Познавательно-творческий проект "Мы творим прекрасное"
проект (подготовительная группа)

Андреева Галина Ильинична

       Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-my_tvorim_prekrasnoe.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

                                                                               

                                                                                                                                                 

Познавательно-творческий проект в детском саду

для детей

«Мы творим прекрасное»

                                                                                                              Руководитель проекта:

                                                                                                                      педагог-психолог

                                                                                                                            Андреева Г.И.

2020 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Мы творим прекрасное»

(Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей – кляксография)

Автор

Андреева Г.И.

Вид

Познавательно-творческий, долгосрочный, групповой

Сроки

12.10.2020г. по 30.04.2021г.

ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята»

Адрес: Сахалинская область, Поронайский район, г. Поронайск, ул. Восточная, 110-А

Телефон: 8(424)-31-424-38

Целевая аудитория

Участники проекта:

- воспитанники старшей логопедической группы №1 – 23чел.

- воспитанники подготовительной логопедической группы №2- 17чел.

- родители воспитанников старшей логопедической группы №1;                  - родители воспитанников подготовительной логопедической группы №2.

- Педагог-психолог: Андреева Г.И.

- Воспитатель: Шумилова А.Н.

Руководитель МБДОУ

Онучина Л.В.

Актуальность

        В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития воображения детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Дошкольный возраст — самое подходящее время для развития творческих способностей ребёнка. Разнообразить изобразительную деятельность, сделать её более увлекательной помогут нетрадиционные техники рисования, в частности, кляксография. Для дошкольников это способ выразить свою личность, проявить фантазию, выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.                                                                                                                                                    

Цель

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования «Кляксография»

Задачи

Обучающие:

- Познакомить с историей возникновения нетрадиционной техникой рисования кляксография.

- Научить создавать свой неповторимый образ, используя нетрадиционную технику рисования кляксография.

- Способствовать вовлечению педагогов и родителей (законных представителей) к участию в совместной деятельности, сотрудничеству и совместному творчеству (участие в конкурсах и выставках совместного творчества).

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, речевую активность.

- Развивать творческое воображение, фантазию детей в процессе деятельности и общения.

- Развивать интерес к экспериментированию, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные: 

- Воспитывать коммуникативные навыки, любознательность, самостоятельность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать аккуратность при выполнении работ; умение доводить    начатое дело до конца; помогать своим товарищам.  

-  Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.                                                                                              

Продукт проекта

- Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки «Наше творчество».

- Консультации для родителей: «Творческое развитие детей в психологии»; «Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные техники рисования», «Невинные фантазии или …»

- Консультации для педагогов: «Способы развития воображения», «Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка».

- Создание альбома «Мы творим прекрасное»

- Участникам проекта: родителям, воспитанникам, специалистам, педагогу объявлена благодарность.

Предполагаемые результаты, критерии их оценки

Ожидаемые результаты ориентированы на всех участников педагогического процесса:

для детей:

- Расширение кругозора детей в области истории силуэтного искусства – кляксографии.

- Развитие интереса у детей к творческой деятельности, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования -кляксография.

для педагогов:

- Повышение педагогического мастерства и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования – кляксография.

- Пополнение научно-методологической базы ДОУ по данной технике.

для родителей:

- Повышение компетентности и заинтересованности родителей в познавательной и творческой деятельности детей с использованием нетрадиционной техники – кляксография.

- Активное участие родителей в совместных творческих проектах ДОУ.

Способы определения результативности:

- опосредованное изучение уровня развития творческого воображения дошкольников (наблюдение, беседа, применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, анализ продуктов творческой деятельности).

- анализ информации, полученной в процессе опроса и обратной связи (обмен мнениями среди сверстников, родителей, педагогов, специалистов).

- контроль психоэмоционального состояния всех участников педагогического процесса.

- диагностика уровня развития творческого воображения, сравнительный анализ.

Организация проекта

Создание условий для активной познавательной и художественно-творческой деятельности детей; индивидуальная и групповая работа с воспитанниками; организация совместной деятельности взрослых (педагог, родитель) и детей.

Познавательно-творческий проект

«Мы творим прекрасное»

Общая характеристика проекта

Актуальность.

        В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

       Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития воображения детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

       Дошкольный возраст — самое подходящее время для развития творческих способностей ребёнка. Разнообразить изобразительную деятельность, сделать её более увлекательной помогут нетрадиционные техники рисования, в частности, кляксография. Для дошкольников это способ выразить свою личность, проявить фантазию, выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.  

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги).  По целевой установке – информационный, практико-ориентированный.    

Продолжительность проекта: долгосрочный

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда.  

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, цветная бумага, белая бумага А3, А4, трубочки для коктейля; краски: (акварельные, гуашевые, акриловые), кисточки, шерстяные нитки, ватные палочки; анкеты и памятки для воспитателей и родителей.

Участники проекта: воспитанники старшей логопедической дошкольной группы, воспитанники 2 подготовительной логопедической группы, воспитатель, родители (законные представители).

  Принципы реализации проекта:

- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- Принцип индивидуализации реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.  

Цель: Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования – кляксография.

Задачи:

Обучающие:  

- Познакомить с историей возникновения нетрадиционной техникой рисования - кляксография.

- Научить создавать свой неповторимый образ, используя технику рисования кляксография.

- Способствовать вовлечению педагогов и родителей (законных представителей) к участию в совместной деятельности, сотрудничеству и совместному творчеству (участие в конкурсах и выставках совместного творчества).

Развивающие:

  - Развивать познавательный интерес, речевую активность.

- Развивать творческое воображение, фантазию детей в процессе деятельности и общения.

- Развивать интерес к экспериментированию, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

- Воспитывать коммуникативные навыки, любознательность, самостоятельность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать аккуратность при выполнении работ; умение доводить    начатое дело до конца; помогать своим сверстникам.  

-  Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.

Срок реализации: октябрь 2020г. - апрель 2021г.

Методы обучения:    

По источнику знаний:

- наглядные: наблюдение, показ, демонстрация изображений;  

- словесные: беседа, рассказ педагога, объяснение, чтение художественных произведений;

- практические: игровой метод, упражнение, моделирование.  

   

По характеру образовательной деятельности детей:  

Информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, активные методы.

       

Ожидаемые результаты:        

для детей:

- Расширение кругозора детей в области истории силуэтного искусства – кляксографии.

- Развитие интереса у детей к творческой деятельности, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования -кляксография.

для педагогов:

- Повышение педагогического мастерства и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования – кляксография.

- Пополнение научно-методологической базы ДОУ по данной технике.

для родителей:

- Повышение компетентности и заинтересованности родителей в познавательной и творческой деятельности детей с использованием нетрадиционной техники – кляксография.

- Активное участие родителей в совместных творческих проектах ДОУ.  

Этапы реализации проекта и план мероприятий

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный третья неделя октября 2020 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Подбор законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Педагог-психолог

II – организационно-проектировочный: четвертая неделя октября 2020 года

Проектирование модели комплекса занятий в старших и подготовительных логопедических группах

- определение направлений

- форм деятельности

Комплекс занятий, мероприятий

Педагог-психолог, Воспитатели:                   1 старшей логопедической группы                      

Программно-методическое обеспечение

- подбор методической литературы

- согласование и утверждение планов работы

Пакет документов:

1. перспективно-календарное планирование;

2. методическое обеспечение;

3. диагностические материалы.

Педагог-психолог,

Воспитатели:                            1 старшей логопедической группы,

2 подготовительной логопедической группы

Старший воспитатель

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы;

приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПин

Комфортная предметно-развивающая среда по всем направлениям

III этап – практический: 02.11.2020 – 30.04.2021г.

