему удаётся выяснить, как «вписывается» этот мальчик и девочка в детский коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидуальных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность ребёнка, интегрированная в коллективе или вообще не сулившая в нём адаптироваться. Так если ребёнок не высоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потери уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически указывает ребёнку на его неудачи, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания психологию этого ребёнка, примирившегося с подобным положением вещей.

Только бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к её перспективам, дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которая будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

7. «Си» - СЕМЬЯ

Сообщение на тему: «Взаимодействие с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»  (воспитатель, Руденко Н.С.)

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо «завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.  

Достичь единства между родителями и воспитателями очень трудно Например, воспитатель просит родителей приучать детей дома к самостоятельности во время одевания на прогулку. Большинство родителей сразу воспринимают ее просьбу не как единую цель в воспитании ребенка, а  как способ воспитателя освободиться от ухода за детьми. При этом одна мама говорит: «Я не могу предоставить дочке полную самостоятельность, ведь она и оденется неряшливо, и ушки не закроет, как следует, заболеет!». Другая мама, наоборот заявляет: А я никогда не помогаю своему сыну. Пусть сам одевается!». Таким образом, родители часто не доверяют воспитателям (я сам лучше знаю, как воспитывать),  не доверяют они и  своим детям (он маленький сам не справится или все испортит),  или ссылаются на нехватку времени (я не могу дожидаться, когда ребенок сам что-то сделает).

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается формальным. На наш взгляд, проблема вовлечения родителей в жизнь ДОУ состоит не только в занятости и пассивности родителей, но и в самих педагогах. Не все воспитатели желают видеть родителей в группе, потому что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя – нет) часто родители в группе воспринимаются педагогом, как контролер (у нас и так достаточно)

Существуют расхождения между родителями и педагогами по духовному воспитанию.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Игры, направленные на воспитание доброжелательности.

«В гости к солнышку»

Поделите детей на группы и попросите их представить, что солнышко пригласило их к себе в гости. Дети должны взять с собой в дорогу три самых: главных, по их мнению, солнечных качества. Затем попросите детей придумать сказку о том, как солнышко подарило им эти качества. По сказкам и рисункам друг друга дети угадывают, какие солнечные качества взяли с собой в дорогу их друзья. Затем из всех солнечных качеств составляется солнечный список, который затем вывешивается на стенд.

«Волшебный лучик»

Попросите детей представить, что однажды солнышко послало на землю добрый волшебный лучик. Дети должны придумать, чем волшебный лучик поможет людям в разных ситуациях;

1. Кто-то заблудился в лесу.

2. Кто-то поссорился со своим другом.

3. Кого-то поругал воспитатель.

4. У кого-то заболела мама.

5. Кто- то опоздал на поезд и т.д

Например: человеку, опоздавшему на поезд лучик подарит билет на солнечный поезд. На этом поезде человек доедет до солнышка» которое угостит его солнечным обедом, а затем лучик мгновенно отнесет его в то место на земле, куда он хочет попасть. Попросите детей нарисовать, как волшебный лучик помогает людям в разных ситуациях. Из рисунков детей делается выставка: «Добрый волшебный лучик».

«Добрые тучки»

Дети встают в круг. Все они - маленькие серые тучки, а один из них - ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек, и каждая рассказывает ему, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком. Например; «Я напоила человека, заблудившегося в пустыне; я напоила розу, хозяйка которой заболела и не смогла ее поливать». После этого ветерок улетает навестить всех, кого напоили тучи, а затем от имени каждого из них говорит той или иной тучке что-то доброе. Например: «Роза шлет тебе свое благоухание; каждый день человек вспоминает твои капельки и шлет им мысленное спасибо и т.д.». Затем дети рисуют свои добрые тучки и тех, кого они напоили. Из рисунков детей делается выставка: «Добрые тучки».

