Проект «Эколята – юные защитники природы»
проект (подготовительная группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

 Проект

 

«Эколята – юные защитники природы»

 

Авторы проекта воспитатели:

 Тюкалова Ирина Геннадьевна

Серякова Ольга Сергеевна.

г.о.г. Шахунья

2021 год

  1. Информационная карта.

Наименование проекта

Проект  «Эколята – юные защитники природы»

 

Автор и

участники

проекта

Автор проекта: Тюкалова Ирина Геннадьевна, Серякова Ольга Сергеевна – воспитатели высшей  категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.

        

Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта

Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.

С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.

В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.

Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя  преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.

 Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

 

Цели и задачи проекта

Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.

Задачи:

   Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость и красоту природы.                      Развивающая:  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.                       Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Для родителей:

активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Краткая аннотация содержания проекта

Одним из важнейших процессов развития дошкольников является формирование у них экологической культуры. В современном мире сохранение и восстановление экологического баланса есть одной из самых важных проблем человечества. Именно поэтому формирование экологической ответственности необходимо начинать ещё в раннем детстве.

Данный проект направлен на приобщение детей к экологическим проблемам общества в целом. С помощью мультяшных героев – Эколят, дети учатся заботиться о животных, аккуратно вести себя на природе, бережно к ней относиться, соблюдать экологическую чистоту не только в рамках своего дома или двора, но и города в целом.

Сроки выполнения проекта

     

С 01 апреля по 29 августа 2021 г.                                                               

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

 Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.

  1. Актуальность и важность данной проблемы.

      Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.

Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли.  Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом. 

Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая еѐ с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребѐнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть еѐ красоту и понимать ценность для человека.  Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.

 

Проблема:

Дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).

Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, они потребительски относятся к ней.

 Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 01 апреля, по 29 августа 2021 г.

Участники проекта: воспитатели группы, педагог – психолог, дети и родители.

Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.

Задачи:

   Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы.                                                                  

Развивающая:  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.                      

Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Для родителей:

активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

  1. Сбор и анализ информации по избранной теме.

  • Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
  • уточнение представлений детей о живой и неживой природе, о её ценностях   для человека и животных, птиц; знаний о природе родного края, о правилах безопасного поведения в природе ;
  • анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
  • изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
  • анализ предметно - развивающей среды.

  1. Реализация плана действий проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный (подготовительный)

         Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта;

         Подбор детской литературы по теме;

         Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр;

         Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;

         Разработка сценария итогового мероприятия.

         Подбор и разработка консультаций для родителей.

2 этап. Практический (выполнение проекта)

         Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта;

         Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы», знакомство с героями мультфильма;

         Беседы по теме проекта;

         Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр;

         Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта;

         Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними;

         Курирование различного рода наблюдений детей;

         Организация дежурства в уголке природы.

3 этап. Заключительный (результаты проекта)

         Выставка поделок (лепка героев Эколят из солёного теста);

         Вынос и размещение скворечников и кормушек для птиц на территории сада;

         Представление «Огорода на подоконнике» на общем смотре-конкурсе сада;

         Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;

         Проведение праздничного мероприятия с привлечением героев из мультфильма «Эколята».

Взаимодействие с родителями:

         Консультирование родителей по теме проекта;

         Участие родителей в праздничных мероприятиях;

         Участие в изготовлении скворечников и кормушек для птиц;

         Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»; «Правила поведения на природе»; и др.

Форма работы с детьми

Познавательное развитие

НОД «Экологическая тропа по территории детского сада» «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»

Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, кто поселился в скворечник) с занесением в «Дневники наблюдения».

НОД «Сортируем мусор – бережем природу»

Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне»

Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»

Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде. 

Экспериментирование.

Социально-коммуникативное развитие

Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;

Упражнение «Доброе животное»

Дидактические игры:

«Кто где живет?»,

«Угадай, чей след?»,

«Путешествие капельки»,

«Что где растет?»,

«Вершки и корешки»,

«Найди и назови пару»,

«Поймай птицу»,

«Рыбка, не рыбка»,

«Деревья и листья»,

«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)»

Сюжетно – ролевые игры:

«Ветеринар»,

«Чистый город (на субботнике)»

«Я - Эколёнок»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из природного материала (песка)  «Насекомые», «Морские животные»

Аппликация «Цветочная полянка» 

Рисование «Природа нашего города», 

Лепка НОД «Слепи любимого Эколёнка»

Праздничное мероприятие «Посвящение в Эколят-дошколят, молодых защитников природы»;

Творческое задание «Заколдованный лес»  ;      Упражнение «Рисование ладонями» ;

Физическое развитие

«День чистого участка»

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»,

«Найди листочку дерево»,

«У медведя во бору»,

«Перелетные / зимующие птицы», «Огонь, земля, вода, воздух»,

«Во саду ли, в огороде»;                                                           Игра «Найди свою половинку»,  «Копна-Тропинка-Кочка» ,

  «Медный пень», «Попади в цель», «Змейка» и др.

       Речевое развитие

Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?»,

«Я беру с собой в поход», 

«Приметы на картинках»,

«Прогноз погоды»,

«Летает – не летает»,

«Жители рек, жители морей» и т.д.

Чтение литературы по теме проекта:

М. Скребцова «Могучая травинка»,

Н. Сладков «Мухомор»,

М. Пришвин «Ребята и утята»,

К. Чуковский «Айболит» и др.

Беседы«Кому полезны грибы»,

«Правила поведения в лесу»,

Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.

Словесные игры«Опиши словами гриб»,

«Осень в лесу»,

«Вспомни – назови»,

«Один – много»,

«Будь внимательным»

Стихотворение по теме. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»

Мероприятия по работе с родителями:

1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»;

2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе»;

3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

4. Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Природа родного края», «Моё любимое животное»

  1. Ожидаемые результаты проекта.

         

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;
  • формирование экологической культуры дошкольников;
  • готовность детей проявлять любовь и сострадание к животным.

Продукт проектной деятельности:

Для детей:

  • Развлечение «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»
  • праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»
  • Развивающее занятие-путешествие «Лес-чудес» для детей старшего дошкольного возраста

Для родителей:

  • изготовление альбома фотографий «Природа родного края»;
  • изготовление альбома фотографий «Моё любимое животное»;
  • изготовление скворечника, кормушек.

Для педагога:

  • создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;
  • создание картотеки дидактических игр по теме проекта;
  • подготовка консультации для родителей «Правила поведения на природе»;
  • подбор конспектов непосредственной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.
  • Презентация проекта: праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!».

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.

3.   Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.

4.    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

5.   http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/

6.  http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/

7.     http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/

8.   https://teksty-pesenok.ru/song/addTrans/1853380/

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Эколята-юные защитники природы"

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект «Эколята – юные защитники природы»

Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребён...

Познавательно – творческий проект: «Эколята – юные защитники природы»

Человек – это часть природы, а природа – это удивительный мир в котором живет человек. Проект «Эколята – юные защитники природы» направлен на экологические проблемы взаим...

Экологический проект в средней группе «Эколята — юные защитники природы»

тема проекта выбрана мной не случайно, поскольку Земля - это наш общий дом, и  каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к природе, сохраняя все ее ценности и богатства....

Проект «Эколята – юные защитники природы»

Информационная карта. Наименование проекта  Проект  «Эколята – юные защитники природы»  Автор и участники проектаАвтор проекта: Шлапакова О. В.Участники...