Опыт работы " Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру"
статья на тему
Опыт работы ориентирован на повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Т. В. Соколова,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ИГРУ
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
А.С.Макаренко
На современном этапе педагогическая деятельность требует обращение музыкального руководителя к пересмотру не только содержания музыкального воспитания, но и методов, приёмов и форм проведения музыкально-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который определяет игровую деятельность, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Музыкальная игра занимает важное место в жизни дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.
Научные исследования А.В. Кенеман доказывают важность музыкально-игровой деятельности в развитии дошкольников. Определяя сущность музыкальной игры, она говорила о необходимости связи игровой деятельности с самой музыкой, которая является источником творческой активности детей. Игра, подчеркивает А. В. Кенеман, — это деятельность ребенка, которая «представляет собой выполнение ребенком определенных музыкальных заданий, направленных на развитие его восприятия, музыкальных способностей и совершенствование движений.
Большой вклад в разработку проблемы музыкальной игры как средства развития ребенка-дошкольника внесли исследования Н. А. Ветлутиной. На основе её исследований корректировались существовавшие программы воспитания дошкольников в детском саду, совершенствовались методы руководства музыкально-игровой деятельностью детей.
В современной педагогике появились технологии по игровой деятельности «Элементарное музицирование дошкольников» Т.Ю.Тютюнниковой, «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер, «Музыка с мамой» Е.Железновой, «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, игровая методика М.Ю.Картушиной и т.д.
Изучив статьи ведущих педагогов, познакомившись с современными игровыми технологиями, я начала углублённо работать над темой «Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальную игру». Эта форма мне показалась интересной, разнообразной и актуальной. Основной девиз нашей работы – «Учись играя!» По моему мнению, именно игровая деятельность позволяет образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Целью данной работы является: повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием игровых приёмов и методик.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр;
- использование в играх всех видов музыкальной деятельности;
- побуждение к игровым действиям за рамками музыкальных занятий.
Ожидаемый результат:
- дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
- в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
- повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный и игровой репертуар, методы и приёмы, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика Т.Ю.Тютюнниковой, О.В.Кацер, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, М.Ю.Картушиной и т.д.
В основу занятий положен игровой сюжет, объединяющий все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к музыкальной деятельности. Игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик.
Игра не выносится в отдельную структуру музыкального занятия, а пронизывает все виды музыкальной деятельности. Приведу некоторые примеры применения игрового метода.
Для организации детей, создания «настроя» занятие начинаем с музыкального приветствия. Приветствия могут быть песенно-игровыми, речевыми, двигательно-ритмическими, с использованием звуковых жестов, и т.д.
При разучивания различных танцевальных движений под музыку используются игры со словом, так называемые подговорки. Для коррекции и улучшения двигательных навыков разучиваем с детьми игры с пением и движением, игровые упражнения, сюжетно-ролевые песни, хороводы, сопровождаемые движениями рук в соответствии с текстом. Дети выполняют различные игровые действия с предметами, передают игровые образы в музыке.
Игровые приёмы» «Эхо» (тихо-громко), «Цепочка», «Бусы», «Пение с закрытым ртом», «По сигналу» (цветок, флажок), загадки «Угадай мелодию», «Чудесный мешочек» графические изображения, моделирование помогают в формировании певческих навыков. Пение сопровождается инсценировкой песни, игрой на детских музыкальных инструментах.
Для эффективности восприятия музыки используются игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами, дидактические пособия, двигательно-игровое творчество и т.д.
В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если я скажу: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов радости появится мало, т.к. разучивание танца - это сложный процесс. Но стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с радостью включится в процесс обучения.
Музыкальные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам и формам. Вот игры, используемые на занятии:
- подвижные игры (сюжетные, несюжетные);
- игры с пением (песенное приветствие, хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением);
- дидактические игры;
- пальчиковые игры;
- ритмо-речевые игры (ритмодекламация, игры голосом, «звуковые жесты», игры с палочками).
Результат:
В начале каждого учебного года мною проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимый музыкально-игровой материал, игровые приёмы. Для проведения диагностики я использую методику Н.Е.Веракса.
Благодаря применению в работе игровых методов и приёмов, игровых технологий наблюдается положительная динамика в развитии всех направлений музыкального воспитания. Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса.
Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на то, что дети стали быстрее усваивать требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки. Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Результатом работы стали регулярные выступления детей перед родителями и общественностью, а также, участие в конкурсах: «Красный сарафан», «Душа России», «Пеледше тукым», «Королева Осени», «Весенняя капель», «Мода, красота, фантазия»; моё участие в конкурсах: «Я работаю по ФГОС», «Современная разработка занятия НОД в ДОУ I полугодия 2013-2014 учебного года» и т.д.
Перспектива.
Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в методике вхождения ребёнка в мир музыкального искусства через «волшебный мост» игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-399302-1391666511.jpg)
Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.
Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-1010384-1518340487.jpg)
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через тестопластику»
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:Приобщить детей к народному искусству;Реализовать духовные, эстетические и творческие способности...
Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163968-1568663950.jpg)
Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221753-1582467812.jpg)
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».
Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности».Музыкальный руководитель: Заборова А. К.Я музыкальный руководитель, Заборова Анастасия Кон...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-192506-1359568297.jpg)
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-214693-1381260589.jpg)
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность"
В методической разработке рассматриваются основные элементы развития музыкальных способностей на занятиях в детском саду по средствам музыкально- ритмической деятельности...