Инновационный проект «Эколята - юные друзья природы»
проект (подготовительная группа)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_ekolyata_-_yunye_druzya_prirody.docx65.78 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

Инновационный проект «Эколята - юные друзья природы»                                         (Сроки реализации проекта 2021-2026 учебный год)

Воспитатели: Курмилёва Л. Н.

г. Усть-Лабинск

Пояснительная записка

  В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

  Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь,                             несомненно, закладывается у нас с детства».

И. Соколов-Микитов

Актуальность

   Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. В середине 20 века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

   Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.

Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в дошкольном образовательном учреждении.

     Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников.

   Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и колоризация развивающей среды.

   Новизна экологического проекта заключается в разработках проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментов, активном использовании информационных компьютерных технологий экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Педагогами создаются оптимальные условия для познавательного развития ребёнка, которые включают в себя дидактические игры, научные викторины, алгоритмы, модели и схемы способные развить поисково-познавательную деятельность дошкольников. Основным фактом, обеспечивающим эффективность экологического воспитания образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии можно обеспечить эту включенность, используя инновационные формы и методы:

  • викторины, семинары - вебинары;
  • виртуальные экскурсии и путешествия, экологические акции;
  • мастер - классы, тематические презентации в интерактивном режиме.

Выделяют следующие направления инновационной деятельности:

  • Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.
  • Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий.
  • Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  • Разработка механизмов и инструментов реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в  профессиональной деятельности.
  • Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса.

 Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:

− проектные методы,

− экологическая тропинка,

− социально-игровые методы,

− мультимедийная презентация,

− использование компьютерных технологий.

Тип проекта:

Эколого-эстетический, познавательный, познавательно-исследовательский,  практико – ориентировочный,  долгосрочный.

Вид проекта:

Долгосрочный (июнь2021г. - август 2026г.)

Участники проекта:

Воспитанники, родители, воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Цель проекта:

Обеспечение сформированности у детей дошкольного возраста целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему в условиях реализации федерально государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи:

  • Повышение уровня развития у дошкольников исследовательского интереса, стремления к преобразованию и как следствие повышения качества образования в области экологической культуры.
  • Формирование у детей дошкольного возраста умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
  • Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
  • Повышение уровня обеспечения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
  • Содействие формированию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников и родительской общественности для обеспечения полноценного образования дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования по вопросам экологического воспитания.

Механизм реализации проекта "Эколята - юные друзья природы"

Центр экологического обучения:

  • Занятия с элементами исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • Комплексные сюжетные и тематические занятия с использованием современных компьютерных технологий;
  • Экологические тропы;
  • Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы;
  • Виртуальные экскурсии, виртуальные путешествия;
  • Походы, самостоятельная опытническая деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • Макеты, коллажи, схемы-карты города;
  • Мини-музей;
  • Уголки природы, мини-огороды;
  • Выставочный вернисаж;
  • Мультимедийные презентации;
  • Лаборатория;
  • Фитобар.

"Мастер-класс" для педагогов:

  • Педагогические, методические советы;
  • Консультации, семинары-практикумы;
  • Конкурсы, смотры-конкурсы;
  • Круглый стол, обмен опытом;
  • Открытые занятия.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

  • Выставки;
  • Экскурсии, совместные походы;
  • Семейные праздники и викторины;
  • Совместные детско-взрослые творческие проекты.

Практическая значимость проекта

  • Работа в экспериментальном режиме проекта "Эколята -юные друзья природы" повышает качество образовательного процесса в области экологического воспитания и помогает ребенку осознать свое место в окружающем мире, выработать навыки экологически грамотного поведения и природопользования, осознать необходимость актуальности проблемы зависимости здоровья от охраны окружающей среды.
  • По всем направлениям проекта ведется комплексная работа всеми

специалистами дошкольного учреждения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Материально-техническое обеспечение проекта:

− компьютер;

− мультимедийная система;

− интерактивная доска;

− программное обеспечение;

− развивающий интерактивный комплекс "Вундеркинд";

− фотоаппарат;

− принтер;

− музыкальный центр;

− фонотека;

− мини-лаборатории в группах;

− мольберты;

− световые столы и планшеты для рисования песком;

− канцелярские принадлежности.

Результативность

Результативность и целесообразность работы по проекту выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится педагогическая диагностика воспитанников , анкетирование педагогов и родителей; в течении учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа воспитателя, из литературы, с использованием наглядных пособий;
  • метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи;
  • частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи.

  Исследование проходит под контролем педагога. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

  Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Формы работы:

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в  специфику проекта «Эколята - юные друзья природы» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия – встречи с представителями охраны природы, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что дает по возможность переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Описание основных мероприятий инновационного проекта

№п/п

Этап проекта

Мероприятия проекта

1.

Первый этап

Анализ материально-технической базы средней группы, готовности педагогического коллектива к реализации инновационного проекта, методической обеспеченности работы в области экологического образования дошкольников.

2.

Второй этап

Выявление запросов родителей по организации экологической работы в дошкольном образовательном учреждении.

3.

Третий этап

 Разработка и внедрение инновационных информационно-коммуникативных технологий педагогами и родителями воспитанников (презентаций, анимационных фильмов, игр, виртуальных путешествий и экскурсий, развивающих занятий)по теме экологического воспитания дошкольников с привлечением специалистов. Проведение обучающих семинаров, конференций. Экспериментальное внедрение инновационных информационно-коммуникативных технологий по экологическому образованию дошкольников в единое информационное пространство дошкольного образовательного учреждения, взаимодействие с партнерами-участниками проекта, обмен информацией и опытом работы.

4.

Четвертый этап

Создание готовых методических материалов (видеороликов, презентаций, игр, виртуальных путешествий и экскурсий, развивающих занятий), систематизация, продвижение и тиражирование, подготовка отчета.

Календарный план реализации инновационного экологического проекта

Организационно  -  подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта. 
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала

Первый этап – подготовительный

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

   Изучение существующего опыта по формированию экологической системы, а также опыта работы выдающихся педагогов-новаторов дошкольных учреждений России.

   Нормативно - правовая и материально-техническая база проекта.

  Выявление проблем, планирование способов их разрешения.

Создание условий: −"Метеостанция";    −огород на окне;

−  цветник на  подоконнике;                     −летний огород; −цветники; −экологическая тропа; −"Зеленные уголки нашего сада"; −"Оздоровительные тропинки";             −мини - лаборатории.

  • Разработка перспективного планирования экологической работы;
  • Разработка мини-проектов:                      "Проект в проекте"                • "Жалобная книга природы";

     • "Красная книга    Краснодарского края"                            • "Лекарственные растения";                   • "Первоцветы - цветные капельки весны";                                  • "Юные натуралисты";

    • "Что мы знаем о дельфинах и китах";

    • "Берегите лес!".

  • Разработка сценария виртуального похода в "Уголок леса – национальные заповедники Кубани",  "Богатства водоёмов нашего края", "Удивительный мир камней".  
  • Разработка сценариев экологических мероприятий           "День Яркого Солнца",                "День Здоровья",

Праздник стихов:

"Земля без зверей – не земля",               "Играя, познаем природу", Экологические интеллектуальные игры: викторина "Что, где, когда",

КВН "Знатоки природы".

  • Подготовка к  экскурсиям:  "Улицы родного города",  "Городской парк –здравствуй золотая осень", "Растительный и животный мир водоема"; виртуальным экскурсиям: "Поездка в океанариум", "Путешествия по сафари",   "Чудесные уголки мира".
  • Методическая разработка семинара для педагогов по подготовке и организации работы по проекту.

  Осознание педагогами  актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников.

Второй этап – диагностический

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

  Выявление запросов родителей по организации экологической работы в дошкольном учреждении

 Анкетирование родителей

 Повышение уровня экологический знаний у родителей, стремление родителей стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

3. Основной этап (деятельный - реализация проекта)

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и  включает в себя:

  1. Работу с детьми.
  2. Работу с родителями.
  1. Работа с детьми:
  • образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематическая ОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, энциклопедий животного и растительного мира, презентаций, видеофильмов, мультфильмов научного характера.
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок, викторин «Что, где, когда».

