Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"
проект (старшая группа) на тему

Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozn-tvor.proekt_tvorim_vydumyvaem_probuem.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 «Крепыш»

«Познавательно-творческий проект           "Творим, выдумываем, пробуем!"»

Воспитатель:

Садыкова З. А.

             г. Сургут

Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем!"

Тип проекта: познавательно - творческий, среднесрочный.

Участники проекта: воспитанники дошкольного возраста старшей группы от 5-6 лет.

Срок реализации: сентябрь 2016 - декабрь 2016 года.

Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.

 В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Работа в проекте заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании для подготовки детей к школе. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цель проекта: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 5.Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.

6.Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

1) Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

5.

2) Реализация проекта

1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.

2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.

- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с педагогами:

Консультации:

1. “Подготовка детей к школе через развитие творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования”.

2. “Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.

2. Мастер-класс на тему «Рисуем без кисточек» (освоение нетрадиционных техник рисования).

Работа с родителями:

Консультации:

1. “Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”

2. “Развивайте творчество детей”.

3. Беседа с элементами практикума “Рисуя – играем”.

4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности.

5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Совместная деятельность с детьми:

1. КВН по изобразительной деятельности .

2. Выставка рисунков “Чудеса своими руками”.

3. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Игры на развитие фантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.

Упражнения на развитие зрительного воображения: нарисуй с помощью фигур, чудесный лес, истории из мешка, быстрые превращения, рисунки на спине, я – уникальный, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?

Непосредственная образовательная деятельность

Сентябрь

1. Тема “Осенние мотивы” (раздувание краски)

Задачи:

1. Познакомить с новым способом изображения - раздувание краски, показать его выразительные возможности.

2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.

3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.

4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Материал к занимательной деятельности: репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, дополнительный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами разучивание стихотворений об осени игры с листьями на прогулках экскурсия в парк в период золотой осени.

2. Тема “Ветка рябины” (рисование пальчиками)

Задачи:

1. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

2. Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство.

3. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.

4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист в форме овала черного цвета, дополнительный лист, гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук, гроздь рябины.

Предварительная работа: наблюдения за рябиной во время прогулок.

Октябрь

1. Тема “Осенний пейзаж” (метод тычкования)

Задачи:

1.Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных.

2. Развивать чувство композиции.

Материал к занимательной деятельности: Ватные палочки, репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

2. Тема “Цветик - разноцветий” (смешивание цветов)

Задачи:

1. Закрепить представления о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.

2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов получения.

3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.

4. Развивать чувственно - эмоциональное восприятие окружающего мира.

Материал к занимательной деятельности: Спектральный круг, альбомный лист, с контуром изображения цветка, выполненным восковым карандашом, дополнительный лист для смешивания красок, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Ноябрь

1. Тема “По выбору” (рисование манкой)

Задачи:

1. Научить новому приему оформления изображения.

2. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.

3. Побуждать детей к творческой активности.

Материал к занимательной деятельности: Палитра, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, манка.

2. Тема “Музыкальный рисунок” (рисование музыки)

Задачи:

1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования

2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)

3.Стимулировать композиционные навыки в компоновке общего панно.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой.

Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы.

Декабрь

1. Тема “Витражи для окошек в избушке Зимушке-зимы” (клеевые картины)

Задачи:

1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии.

2. Познакомить детей со словом “витраж” и техникой его выполнения.

3. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения боле светлого оттенка.

Материал к занимательной деятельности: репродукция с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, палитра, простой карандаш, клей ПВА, салфетка, кисть, стаканчик с водой.

Предварительная работа: Чтение сказки Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”, рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

2. Тема “Ожившая сказка” (ожившие предметы)

Задачи:

1. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

2. Формировать работу над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.

3. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения мимики, дополнительных деталей.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа: Чтение сказки Дж. Родари “Чиполлино”, стихотворения Ю.Тувима  “Овощи”.

3) Заключительный этап

1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ)

2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

3. Выставка “Чудеса своими руками”;

4. Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности;

5. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.

Литература.

1. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2010.

2. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 –М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2010.

3. Е.А. Екжанова Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования: планирование, конспекты занятий М.: ТЦ Сфера, 2005.КомароваТ.С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Мастер класс для педагогов. "Твори, выдумывай, пробуй"

Мастер класс для педагогов.Передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через изготовление объемной игрушки из соленого теста "Ёжик"...

Эстафета педагогических идей «Выдумывай, пробуй, твори!»

Опыт работы педагогов по организации проектной деятельности...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...