Инновационный проект «Эколята - юные друзья природы»
проект (подготовительная группа)
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_ekolyata_-_yunye_druzya_prirody.docx | 65.78 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
Инновационный проект «Эколята - юные друзья природы» (Сроки реализации проекта 2021-2026 учебный год)
Воспитатели: Курмилёва Л. Н.
г. Усть-Лабинск
Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства».
И. Соколов-Микитов
Актуальность
Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. В середине 20 века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.
Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в дошкольном образовательном учреждении.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и колоризация развивающей среды.
Новизна экологического проекта заключается в разработках проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментов, активном использовании информационных компьютерных технологий экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Педагогами создаются оптимальные условия для познавательного развития ребёнка, которые включают в себя дидактические игры, научные викторины, алгоритмы, модели и схемы способные развить поисково-познавательную деятельность дошкольников. Основным фактом, обеспечивающим эффективность экологического воспитания образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии можно обеспечить эту включенность, используя инновационные формы и методы:
- викторины, семинары - вебинары;
- виртуальные экскурсии и путешествия, экологические акции;
- мастер - классы, тематические презентации в интерактивном режиме.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности:
- Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.
- Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий.
- Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Разработка механизмов и инструментов реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности.
- Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса.
Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:
− проектные методы,
− экологическая тропинка,
− социально-игровые методы,
− мультимедийная презентация,
− использование компьютерных технологий.
Тип проекта:
Эколого-эстетический, познавательный, познавательно-исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный.
Вид проекта:
Долгосрочный (июнь2021г. - август 2026г.)
Участники проекта:
Воспитанники, родители, воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Цель проекта:
Обеспечение сформированности у детей дошкольного возраста целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему в условиях реализации федерально государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
- Повышение уровня развития у дошкольников исследовательского интереса, стремления к преобразованию и как следствие повышения качества образования в области экологической культуры.
- Формирование у детей дошкольного возраста умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
- Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Повышение уровня обеспечения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
- Содействие формированию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников и родительской общественности для обеспечения полноценного образования дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования по вопросам экологического воспитания.
Механизм реализации проекта "Эколята - юные друзья природы"
Центр экологического обучения:
- Занятия с элементами исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Комплексные сюжетные и тематические занятия с использованием современных компьютерных технологий;
- Экологические тропы;
- Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы;
- Виртуальные экскурсии, виртуальные путешествия;
- Походы, самостоятельная опытническая деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- Макеты, коллажи, схемы-карты города;
- Мини-музей;
- Уголки природы, мини-огороды;
- Выставочный вернисаж;
- Мультимедийные презентации;
- Лаборатория;
- Фитобар.
"Мастер-класс" для педагогов:
- Педагогические, методические советы;
- Консультации, семинары-практикумы;
- Конкурсы, смотры-конкурсы;
- Круглый стол, обмен опытом;
- Открытые занятия.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Выставки;
- Экскурсии, совместные походы;
- Семейные праздники и викторины;
- Совместные детско-взрослые творческие проекты.
Практическая значимость проекта
- Работа в экспериментальном режиме проекта "Эколята -юные друзья природы" повышает качество образовательного процесса в области экологического воспитания и помогает ребенку осознать свое место в окружающем мире, выработать навыки экологически грамотного поведения и природопользования, осознать необходимость актуальности проблемы зависимости здоровья от охраны окружающей среды.
- По всем направлениям проекта ведется комплексная работа всеми
специалистами дошкольного учреждения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Материально-техническое обеспечение проекта:
− компьютер;
− мультимедийная система;
− интерактивная доска;
− программное обеспечение;
− развивающий интерактивный комплекс "Вундеркинд";
− фотоаппарат;
− принтер;
− музыкальный центр;
− фонотека;
− мини-лаборатории в группах;
− мольберты;
− световые столы и планшеты для рисования песком;
− канцелярские принадлежности.
Результативность
Результативность и целесообразность работы по проекту выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится педагогическая диагностика воспитанников , анкетирование педагогов и родителей; в течении учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа воспитателя, из литературы, с использованием наглядных пособий;
- метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи;
- частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи.