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры;

- Экологические интеллектуальные игры;

  - театрализованные игры;

-интеллектуальные игры: КВН,  викторина.

 Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

ход за растениями и посадками в группе;

- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая  деятельность,  экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные  игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

Выставок творческих работ на тему:

- конкурс детских костюмов из бросового материала «Полезное решение»,

- фотоконкурс семейного творчества «Мир вокруг нас».

  1. Работа с родителями:

- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края», «Экологическое воспитание детей в семье», «Играя, познаем природу», «Войди в природу другом», «Взаимодействие детей и животных», «Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».

- семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

- анкетирование;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

 - информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени», «Защитим город от мусора» (конкурс листовок) и т.д;

привлечение к участию в природоохранных акции;

- проведение праздников, развлечений;

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Третий этап – основной

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

 Совместная деятельность педагогов, воспитанников и их родителей:   Презентация экологических проектов.

  • Пакет консультативных рекомендаций;
  • Запись диска "Копилка идей по экологии";
  • памятка для родителей по формированию основ экологической культуры.

 Повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей, воспитанников.

 Выставка творческих работ:

 "Весенняя капель", "Лето - чудесная пора", "Богатый урожай", "Осенняя ярмарка", Осенний букет",  "Радуга детских улыбок",             "Зимние сюрпризы"

"Сохраним подснежник"

 "Природа и творчество"

"Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём! "

"Цветущий май"

"Краски осени"

  • Фотоотчет;
  • Газета с фотографиям,
  • Буклеты.

 Проявление творческой активности, положительных эмоций, формирование эстетического вкуса, сформированность экологических представлений.

 Экологическая акция: "Чистый двор - чистая совесть",

"Земля наш дом – пусть чисто будет в нём" (месячник по благоустройству территории детского сада),

"Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево"

"Посади дерево и сохрани его",

"Спасем елочку, хвойные деревья, кустарники",

"Берегите свою планету  с теплым  именем Земля", "Вторая жизнь бутылки".

Сбор макулатуры "Бумаге вторую жизнь"

Акция «Зеленая весна»

ЭКО – волонтерское движение "Юные экологи родно города"

в природоохранной деятельности.

  •  Исследовательская работа:

"Чистота - залог здоровья";

"Вода – это жизнь! ",

   "Голубая капелька",     "Природные явления" 

  •  творческая работа "Красота весны";
  • Фотоотчет,
  • Выпуск экологической газеты.

 Сформированность у детей, родителей эмоционально - положительного отношения к природе; побуждение к деятельности по охране природы, заинтересовать в природоохранной деятельности.

(Участниками  акции являются дети, родители и сотрудники нашего ДОУ.  Участники занимаются выращиванием рассады, уборкой, озеленением территории).

 Туристический поход на территории дошкольного учреждения, с выходом в городской парк, к реке Кубань.

  • Исследовательская работа;
  • гербарий;
  • спортивное соревнование, эстафеты;
  •  фотоотчет.

 Повышение уровня эколого-оздоровительной культуры с воспитанников.

  Экскурсии за пределы ДОУ:  "Улицы родного города",

"Экологическая тропа городского парка", "Растительный и животный мир";

"Забота о  животных станции юннатов" Экскурсии на территории ДОУ: "Огородные грядки и цветник", "Экологическая тропа".

  • Гербарий;
  • семена растений;
  • познавательные мероприятия;
  • фотоотчет.

 Сформированность знаний детей о пользе и вреде некоторых продуктов, растениях, цветниках, животных, насекомых. Сплоченность родительского коллектива в вопросах о здоровом образе жизни.

  • Виртуальные экскурсии: "Поездка в океанариум", "Путешествие по сафари", "Чудесные уголки мира", "Чудеса голубой планеты", "Антарктида"
  • Видеотека виртуальных экскурсий;
  • карты мультимедийных презентаций;
  •  видеоролик.