«Учимся мириться»

Принесите детям сок; налейте его в красивый кувшин, а затем разлейте по чашечкам. После этого попросите детей представить, что одна добрая волшебница подарила им чудесный напиток прощения. Каждый получает чашечку с соком, а затем вспоминает тех, на кого он за что-то обижен и мысленно старается их простить. Затем простите детей закрыть глаза и представить, что в их сердцах распустились цветы прощения. Дети должны нарисовать эти цветы и подарить рисунки тем, кого они простили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар теоретический на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Русалочка» п. Гигант

Слайд 2

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок » В . А. Сухомлинский Цель духовно-нравственного воспитания : целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Слайд 3

Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста : формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт )) воспитание уважительного отношения к труду

Слайд 4

«Модель-выпускника» Целевые ориентиры: Ребенок должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших; дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности; хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество; рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения; знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения; проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству; овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями; ребенок должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Слайд 5

«Вселенский опыт говорит, что погибают царства, Не от того что тяжек быт или страшны мытарства. А погибают от того (и тем больней, чем дольше), Что люди царства своего не уважают больше» Булат Окуджава

Слайд 6

ДОБРО, ДОВЕРИЕ

Слайд 7

ТЕСТ «Добрый ли вы человек?» Ответ на поставленные вопросы должен быть однозначным: да или нет . 1. При наличии «лишних» денег, потратили ли бы вы их на подарки друзьям? 2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? 3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? 4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им настроение? 5. Любите ли вы злые шутки? 6. Вы злопамятны? 7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует? 8. Умеете ли вы на практике применять свои способности? 9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать? 10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11. Вы охотно выполняете просьбы? 12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Слайд 8

Поставьте себе 1 балл за ответ «да» на вопросы: 1 , 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2 , 5, 6, 8, 9, 10, 12. Посчитайте общее количество баллов и проведите анализ . Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других, пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет ». 4-8 баллов . Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг. Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними . Меньше 4 баллов . Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.

Слайд 9

ДОБРО, ДОВЕРИЕ РЕЛИГИЯ, РОДИНА МОРАЛЬ ФАНТАЗИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ СЕМЬЯ «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»



Предварительный просмотр:

Памятка «10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника»

 «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»

П.Ф.Лесгафт

        Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

1. Не показывай, а говори.

        С момента, когда ребёнок начинает понимать взрослую речь, у него формируется наглядно-действенное мышление по типу «Вижу-делаю». Малыш полностью копирует поведение и действия взрослых. Однако именно в этот период он уже способен выполнить простые поручения: «Принеси мяч», «Покажи, где собака». С удовольствием выполняя их, ребёнок проявляет первое стремление к самостоятельности.

        Общаясь с ребёнком на протяжении всего дошкольного периода, старайтесь меньше показывать способы действия, а больше давать словесные указания. Так вы постепенно формируете наглядно-образное, а позднее и словесно-логическое мышление, являющиеся неотъемлемой частью развития самостоятельности у дошкольника.

2. Формируй самоконтроль и взаимоконтроль.

        Учите ребёнка контролировать свои действия. Любое самостоятельное действие не может быть выполнено без самоконтроля. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения.

        Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности или в процессе организованного занятия самому отсчитывать определённое количество упражнений, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца.

        Процесс взаимоконтроля у дошкольников проходит значительно легче, ведь ребёнку проще оценить правильность выполнения задания младшим братом или сверстником, чем самим собой. Однако именно на этом этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Такие способности являются важным критерием развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

3. Учи анализировать.

        Умение анализировать свои действия, делать выводы – способность характерная для воспитанников старшего дошкольного возраста. Ребёнок с радостью принимает похвалу за правильно выполненное задание и в большинстве случаев отрицает критику со стороны взрослого или сверстника. Не смотря на это, необходимо давать адекватную оценку действия старшего дошкольника и способствовать формированию у него умения самому правильно себя оценивать.

        Для этого в заключительной части образовательной деятельности можно предложить детям рассказать о том, что у них получилось на занятии, а над чем надо поработать. Подсказывайте каждому ребёнку способы достижения желаемого результата. Впоследствии дети сами будут способны на такой анализ.

4. Обогащай жизненный опыт.

        Детям до двух лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды и берутся за такие действия только для того, чтобы порадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот `всеобщий результат` или `всеобщий эффект` - непременное условие становления подлинной самостоятельности.

        Чем богаче и разнообразнее уровень знаний дошкольника, тем легче ему принять правильное решение в той или иной ситуации, тем проще разобраться в «можно» и «нельзя».