Исследование проходит под контролем педагога. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Формы работы:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в специфику проекта «Эколята - юные друзья природы» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия – встречи с представителями охраны природы, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что дает по возможность переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Описание основных мероприятий инновационного проекта
№п/п | Этап проекта | Мероприятия проекта |
1. | Первый этап | Анализ материально-технической базы средней группы, готовности педагогического коллектива к реализации инновационного проекта, методической обеспеченности работы в области экологического образования дошкольников. |
2. | Второй этап | Выявление запросов родителей по организации экологической работы в дошкольном образовательном учреждении. |
3. | Третий этап | Разработка и внедрение инновационных информационно-коммуникативных технологий педагогами и родителями воспитанников (презентаций, анимационных фильмов, игр, виртуальных путешествий и экскурсий, развивающих занятий)по теме экологического воспитания дошкольников с привлечением специалистов. Проведение обучающих семинаров, конференций. Экспериментальное внедрение инновационных информационно-коммуникативных технологий по экологическому образованию дошкольников в единое информационное пространство дошкольного образовательного учреждения, взаимодействие с партнерами-участниками проекта, обмен информацией и опытом работы. |
4. | Четвертый этап | Создание готовых методических материалов (видеороликов, презентаций, игр, виртуальных путешествий и экскурсий, развивающих занятий), систематизация, продвижение и тиражирование, подготовка отчета. |
Календарный план реализации инновационного экологического проекта
Организационно - подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
Первый этап – подготовительный
Содержание | Продукт деятельности | Ожидаемый результат |
Изучение существующего опыта по формированию экологической системы, а также опыта работы выдающихся педагогов-новаторов дошкольных учреждений России. | Нормативно - правовая и материально-техническая база проекта. | Выявление проблем, планирование способов их разрешения. |
Создание условий: −"Метеостанция"; −огород на окне; − цветник на подоконнике; −летний огород; −цветники; −экологическая тропа; −"Зеленные уголки нашего сада"; −"Оздоровительные тропинки"; −мини - лаборатории. |
• "Красная книга Краснодарского края" • "Лекарственные растения"; • "Первоцветы - цветные капельки весны"; • "Юные натуралисты"; • "Что мы знаем о дельфинах и китах"; • "Берегите лес!".
Праздник стихов: "Земля без зверей – не земля", "Играя, познаем природу", Экологические интеллектуальные игры: викторина "Что, где, когда", КВН "Знатоки природы".
| Осознание педагогами актуальности проблемы экологического воспитания дошкольников. |
Второй этап – диагностический
Содержание | Продукт деятельности | Ожидаемый результат |
Выявление запросов родителей по организации экологической работы в дошкольном учреждении | Анкетирование родителей | Повышение уровня экологический знаний у родителей, стремление родителей стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. |
3. Основной этап (деятельный - реализация проекта)
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
- Работа с детьми:
- образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей.
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематическая ОД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике.
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, энциклопедий животного и растительного мира, презентаций, видеофильмов, мультфильмов научного характера.
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок, викторин «Что, где, когда».
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры;
- Экологические интеллектуальные игры;
- театрализованные игры;
-интеллектуальные игры: КВН, викторина.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- ход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
Выставок творческих работ на тему:
- конкурс детских костюмов из бросового материала «Полезное решение»,
- фотоконкурс семейного творчества «Мир вокруг нас».
- Работа с родителями:
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края», «Экологическое воспитание детей в семье», «Играя, познаем природу», «Войди в природу другом», «Взаимодействие детей и животных», «Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».
- семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- анкетирование;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени», «Защитим город от мусора» (конкурс листовок) и т.д;
- привлечение к участию в природоохранных акции;
- проведение праздников, развлечений;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
Третий этап – основной
Содержание | Продукт деятельности | Ожидаемый результат |
Совместная деятельность педагогов, воспитанников и их родителей: Презентация экологических проектов. |
| Повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей, воспитанников. |
Выставка творческих работ: "Весенняя капель", "Лето - чудесная пора", "Богатый урожай", "Осенняя ярмарка", Осенний букет", "Радуга детских улыбок", "Зимние сюрпризы" "Сохраним подснежник" "Природа и творчество" "Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём! " "Цветущий май" "Краски осени" |
| Проявление творческой активности, положительных эмоций, формирование эстетического вкуса, сформированность экологических представлений. |
Экологическая акция: "Чистый двор - чистая совесть", "Земля наш дом – пусть чисто будет в нём" (месячник по благоустройству территории детского сада), "Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево" "Посади дерево и сохрани его", "Спасем елочку, хвойные деревья, кустарники", "Берегите свою планету с теплым именем Земля", "Вторая жизнь бутылки". Сбор макулатуры "Бумаге вторую жизнь" Акция «Зеленая весна» ЭКО – волонтерское движение "Юные экологи родно города" в природоохранной деятельности. |