  Сформированность знаний детей о растительном и животном мире планеты.

  Экологические мини-лаборатории в группе

  • Создание картотеки экспериментов;
  •  мультимедийные презентации;
  •  видеоролик.

 Повышение мотивации к познавательно-исследовательской деятельности.

  Акции:

"Поможем пернатым друзьям",                                    "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Гостеприимная кормушка" (изготовление кормушек, подкормка птиц),

"Чей дом лучше" (изготовление скворечников)

 

  • Изготовление кормушек, смотр-конкурс по номинациям: "Оригинальность и творчество", "Рациональность и доступность";
  • памятка "Помогай-ка",
  • информационные листовки;
  • фотоотчет.

 Желание взрослых совместно с детьми помогать птицам, соблюдение системы и правил по уходу за животными, забота об их здоровье, получение положительных эмоций.

"Фитолекари на грядке"

  • Фотоальбом лекарственных растений;
  • экознаки этих растений;
  •  картотека лекарственных растений;
  • сказки, рассказы, стихи;
  •  книжка-малышка лекарственных рецептов;
  • памятки по сбору, сушке и хранению лекарственного сырья;
  • фитобар.

 Формирование практических навыков ухода за лекарственными растениями, умение находить и узнавать лекарственные растения; формирование системы здоровьесберегающих ценностей за счет кладовой природы.

 Физкультурно-оздоровительные мероприятия

  • Спортивные праздники и досуги "Большие гонки", "Юные  помощники природы",                      "Всей семьей на старт",                                  "Гимн весне";  
  •  эколого-оздоровительные мероприятия "День Яркого Солнца", "День Здоровья", "Морские приключения", "Малые олимпийские игры", "День мыльных пузырей и воздушных шаров", "Летние межгалактические игры";
  • Закаливающие процедуры, с использованием природных факторов (солнце, воздух, и вода), комплексы утренних гимнастик (в помещении и на свежем воздухе);  фотоотчет.

 Укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствование его функций, вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу с детьми.

 Мини-проекты: "Жалобная книга природы", "Лекарственны е растения",             "Первоцветы - цветные капельки весны"; "Олимпийские резервы"

  • Дневник наблюдений;
  • паспорт растений - витаминов;
  •  экологический букварь "Комнатные растения нашего детского сада";
  •  кладовая семян;
  •  макет экологической тропы;
  • книга народных рецептов "Неболейка";
  • экознаки;
  • гербарий "Цветы";
  • книжка-раскладушка о пользе лекарственных растений;
  •  исследовательские работы детей;
  •  стенгазета о пользе овощей для роста организма;
  • альбом "Насекомые";
  •  альбом фотографий кормушек и птиц;
  • ЛЭП бук «Эколята – юные друзья природы»;
  •  картотека подвижных игр, физкультминуток на свежем воздухе с использованием естественных сил природы (солнце, воздух, вода);
  •  выставка детских рисунков "На встречу Олимпиаде";
  •  экскурсии;
  • спортивно - оздоровительные и экологические праздники;
  •  фотоальбом;
  • презентация мини-проектов.

 Проявление любви и заботы ко всему живому; ответственное и бережное отношение к здоровью ближайшего окружения, пропаганда здорового образа жизни, повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности; вовлечение в природоохранную деятельность родителей воспитанников, понимание ими значимости данной деятельности для здоровья ребенка.

  Конкурс "Лучшая витаминная грядка на моем окошке"

  • исследовательская работа;
  •  стенгазета "Огород круглый год";
  •  семейная книга "Мамины рецепты";
  •  календарь растений;
  •  фотоотчет.

 Формирование системы наблюдений за растениями, желание участвовать в уходе за ними; потребности в выращивании зеленых витаминов для своего здоровья.

  Смотры-конкурсы в ДОУ: "Мини огород в группах ,                  "Наш любимый огород"

  • создание различных экологических композиций в групповых помещениях и на улице;
  • фотоотчет.

 Обеспечение

устойчивого

интереса детей к

природе, создания

условий для

продуктивного

взаимодействия

педагогического,

родительского и

детского сообществ;

Создание условий

для экологических

представлений у детей, активизация творчества детей, родителей и

педагогов.

Четвертый этап – заключительный

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

 Проведение мониторинга оценки деятельности по проекту

 Мини-тесты для родителей

 Положительное влияние природы на здоровье всех участников проекта

 Проведение самоанализа деятельности участников в рамках проекта

  • Творческий отчет;

 Создание здоровой окружающей среды; бережное использование даров природы; забота о собственном здоровье каждого участника проекта.

 Трансляция педагогического опыта.

Конкурс детских костюмов из бросового материала «Полезное решение»

Выставка – фото конкурс семейного творчества «Мир вокруг нас».

Мобильная выставка юных экологов «Исчезающие животные моего края»;

«Исчезающие растения моего края»

Методические рекомендации:

Мастер-класс для педагогов «Опыты и эксперименты с природным материалом»,

Публикации в СМИ.

Оснащение объектов экотропы экологическими знаками.

Пополнение метеостанции метеообъектами наблюдений: дождемер,  ветряной флюгер, барометр, часы светового дня, осадкомер.

 Распространение педагогического опыта между педагогами дошкольных учреждений города и области, в средствах массовой информации, поиск и привлечение единомышленников по использованию инновационных технологий в области экологического образования. Техническое укрепление материальной базы дошкольного образовательного учреждения.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов

  • У дошкольников в процессе ознакомления с окружающим повысятся интеллектуальные и исследовательские способности.  
  • Будут сформированы представления детей о явлениях природы и окружающего мира.
  • У воспитанников сформируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
  • Повысится обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
  •  Будет сформирована информационно-коммуникативная компетентность педагогов  и родителей в плане экологического образования дошкольников.

Список литературы

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы. Москва. Мозаика-Синтез, 2014.

 2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. "Сервисшкола" Москва-Ставрополь, 2002.                                  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В.,. Обухова А.В.  "Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет"– Москва 2008                                

4. Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС (электронный ресурс) И.Г. Дорошина // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/de                                      5. Зенина Т.Н. "Наблюдения дошкольников за растениями и животными" Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.                          

Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением М, 2004.                                                                                                          6. Корнилова В.М. "Экологическое окно" в детском саду. Творческий центр "Сфера". Москва, 2008.  

7. Коломина Н.В. "Воспитание  основ экологической культуры в детском саду" (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.                                                                                                                      

8. Лапшина Г.А. "Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста" -2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.  

9. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство "Учитель", 2009.                                                                                                            10. Масленников О.М, Филиппенко А.А. "Экологические проекты в детском саду"/ - Волгоград: Учитель, 2011

11. Молодцова Л.П. "Игровые  экологические занятия с детьми" Минск «АСАР» 2001.                                                                                                  

12. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" М.: Новая школа, 1995.                                                                                            13. Николаева С.Н. "Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду", М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.  

14. Петрова Н.А. "Живая душа природы" - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.                                                                                                                                                              

15. Рыжова Н.А. "Наш дом - природа" Издательство Карапуз, 2005.                                                            16. Рыжова Н.А. «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

17. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.                                                                        

18. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. М., 2004.                                     19. Чердымова Е.И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников (электронный ресурс) /                             20. Чердымова Е.И. // Научная библиотека открытого доступа "Кибер-Леника".          

21.  Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.  "Прогулки в природу ", - Москва «Просвещение» 2002.                                                                                                22.  Материалы интернет – сайтов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Усть-Лабинск Инновационный проект "Эколята - юные исследователи и друзья природы" Ст. воспитатель Югай В.В. Воспитатели: Курмилёва Л. Н., Горборукова Ю. Г., Беловодская И. И.

