ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
материал (младшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,
как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных
способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие
детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и
аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в
элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на
эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С
течением времени уровень развития формирует школьные
трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной
частью развития детской речи, формирования навыков
самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько
ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его
дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики
развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых
зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и
понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
•Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его
распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой,
ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми
движениями.
•Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений.
•У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев
многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые
истории.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в
дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с
пальцами).
•Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие
игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров,
вышивание, плетение).
•Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание,
вырезание, выкладывание узоров).
•Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение
графических заданий).
•Игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №10 "Огонек"
Кемеровская область, город Топки.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
Закутаева В.В.
г.Топки 2020-2021г.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук,
гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное
внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для
развития мелкой моторики.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,
как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных
способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко
держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие
детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,
мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и
аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в
элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на
эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С
течением времени уровень развития формирует школьные
трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной
частью развития детской речи, формирования навыков
самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько
ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его
дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики
развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного
мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых
зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и
понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
•Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его
распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой,
ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми
движениями.
•Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений.
•У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев
многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые
истории.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы
приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в
дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с
пальцами).
•Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие
игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров,
вышивание, плетение).
•Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание,
вырезание, выкладывание узоров).
•Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение
графических заданий).
•Игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Изучение методической литературы:
Октябрь- Ноябрь
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М.:ООО
«ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом
«Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.
Работа с детьми:
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
2. Игры на одевание и раздевание кукол.
3. Пальчиковая игра «Зима».
4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Январь
1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».
Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2. Игры на выкладывание простых узоров из веревочки (по
карточкам образцам).
3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки»
или пальчиком)
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Февраль
1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение
игры «Капуста»
2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой
линии).
3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4. Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических
фигур.
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников
Отечества», «8 Марта».
Март
1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста»,
«Пирожки».
2. Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра
«Котенок» (с прищепками).
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение
знакомых игр.
2. Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,
для комбинированных работ по ИЗО.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,
«Кровать», «Телевизор» и т. д.
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение
«Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2. Инсценирование руками стих-я «Голуби».
3. Развивать умение детей выкладывать узоры с помощью
веревочки.
4. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5.Изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,
«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
6. Способ обрывания по нарисованным линиям (полоски,
треугольники, квадраты).
Работа с родителями:
Ноябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития
мелкой моторики».
Декабрь
Буклет «Пальчиковые игры для малышей».
Январь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у
младших дошкольников».
Февраль
Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой
руки».
Март
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять
потешки в режимных моментах.
Апрель
Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев».
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных
сказок.
Приложение.
Пальчиковые игры:
«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками).
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не
была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от
указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько
бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет
прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок,
ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали, На этом слове ритмично постукиваете, друг об друга
основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
- Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую
от себя, попеременно меняя их.
- Потянули. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но,
не отпуская замок полностью.
- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста».
Говорить ритмично: - Мы капусту рубим, рубим. Руками
показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем
морковку
- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.
«Орехи».
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий
орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -
левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают
из него дорожку.
«Карандаш»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот
– Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину
безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз.
Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки.
Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое?
Неужели Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш
указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его
покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой
рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)
Игра «Переложи игрушки»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или
игрушками из «Киндер- сюрпризов», другая-пустая. Нужно при
помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую.
Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
Игра «Спрячь в ладошках»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук,
зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой
ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») -
Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в
кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул,
(загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните
указательный палец) А другой давненько спит (загните большой
палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один!
(Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой
разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька
для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят,
(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра,
(Разгибаем мизинчик) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку
поворачиваем вправо-влево) Он сердит на нас - беда! (Двумя
руками показываем волчью пасть) В домик прячемся - сюда!
(Складываем руки домиком)
Игра «Человечек»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим»
ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут»
пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог
ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.
Игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Игра «Лапки-царапки»
Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет
руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап-царапки
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться). Дом и ворота -
На поляне дом стоит (изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт
(изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони
разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик
приглашаем. (изображаем "дом")
Игра «Черепаха»
Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.) Когда она хочет
есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно.)
«Очки»
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют
колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
«Флажок»
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)
вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.
«Лодка»
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к
ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде
колечки.
«Пароход»
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик,
а большие пальцы подняты вверх). Паровоз. Без колес! Вот так
чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!
«Стул»
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет
это упражнение, можно менять положение рук попеременно на
счет "раз". Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги,
А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять
положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху
кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
«Грабли»
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" Листья падают в саду, Я их
граблями сгребу.
«Собака»
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут.
Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе.
Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
«Кошка»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой
Указательный и мизинец подняты вверх.
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
«Зайка и ушки»
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний
пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
«Зайка и барабан»
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они
прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
«Коза»
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и
мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к
ладони и обхвачены большим.
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
«Зайка и зеркало»
Левая ладонь кверху, делаем "козу".
Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает
"козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз
средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в
противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
«Лошадь»
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на
нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками
гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.
«Дом»
Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук
сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты
боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы
соединены.)
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от
других пальцев.)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки
смотрят вверх.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования. "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами"
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в процессе игр с предметами. ...
План самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста».
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности....
План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Перспективный план самообразования "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности...
План самообразования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...
План самообразования "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов....