«Социализация ребенка - дошкольника в процессе музыкально-игровой импровизации»
учебно-методический материал
Музыкально-игровая деятельность, как наиболее сильная из всех видов детской музыкальной деятельности средство воздействия на ребенка, объединяет пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Социализация ребенка - дошкольника в процессе
музыкально-игровой импровизации»
Все, существующие в мире, пути изучения человека (науки о человеке, различные виды искусств, мировые религии…), рассматривают его как неотъемлемую часть мироздания, природы, общества. Это говорит о том, что жизнь человека, его личностное формирование и развитие не могут проходить в изоляции и одиночестве. Действительно, с одной стороны, личностные качества человека формируются в процессе его приспособления к условиям окружающей среды, что выражается в активном усвоении им элементов культуры, социальных норм и ценностей. С другой стороны, усваивая социальный опыт и обогащаясь им, человек еще и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей, выбирая свою роль и позицию в общей системе социальных отношений, вливаясь в нее на основе собственных интересов, потребностей, стремлений, и самооценок. Иначе говоря, процесс социализации регулируется единством двух мотивов: «Быть со всеми» (социальная адаптация) и «Оставаться самим собой» (самоутверждение).
С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно способствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка.
Среди многих факторов и механизмов, влияющих на этот процесс, особое место занимает включение ребенка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности. Особое место в этом занимает игровая деятельность как самый универсальный способ социализации ребенка дошкольника. Игровая деятельность совмещает в себе сразу две линии социального развития детей: социальную адаптацию и самоутверждение, обретение собственной социальной позиции. Между тем, такая игра негласно оказалась сферой педагогического воздействия, в основном, педагогов-психологов и воспитателей детского сада. Например, как может оказывать влияние на социальное развитие дошкольников музыкально-игровая деятельность, практически нигде не рассматривается. Между тем, уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей использовались как механизм их социализации с незапамятных времен.
Так, отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей жизни. Самые простые потешки, частушки, прибаутки, считалки, дразнилки вводили ребенка в музыкально-игровой мир, с его самобытным языком и жанровым разнообразием. Дети с удовольствием поют на свой придуманный мотив попевки. Иногда уже в младшем возрасте дети могут сами придумать и текст, и мелодию.
На музыкальных занятиях дети слушали «Колыбельную» муз. Гречанинова и некоторые дети напевали свои слова. А когда на занятиях дети слушали р.н.м. «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них сразу возникло желание инсценировать ее. Когда пели про муху, то дети взяли в руки воображаемый микрофон, изображая комара они играли на скрипочке. Во время пения про стрекозу у многих детей «заплясали» ноги и захлопали ладоши, а в конце песни поплясать захотелось всем вместе. У детей был уже в запасе багаж выученных движений, поэтому песня получилась яркой и выразительной.
Это было связано с тем, что музыка, гармонично соединяясь с игровыми правилами, давала ребенку простор для творческой фантазии и импровизации песенного, танцевального, инструментального и театрализованного характера, что способствовало реализации одной из важнейших социальных потребностей детей – потребности в самовыражении.
Этот многовековой музыкально-игровой опыт, дает нам возможность и сегодня воспитывать у ребенка с раннего детства ценностное отношение к окружающему миру, умение с ним взаимодействовать на основе приобретенных знаний, ценностных ориентаций и смыслов. В свою очередь, этот опыт обогащается в процессе творческой музыкально-игровой деятельности. Это связано с тем, что музыкально-игровая деятельность, как наиболее сильная из всех видов детской музыкальной деятельности средство воздействия на ребенка, объединяет пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию. Все эти компоненты становятся средством творческого самовыражения ребенка, средством его социализации. Особенно ярко это проявляется в музыкально-игровой импровизации, проявляющейся в способности сочинять и создавать что-то новое в процессе самой игры, без предварительных репетиций.
Усложняя задачи коллективного творчества, детям предлагаю превратиться в образы различных животных или любимых героев, предварительно обсудив особенности каждого из них. Например: «Мишка косолапый и большой, поэтому он топчется на месте с трудом»; «Зайка маленький и веселый, он скачет легко и подвижно»; «Ласточка взлетает вверх к солнышку стремительно»; «Осенние листики опадают вниз печально…» После этого дети сами выбирают, наиболее соответствующий тому или иному игровому образу, средства музыкальной выразительности. Они поют и музицируют по собственному выбору, главное – чтобы их исполнение соответствовало создаваемому образу.
Более сложный пример. «Игры-драматизации» являются вершиной детского музыкально-игрового творчества. Они обладают сюжетностью, которая ориентируется на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), в сочетании с песенной выразительностью эти игры предполагают взаимодействие и столкновение между персонажами, посредством музыкально-двигательных диалогов и монологов с положительной развязкой. Игры драматизации сложны тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально-театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями. К.С. Станиславский указывал: «Детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы»». Т.е. ребенок может глубоко погружаться в свою роль, верить в нее, действовать от ее лица.
Предметно-развивающая среда является необходимым компонентом для полноценного развития ребенка. Это система материальных объектов его деятельности, которая выступает основным фактором позитивной социализации дошкольников и способствует более быстрой адаптации малышей к социальным условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
Социализация ребенка дошкольника
В материале раскрываются понятия социализации как процесса, его влиянии на дошкольника...
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...
Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."
Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о Федеральных государственных стандартах в сфере дошкольного образования, основных направлениях социально-личностного...
Системно-деятельностный подход к социализации ребенка-дошкольника средствами музейной педагогики
Приобщение детей к русским народным традициям - важный фактор социализации детей дошкольного возраста. Именно в это время закладываются базовые качества личности, социокультурный опыт, нак...
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО Социальное развитие ребенка в ДОО сов...