Слайд 2

«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства». И. Соколов-Микитов

Слайд 3

НОВИЗНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Заключается в разработках проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментов, активном использовании информационных компьютерных технологий экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Педагогами создаются оптимальные условия для познавательного развития ребёнка, которые включают в себя дидактические игры, научные викторины, алгоритмы, модели и схемы способные развить поисково-познавательную деятельность дошкольников . Основным фактом, обеспечивающим эффективность экологического воспитания образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Обеспечение сформированности у детей дошкольного возраста целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему в условиях реализации федерально государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Слайд 5

ЗАДАЧИ: Создание условий для самореализации дошкольников в различных направлениях деятельности Создание инновационного экологического пространства ДОУ, обеспечивающего повышенный уровень экологического развития детей Содействие формированию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников и родительской общественности для обеспечения полноценного образования дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования по вопросам экологического воспитания.

Слайд 6

МЕТОДЫ РАБОТЫ: Объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа воспитателя, из литературы, с использованием наглядных пособий; Метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи; Частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Исследование проходит под контролем педагога.

Слайд 7

ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа; прослушивание тематических сказок и рассказов; обсуждение; задание и игра; викторина; просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; конкурс; праздник; тематическое мероприятие; тематическое оформление помещения; прогулка и работа на природе; наблюдение; проведение опыта; экскурсия. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Слайд 8

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий. Создание инновационного экологического пространства ДОУ, обеспечивающего повышенный уровень экологического развития детей Разработка механизмов и инструментов реализации проекта , способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса.

Слайд 9

Тип проекта: Эколого-эстетический, познавательный, познавательно-исследовательский, практико – ориентированный Вид проекта: Краткосрочный (июнь 2021г -август 2021 г) Участники проекта: Воспитанники, родители, воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 10

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ЭКОЛЯТА - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ" Центр экологического развития: Деятельность с элементами исследовательской и экспериментальной деятельности; Комплексные сюжетные и тематические мероприятия с использованием современных компьютерных технологий; Экологическая тропа; Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы; Виртуальные экскурсии, виртуальные путешествия; Походы, самостоятельная опытническая деятельность детей.

Слайд 11

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА: Макеты, коллажи, схемы-карты города; Мини-музей; Уголки природы, мини-огороды; Выставочный вернисаж; Мультимедийные презентации; Лаборатория.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА Работа в экспериментальном режиме проекта "Эколята - юные исследователи и друзья природы» повышает качество образовательного процесса в области экологического воспитания; помогает ребенку осознать свое место в окружающем мире, выработать навыки экологически грамотного поведения и природопользования; осознать необходимость актуальности проблемы зависимости здоровья от охраны окружающей среды.

Слайд 13

АКЦИЯ «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЭКОЛЯТА»

Слайд 14

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ЧИСТЫЙ ДВОР – ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ»

Слайд 15

ЭКО – ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ РОДНОГО ГОРОДА»

Слайд 16

АКЦИЯ «ПЕРВОЦВЕТЫ – ЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ ВЕСНЫ»

Слайд 17

АКЦИЯ «ПОСАДИ ДЕРЕВО И СОХРАНИ ЕГО» (АЛЛЕЯ ВЫПУСКНИКОВ)

Слайд 18

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ»

Слайд 19

В ходе реализации проекта к воспитанникам старшего возраста присоединились ребята среднего возраста, которые также получили ряд знаний экологической направленности таких как: Уточнение первоначального представление о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, Представлений об уходе за растениями – создании необходимых для них условий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Эколята-юные защитники природы"

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект «Эколята – юные защитники природы»

Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и ...

Проект «Эколята – юные защитники природы»

Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребён...

Фотоотчет «Эколята — юные друзья природы»

Отчет о проведении  проекта "Эколята- юные защитники природы"...

Познавательно – творческий проект: «Эколята – юные защитники природы»

Человек – это часть природы, а природа – это удивительный мир в котором живет человек. Проект «Эколята – юные защитники природы» направлен на экологические проблемы взаим...

Проект "Эколята юные заитники природы"

Проект Тема"Эколята юные защитники природы"В подготовительной группе к школе №9"радуга"Тип: долгосрочный., познавательно твогческий  информационный....