Игровая деятельность

Дидактические игры и упражнения:

«Составь узор», «Дорисуй рисунок», «Чудесные превращения»,

«Нарисуй предмет и дай ему название»,

 «Волшебные кляксы», «Чудо-дерево»,

«Комкаем и превращаем»,

«Точки и кляксы», «Дорисуй фигуру», «Волшебные камешки», «Оживи фигурку»,

«Что за подарок?»,

«Недорисованные картинки»,

«Раскрась коврик», «Поможем художнику»,

«Вот я какой!», «Волшебная мозайка», «Сегодня мы волшебники»,

 «На что это похоже?», «Волшебные фигуры», «Рисование с секретом»,

 «Три краски», «Придумываем новую жизнь старым предметам»,

«На что это похоже?», «Зонтики», «Каракули», «Закрашивание рельефов»,

«Точка, точка»,

«Чего на свете не бывает?»,

«Расколдуй картинку»,

«Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй»,

«На что похожи наши ладошки»,

«Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка»,

«Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки»,

 «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Близнецы».

Педагог-психолог,

Воспитатели: 1старшей логопедической группы,                                   2 подготовительной логопедической группы

Речь и речевое развитие

- Составление рассказа о Кляксе.

- Составление рассказа о кисточке.

- Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Воспитатели:                       1 старшей и                           2 подготовительной логопедических групп, родители (законные представители), дети

Художественная литература

- Чтение сказки «Хитрая клякса» Ирис Ревю

- Чтение сказки «Мы ищем кляксу» Владимира Сутеева

- Чтение стихотворения            «О том, кто получился из кляксы» Д. Чиарди

- Отгадывание загадок

Педагог-психолог, Воспитатели:                     1 старшей и                       2 подготовительной логопедических  групп

Изобразительная деятельность

1.Знакомство с увлекательными нетрадиционными техниками рисования:

- Кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой, разводами, пузырчатая, комбинированная).

- Пальцевая живопись.

- Рисунки из ладошек.

2. Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

3. Оформление выставки детских работ по теме проекта.

Педагог-психолог, Воспитатели:                           1 старшей и                   2 подготовительной логопедических групп, родители (законные представители), дети

Учебная деятельность

Познавательные занятия:

ОД «Путешествие в творческую мастерскую»

 ОД «Хитрая клякса»

ОД «Чудесные превращения»

Педагог-психолог

Андреева Г.И. –                2 подготовительная логопедическая группа

Педагог-психолог Андреева Г.И.,              

1 старшая логопедическая группа

Педагог-психолог Андреева Г.И.,              

3 подготовительная логопедическая группа

Музыка

Прослушивание песни автора Юрий Энтин

«Где водятся волшебники»

Педагог-психолог, Музыкальный руководитель

Взаимодействие с родителями

1. Консультации:

«Творческое развитие детей в психологии»; «Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста»;

«Ребенок с хорошо развитым воображением умеет».

«Нетрадиционные техники рисования», «Невинные фантазии или …»

2. Семинар-практикум «Развитие творческих возможностей у детей дошкольного возраста»; «Кляксография в детском саду»; «

Моя фантазия».

3. Буклет: «Игры и упражнения для развития творческого воображения».

4. Мастер-класс:  «Использование нетрадиционных техник рисования, как одна из форм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста».

5. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки по теме проекта «Мы творим прекрасное».

6. Анкетирование «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Педагог-психолог, Воспитатели:                           1 старшей и  

2 подготовительной логопедических групп, родители (законные представители), дети

Взаимодействие с педагогами

1. Консультативная помощь в подборе материала для проведения мероприятий.

2. Подбор методической литературы, дидактических игр, тематики продуктивной деятельности.

3. Семинар-практикум «Игры и упражнения для развития творческого воображения»

4. Мастер-класс «Развитие творческих и интеллектуальных способностей у дошкольников».

5. Тренинг «Развитие творческих способностей».

6. Консультации:

- «Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста».

- «Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение?» (рекомендации);

- «Способы развития воображения».

- «Общие психологические правила, касающиеся свободы,

 развития и творчества детей» (памятка).

- «Нетрадиционные техники рисования».

- «Невинные фантазии или …»,

- «Воображение дошкольников».

- «Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка».

5. Буклет: «Игры и упражнения для развития творческого воображения».

Педагог-психолог, Старший воспитатель

IV этап – аналитический: апрель, 2021 года

Мониторинг

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Анализ эффективности работы по проекту.

Педагог-психолог Андреева Г.И.