        Отвечайте на бесконечные вопросы ребёнка, организуйте прогулки за пределы детской площадки, берите его в путешествие, читайте и рассматривайте иллюстрации, обсуждайте поступки мультипликационных героев, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.

 

5. Поощряй инициативу.

        Среди взрослых известно выражение: «Инициатива наказуема». К сожалению, и среди детей она в большинстве случаев не приветствуется. Зачастую инициатива, проявленная дошкольником, заканчивается изрисованными обоями, разбитой посудой или перепачканной одеждой. Это так раздражает взрослых!

        Наберитесь терпения, спокойным тоном расскажите, что малыш сделал неправильно, как надо было поступить, чтобы избежать таких последствий. Ведь подавляя инициативу, вы можете подавить её навсегда, и уже в школьном возрасте подростка трудно будет допроситься пропылесосить, приготовить завтрак или помочь младшей сестрёнке изготовить поделку для школьной выставки.

6. Развивай творчество и фантазию.

        Известно, что формируя творческие умения и фантазию ребёнка, мы развиваем у него умение предвидеть результат своей деятельности, предполагать все возможные варианты развития событий. Такая способность особенно необходима, когда мы поручаем дошкольнику ответственное задание или когда он остаётся дома один.

        Для этого создавайте проблемные ситуации, предлагайте детям решать их. Особенно актуальна так называемая кейс-технология, которая предполагает проблему и различные способы её решения. При этом выбор остаётся за ребёнком.

        Особое значение в формировании творческих способностей уделяется изобразительной деятельности, музицированию, ТРИЗ. Предлагайте дошкольникам дорисовать фигуру, придумать мелодию или новое окончание знакомой сказки, исполнить танец или составить рассказ по картинке.

7. Давай право выбора.

        Ежедневно мы, взрослые, делаем выбор за ребёнка, когда предлагаем то или иное платье на утренник в детский сад, выбирая блюдо на завтрак, покупая продукты или организуя прогулку. Однако для воспитания самостоятельности у дошкольника полезно предоставлять право выбора самому ребёнку.

        Предложите дочке выбрать платье, которое она хочет надеть сегодня, спросите у сына, что он хочет на завтрак: омлет или яичницу, куда хотел бы пойти на прогулку и что купить: яблоки или бананы. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Таким образом вы формируете у дошкольника умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в любой сложившейся ситуации.

8.  Повышай самооценку и уверенность в себе.

        Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь-то общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание.

        Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Такая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка начинается становиться более гармоничной. Дети воспринимают себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

        Важно формировать адекватную самооценку у дошкольника, ведь заниженная самооценка не позволит ребёнку достичь желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи или проигрыша может привести к эмоциональному срыву малыша.

        

9. Доверяй.

        В любом случае доверяйте маленькому ребёнку, даже если чувствуете ложь. Нередко взрослые сами провоцируют ребенка на ложь. Дети нуждаются в нашей поддержке и сотрудничестве с нами, им важно чувствовать себя защищенными, знать, что у них есть тыл. Те, кто не обманывает родителей, ощущают такую связь со взрослыми. Напротив, те, кто врет систематически, нередко делают это потому, что атмосфера в семье построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, в ней нет атмосферы доверия.

        Доверие – это фундамент, на котором строятся отношения. «Помните о презумпции невиновности, – говорит Анатолий Северный. – Ребенок имеет право на уважение, и априори подвергать его слова сомнению нельзя».

        Только доверие и уважительное отношение способно научить ребёнка с уверенностью делать выбор, высказывать своё мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное), поступать так или иначе в различных жизненных ситуациях.

10. Создавай условия.

        Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. А для этого необходимо создать условия.

         Если мы говорим о воспитании самостоятельности, то ребёнок должен находиться в безопасных условиях, в условиях развивающего обучения. Окружите дошкольника игрушками, играми, предметами, книгами безопасными для его физического, умственного, нравственного здоровья. Дайте возможность маленькому почемучке создать своё пространство, отделиться от мира взрослых, мира тотального контроля, замечаний и упрёков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей ДОУ "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Актуальность нравствнно-патриотического воспитания, научное обоснование, деловая игра...

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время  проблем...

Методическая разработка. Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;вызвать интерес пед...

Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных с...