"Чистота - залог здоровья"; "Вода – это жизнь! ", "Голубая капелька", "Природные явления"
| Сформированность у детей, родителей эмоционально - положительного отношения к природе; побуждение к деятельности по охране природы, заинтересовать в природоохранной деятельности. (Участниками акции являются дети, родители и сотрудники нашего ДОУ. Участники занимаются выращиванием рассады, уборкой, озеленением территории). |
Туристический поход на территории дошкольного учреждения, с выходом в городской парк, к реке Кубань. |
| Повышение уровня эколого-оздоровительной культуры с воспитанников. |
Экскурсии за пределы ДОУ: "Улицы родного города", "Экологическая тропа городского парка", "Растительный и животный мир"; "Забота о животных станции юннатов" Экскурсии на территории ДОУ: "Огородные грядки и цветник", "Экологическая тропа". |
| Сформированность знаний детей о пользе и вреде некоторых продуктов, растениях, цветниках, животных, насекомых. Сплоченность родительского коллектива в вопросах о здоровом образе жизни. |
|
| Сформированность знаний детей о растительном и животном мире планеты. |
Экологические мини-лаборатории в группе |
| Повышение мотивации к познавательно-исследовательской деятельности. |
Акции: "Поможем пернатым друзьям", "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Гостеприимная кормушка" (изготовление кормушек, подкормка птиц), "Чей дом лучше" (изготовление скворечников)
|
| Желание взрослых совместно с детьми помогать птицам, соблюдение системы и правил по уходу за животными, забота об их здоровье, получение положительных эмоций. |
"Фитолекари на грядке" |
| Формирование практических навыков ухода за лекарственными растениями, умение находить и узнавать лекарственные растения; формирование системы здоровьесберегающих ценностей за счет кладовой природы. |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия |
| Укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствование его функций, вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу с детьми. |
Мини-проекты: "Жалобная книга природы", "Лекарственны е растения", "Первоцветы - цветные капельки весны"; "Олимпийские резервы" |
| Проявление любви и заботы ко всему живому; ответственное и бережное отношение к здоровью ближайшего окружения, пропаганда здорового образа жизни, повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности; вовлечение в природоохранную деятельность родителей воспитанников, понимание ими значимости данной деятельности для здоровья ребенка. |
Конкурс "Лучшая витаминная грядка на моем окошке" |
| Формирование системы наблюдений за растениями, желание участвовать в уходе за ними; потребности в выращивании зеленых витаминов для своего здоровья. |
Смотры-конкурсы в ДОУ: "Мини огород в группах , "Наш любимый огород" |
| Обеспечение устойчивого интереса детей к природе, создания условий для продуктивного взаимодействия педагогического, родительского и детского сообществ; Создание условий для экологических представлений у детей, активизация творчества детей, родителей и педагогов. |
Четвертый этап – заключительный
Содержание | Продукт деятельности | Ожидаемый результат |
Проведение мониторинга оценки деятельности по проекту | Мини-тесты для родителей | Положительное влияние природы на здоровье всех участников проекта |
Проведение самоанализа деятельности участников в рамках проекта |
| Создание здоровой окружающей среды; бережное использование даров природы; забота о собственном здоровье каждого участника проекта. |
Трансляция педагогического опыта. Конкурс детских костюмов из бросового материала «Полезное решение» Выставка – фото конкурс семейного творчества «Мир вокруг нас». Мобильная выставка юных экологов «Исчезающие животные моего края»; «Исчезающие растения моего края» | Методические рекомендации: Мастер-класс для педагогов «Опыты и эксперименты с природным материалом», Публикации в СМИ. Оснащение объектов экотропы экологическими знаками. Пополнение метеостанции метеообъектами наблюдений: дождемер, ветряной флюгер, барометр, часы светового дня, осадкомер. | Распространение педагогического опыта между педагогами дошкольных учреждений города и области, в средствах массовой информации, поиск и привлечение единомышленников по использованию инновационных технологий в области экологического образования. Техническое укрепление материальной базы дошкольного образовательного учреждения. |
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов
- У дошкольников в процессе ознакомления с окружающим повысятся интеллектуальные и исследовательские способности.
- Будут сформированы представления детей о явлениях природы и окружающего мира.
- У воспитанников сформируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Повысится обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
- Будет сформирована информационно-коммуникативная компетентность педагогов и родителей в плане экологического образования дошкольников.
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы. Москва. Мозаика-Синтез, 2014.
2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. "Сервисшкола" Москва-Ставрополь, 2002. 3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В.,. Обухова А.В. "Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет"– Москва 2008
4. Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС (электронный ресурс) И.Г. Дорошина // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/de 5. Зенина Т.Н. "Наблюдения дошкольников за растениями и животными" Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением М, 2004. 6. Корнилова В.М. "Экологическое окно" в детском саду. Творческий центр "Сфера". Москва, 2008.
7. Коломина Н.В. "Воспитание основ экологической культуры в детском саду" (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
8. Лапшина Г.А. "Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста" -2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
9. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство "Учитель", 2009. 10. Масленников О.М, Филиппенко А.А. "Экологические проекты в детском саду"/ - Волгоград: Учитель, 2011
11. Молодцова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми" Минск «АСАР» 2001.
12. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" М.: Новая школа, 1995. 13. Николаева С.Н. "Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду", М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
14. Петрова Н.А. "Живая душа природы" - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
15. Рыжова Н.А. "Наш дом - природа" Издательство Карапуз, 2005. 16. Рыжова Н.А. «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
17. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
18. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. М., 2004. 19. Чердымова Е.И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников (электронный ресурс) / 20. Чердымова Е.И. // Научная библиотека открытого доступа "Кибер-Леника".
21. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. "Прогулки в природу ", - Москва «Просвещение» 2002. 22. Материалы интернет – сайтов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства». И. Соколов-Микитов
НОВИЗНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Заключается в разработках проблемных заданий, занимательных опытов и экспериментов, активном использовании информационных компьютерных технологий экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Педагогами создаются оптимальные условия для познавательного развития ребёнка, которые включают в себя дидактические игры, научные викторины, алгоритмы, модели и схемы способные развить поисково-познавательную деятельность дошкольников . Основным фактом, обеспечивающим эффективность экологического воспитания образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Обеспечение сформированности у детей дошкольного возраста целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему в условиях реализации федерально государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ЗАДАЧИ: Создание условий для самореализации дошкольников в различных направлениях деятельности Создание инновационного экологического пространства ДОУ, обеспечивающего повышенный уровень экологического развития детей Содействие формированию информационно-коммуникативной компетенции педагогических работников и родительской общественности для обеспечения полноценного образования дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования по вопросам экологического воспитания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: Объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа воспитателя, из литературы, с использованием наглядных пособий; Метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи; Частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Исследование проходит под контролем педагога.
ФОРМЫ РАБОТЫ: беседа; прослушивание тематических сказок и рассказов; обсуждение; задание и игра; викторина; просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; конкурс; праздник; тематическое мероприятие; тематическое оформление помещения; прогулка и работа на природе; наблюдение; проведение опыта; экскурсия. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий. Создание инновационного экологического пространства ДОУ, обеспечивающего повышенный уровень экологического развития детей Разработка механизмов и инструментов реализации проекта , способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса.
Тип проекта: Эколого-эстетический, познавательный, познавательно-исследовательский, практико – ориентированный Вид проекта: Краткосрочный (июнь 2021г -август 2021 г) Участники проекта: Воспитанники, родители, воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ЭКОЛЯТА - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ" Центр экологического развития: Деятельность с элементами исследовательской и экспериментальной деятельности; Комплексные сюжетные и тематические мероприятия с использованием современных компьютерных технологий; Экологическая тропа; Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы; Виртуальные экскурсии, виртуальные путешествия; Походы, самостоятельная опытническая деятельность детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА: Макеты, коллажи, схемы-карты города; Мини-музей; Уголки природы, мини-огороды; Выставочный вернисаж; Мультимедийные презентации; Лаборатория.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА Работа в экспериментальном режиме проекта "Эколята - юные исследователи и друзья природы» повышает качество образовательного процесса в области экологического воспитания; помогает ребенку осознать свое место в окружающем мире, выработать навыки экологически грамотного поведения и природопользования; осознать необходимость актуальности проблемы зависимости здоровья от охраны окружающей среды.
АКЦИЯ «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЭКОЛЯТА»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ЧИСТЫЙ ДВОР – ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ»
ЭКО – ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ РОДНОГО ГОРОДА»
АКЦИЯ «ПЕРВОЦВЕТЫ – ЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ ВЕСНЫ»
АКЦИЯ «ПОСАДИ ДЕРЕВО И СОХРАНИ ЕГО» (АЛЛЕЯ ВЫПУСКНИКОВ)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ»
В ходе реализации проекта к воспитанникам старшего возраста присоединились ребята среднего возраста, которые также получили ряд знаний экологической направленности таких как: Уточнение первоначального представление о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, Представлений об уходе за растениями – создании необходимых для них условий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Эколята-юные защитники природы"
Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Проект «Эколята – юные защитники природы»
Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и ...
Природоохранный социально – образовательный проект «Эколята – юные защитники природы» средняя - старшая группа
Природоохранный социально – образовательный проект...
Проект «Эколята – юные защитники природы»
Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребён...
Фотоотчет «Эколята — юные друзья природы»
Отчет о проведении проекта "Эколята- юные защитники природы"...
Познавательно – творческий проект: «Эколята – юные защитники природы»
Человек – это часть природы, а природа – это удивительный мир в котором живет человек. Проект «Эколята – юные защитники природы» направлен на экологические проблемы взаим...
Проект "Эколята юные заитники природы"
Проект Тема"Эколята юные защитники природы"В подготовительной группе к школе №9"радуга"Тип: долгосрочный., познавательно твогческий информационный....