Результат проекта:

- У детей расширилось представление об истории силуэтного искусства - кляксографии. Узнали кто первым использовал кляксы в живописи и, если разбрызгивать краску по поверхности, а затем дописывать элементы картины получится воображаемый пейзаж.

- У воспитанников проявился активный интерес в процессе работы по творческому воображению, положительные эмоции и удовлетворение от работы с красками.

- Повысился уровень владения приёмами кляксографии при выполнении работ, умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

- Воспитанники научились взаимодействовать друг с другом, участвуя в коллективных работах.

- В ходе совместной деятельности укрепились детско-родительские отношения, повысилась их педагогическая компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Практическая значимость:

       Проект способствует развитию у детей эстетического и эмоционального восприятия искусства; развивает интеллектуальные способности, творческое воображение; учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и фантазировать; расширяет представления детей об окружающем мире; дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. А также играет важную роль в общем психическом развитии.

       Данная форма взаимодействия с родителями (законными представителями) делает их активными участниками образовательного процесса (требования ФГОС ДО по взаимодействию Организации с родителями) и приводит к положительному разрешению поставленных задач.

       Данный проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами-психологами ДОУ.

Степень применения проекта:

- Презентация проекта в ДОУ.

- Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы.

- Возможность использование проекта в других возрастных группах различных ДОУ.

- Размещение проекта на сайте МБДОУ.

- Публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования http://nsportal.ru

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению:

1. Слабая заинтересованность детей и родителей (законных представителей). Пути преодоления – совместные мероприятия с помощью информационных стендов, семинаров-практикумов, мастер-классов, тематических встреч.

2. Непостоянство состава детей в течение организованной образовательной деятельности. Пути преодоления – индивидуальная работа с отсутствующими детьми, информирование воспитанников и их родителей (законных представителей) по итогам недели занятий.

Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта:

Использование внебюджетных средств (личные средства).

Список литературы:

Официальные документы

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Приказ министерства «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Книги под именем индивидуального автора

Один автор:

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития).

2. Баканова Е.И. Кляксы на ладошках: [рисуем двумя руками] / Е.И. Баканова. Москва. Издательство «ООО БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020. – 20 с.

3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская. М.: Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.

4. Калинина Т.В Альбом с кляксами. Основы языка / Т.В. Калинина. – СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005 г. – 64 с.

5.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников / Е.Н. Лебедева. М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с.

6. Паутнер Н. Кляксы! Рисуем пальчиками ладошками / пер с нем. И.В. Логвиновой. М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2015.  – 44 с. (Детская библиотека увлечений)

7. Сутеев В.Г. Мы ищем кляксу: [сказки] / В.Г. Сутеев. Москва. Издательство АСТ, 2018. – 127 с.

8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева. М: Академия развития, 2007 г. - 98 с.

9.Федорова Е.С. Фантазеры. Загадочные кляксы / Е.С. Федорова. М.: ООО Издательство «Ранок», 2016. – 18 с.

Два автора:

10. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник – М.: Генезис, 2005.  – С. 18-83.  

11. Сажина Т. Вообрази себе. Поиграем-помечтаем [Текст] / Т.  Сажина, Д. Гончар. – М.: Издательство «ЭЙДОС», 1994. С. 3-89.

Три автора:

12. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения [Текст] / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008. С. 17- 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)

проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....

Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"

Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"...

Проект на тему:«Мы творим прекрасное»

знакомить с нетрадициенными техниками рисования...

Познавательно-творческий проект « Нам книга воображать и творить помогает» с элементом "Сторисек"

В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй». Эта форма была придумана в Великобритании, и разработчики идеи считают, что взрослые должны много читать детям вслух, а «сторисек» («мешок...

Проект по художественному экспериментированию «Мы творим прекрасное»

..Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне…  (Э. Успенский)...

Познавательно- творческий проект по конструированию «Фантазируем, творим, конструируем»

Необычные материалы для художественного конструирования – это знакомство со свойствами новых материалов,  с новыми техниками художественной обработки материалов. Дети учатся видеть, чувство...