Консультация для родителей " Учите творить прекрасное"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски
Все нарисуем! Были б краски
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
Воображение, основа творческой личности, в современной психологии рассматривается как сложная « психологическая система». Л.С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью, мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли ( осмысленной инициативы) развивает интересы, способности, общительность и др. именно воображение является основой уникальной творческой личности. В дошкольном детстве оно признано центральным психологическим новообразованием.
На сегодняшний день в педагогике и психологии сложилась «интересная» тенденция: недооценивается воображение. Задача воспитания воображения и творчества очень сложна уже потому, что ее, возможно ,осуществить только в творческой деятельности. Педагогика творческой деятельности должна быть сама творческой. Следовательно, в этой области не может быть готовых рецептов и приемов. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого, где каждый из участников полноправный член. Функция взрослого при этом: во – первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во – вторых, организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
Эффективные пути и средства развития воображения ученые ищут в различных видах детской деятельности. Я же остановлюсь на развитии у дошкольников воображения на основе изобразительной деятельности. Изобразительное творчество детей.
Формирование творческой личности- одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что – то не получается стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знание о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. Каменский, Пестоллоци, Фребель, многие русские преподаватели, педагогики и психологии. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от гнусных событий, снимет нервное напряжение , страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Злотников в своем исследовании указывает, что « художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно – практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства».
Философы и психологи подчеркивают , что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Что представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста?
Итак. Интерес к рисованию появляется на втором году жизни. Малыш пока не знает назначения бумаги, карандашей, красок, но они его очень привлекают. Он мнет и рвет бумагу, возит ее по столу, удивляется, когда на чистом листе остаются следы от маркеров и карандашей, эта деятельность напоминает игру. Этап « пробы пера» и « каракулей» ( доизобразительный период) продлится долго и может стать неинтересным для ребенка, если не подключится взрослый. Пройдя путь от манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности ребенок начинает рисовать – отображать предметы и явления окружающего мира, фантазировать, создавать образы. Именно с раннего возраста надо начинать применять нетрадиционное рисование: рисование пальцами, ладонями, рисование печатками, монопатию, кляксографию и т.д. В среднем возрасте дети обучаются рисованию по контурам, пунктирам, извилистым линиям, рисование воском, клеем, набрызгом, а также на основе геометрических форм и фигур. Предлагается придумать несуществующих животных, фантастические растения или рисование музыки.
Рисование как определенный вид деятельности ребенка включает две стороны: графическую (умения и навыки владения инструментами для рисования и др.) и художественно – образную (узнавание в нарисованных предметов окружающего мира ; возникновение ассоциативных образов; изображение предметов по замыслу и т.д.) Эти две стороны взаимосвязаны: развитие одной стимулирует и подталкивает развитие другой.
На первом этапе формирование графических навыков надо дать ребенку возможность самому экспериментировать с изобразительными средствами. Открыв для себя возможность оставлять на бумаге след карандашом, он начинает делать это при каждом удобном случае: рисует палочкой на мокром песке и снегу, пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте. фломастером на обоях, на полу, углом кубика на мебели и т.д. Интерес к такому экспериментированию появится у малыша независимо от взрослых, без специальной организации этого процесса. Поэтому именно взрослый должен подготовить место и материалы для рисования. Сначала ребенок, совершая произвольные движения, черкает карандашом по бумаге и оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки дифференцируется, и каракули становятся более разнообразными: ребенку нужно дать возможность освоить пространство листа с помощью доступных ему движений. Нельзя ограничивать одним листом бумаги пусть он рисует на листах разных размеров и разных цветов. Вторая составляющая процесса художественно – образная или смысловая. В раннем дошкольном возрасте в детских рисунках рождается некий образ. Дети начинают приписывать- либо содержание следам, оставленным на бумаге, какое – либо содержание, например видят в них иголку или палку. Назвать то, что нарисовали, они способны с 1года и 9 месяцев. Рассматривая вместе с ребенком его рисунок, взрослому необходимо делиться с ребенком своими ассоциациями, учить его воображать и фантазировать.
Для успешного развития творчества необходимо, чтобы ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усвоил способ изображения любого сходного по форме предмета, т.е. обобщенный способ действия. Именно это обстоятельство обеспечивает ребенку и самостоятельность, и умение решать любую творческую задачу. Усваивая характер действий, дети легко применяют их на практике, создавая любые изображения.
Дети конечно не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Рисуй, твори и удивляйся!"
В консультации раскрывается содержание понятия "детского художественного изобразительного творчества" и основные направления его развития на основе опыта работы изостудии ДОУ....
Консультация для родителей: "Учим детей видеть прекрасное:Природа вокруг нас "
В материале , для родителей: " Учим детей видеть прекрасное:Природа вокруг нас " имеются подразделы :" В парке, сквере и в лесу,"У моря, усинего моря...",где пр...
консультация для родителей "учим детей видеть прекрасное"
Живой мир не познать по картинкам, телевизору и компьютеру. Простая прогулка по парку или скверу намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете либо природном явлении. Сколько новых ощущений...
Консультация для родителей «Учитесь видеть прекрасное!»
Консультация для родителей «Учитесь видеть прекрасное!»Что такое воспитание? Никто уже не спорит с широко распространённым мнением, что это "питание" души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благ...
Консультация для родителей «Учитесь видеть прекрасное!»
Консультация для родителей «Учитесь видеть прекрасное!»Что такое воспитание? Никто уже не спорит с широко распространённым мнением, что это "питание" души и сердца ребёнка всем самым возвышенным, благ...
консультация для родителей "Учим детей видеть прекрасное: природа вокруг нас"
этот материал для родителей, которые хотят научить детей видеть прекрасную природу вокрунг нас...
Консультация для родителей «УЧИМ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ: ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
laquo;Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир Природы,с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума», -писал известный пе...