Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №102 «Подснежник» городского округа «город Якутск»
Индивидуальный план
профессионального развития воспитателя МБДОУ
Детский сад №102 « Подснежник»
Воспитателя Бырка Виктории Альбертовны
Личная карточка
Год рождения: 1967г.
1. Образование Высшее. Якутский Государственный университет, педагогический факультет, 2006 г. Специальность : Дошкольная педагогика и психология»
2. Педагогический стаж : 20 лет
3. Общий стаж трудовой деятельности: 36 лет
4. Должность: воспитатель
5. Прохождение курсов:
2018г. –учебно-методический центр Педагогического института ФГАОУ ВО «СВФУ имени М.К.Аммосова – «Основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» ( 72 часа)
2018г. – ИРО и ПК имени С.Н. Донского II- Фундаментальные курсы (120 часов)
2018г. – МБУ ДО «Дворец детского творчества» -«Компьютерной грамотности» ( 24часа)
2018г. – ГАУ ДПО РС(Я) «ИРПО» – «Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований»( 72 часа)
2019г. DISPLAY GROU «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности педагога»
6. Общественно-педагогическая деятельность: состою в профсоюзе
8. Творческие замыслы: участие в городском МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.
9. Методическая тема: «Развитие восприятия на основе мелкой моторики»
Пояснительная записка: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1 Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию восприятия и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2.Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4.Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
Методы и приемы работы:
(Объяснение, показ, беседа, игра)
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;
Этапы работы :
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 7. Кольцова М. М «Развитие моторики» 8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и используя основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
Актуальность выбранной темы.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики» создание методической разработки;
-участие в педсоветах, семинарах, в КМО;
-умение оказать практическую помощь коллегам;
-создание благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи.
Какой предполагается результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Перспективный план
Цель: развитие мелкой моторики с использованием стандартного и
нестандартного оборудования.
Задачи: - формировать и тренировать координацию движения пальцев и
кистей рук;
- развивать навыки ручной умелости;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Месяц | Самообразование | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий -Выбор и определение темы самообразования - Планирование работы по теме самообразования | Проведение диагностического обследования | ||
Октябрь | - Составление плана по самообразованию - Оформление картотеки пальчиковых игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Осень» - «Ёж» - «Дятел» - «Овощи» Дидактические игры: - Мозаика (напольная) - Бусы | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» | |
Ноябрь | - Создание картотеки дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Капуста» - «Зайка» - «Фрукты» - «Апельсин» Дидактические игры: - Конструктор - Бусы - «Чудесный мешочек» | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. | - Анкетирование воспитателей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования. |
Декабрь | - Создание картотеки игр с массажными мячиками. - Подбор и разработка дидактических игр. - Пополнение картотеки пальчиковых игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Ёлка» - «Снежок» - «Замок» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Ёжик» - «Орех» Дидактические игры: - «Найди вторую половинку» - разрезные картинки - «Строим забор» из счётных палочек | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». | |
Январь | - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр | Заучивание пальчиковых игр: - «Медведь» - «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Шарик» - «Иголки» Дидактические игры: - «Сухой бассейн» - «Разрезные картинки» - «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками | Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» | Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук». |
Февраль | - Пополнение картотеки дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Перчатка» - «Человечек» - «Зима» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Горка» - «Месим тесто» Дидактические игры: - «Пазлы» - «Выложи дом из цветных геометрических фигур» - «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. - «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Март | - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. - Изготовление дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Весна» - «Кап, кап, кап...» - «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Ласковый ёжик» Дидактические игры: - «Пазлы» - «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли. - «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста». |
Апрель | - Оформление картотеки дидактических игр. - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. - Изготовление дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Голуби летели» - «У дорожки дуб растёт» - «Пчела» Дидактические игры: - «Пальчиковые шаги» - «Бусы для мамы» - «Шнуровка» - «Пазлы» - «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц. | Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | |
Май | - Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. - Оформление работы в полном варианте. | Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. | Сообщение на тему: «Обогащение опыта на тему: «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей младшего возраста». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
- Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
- Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
- http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
- http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
- http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
- http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...