«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
консультация (старшая группа)
«Без игры нет и не может быть полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно».
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
«Без игры нет и не может быть полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно».
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно- ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника. Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща. Воспитывать через сюжетно-ролевую игру заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
ЗАДАЧИ. Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность. Развивать волевые качества: - умение договариваться при распределении ролей, - выполнять установленные нормы поведения, - следовать в своих игровых действиях положительному примеру. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других).
Роль дидактических игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.
Роль строительных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Строительные игры детей - увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Роль игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Роль сюжетно-ролевых игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника В сюжетно-ролевой игре закладываются основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств будущих родителей приобретает все большее значение.
Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально- нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более «прицельного» проектирования формирующих воздействий.
Наприер: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает: «Что у вас болит?». «Больная» назидательным тоном перебивает его: «А «здравствуйте» забыл сказать?». Наташа, желая включиться в игру «Больница», подходит к играющим с громким стоном: «Я больная, ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Аня (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я делаю операцию». Но Наташа продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».
Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную Таню. К ней подходит врач Оксана со стандартным вопросом: «Что у тебя болит?». Таня: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ане): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Таня громко стонет: «Ой, я боюсь, уколов!» (имитирует плач). Аня и Оксана совершенно не реагируют на это. Лишь когда Таня стала настойчиво и громко стонать, и плакать, Оксана прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!» и «сделала укол». Таня: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.
Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми. Развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений.
Для формирования у дошкольников гуманных проявлений можно использовать следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.
Вова («врач»), приехав по вызову к «больной», строго спрашивает: «Что у вас случилось?». Денис («папа»): «Дочка заболела». Врач: «Сейчас посмотрим. Надо первым делом поставить градусник и горчичники». Сам молча выполняет все процедуры. В это время папа и брат Маши (Валерий) готовят обед. Врач обращается к ним: «У Маши температура 39 градусов. Вы слышите?». Валерий: «Ну и что? Я варю суп». А Денис настолько увлечен приготовлением обеда, что даже не отреагировал. Вова заявляет, что Машу необходимо забрать в больницу, Валерий молчит, а Денис отвечает: «Я пеку пирожки».
В кабинет «врача» входит Вова с мишкой. От имени мишки он обращается к Антону, исполняющему роль врача: «Полечи меня, доктор, у меня ангина». Антон наклоняется к нему, сочувственно спрашивает: «Тебе очень больно? Да, сразу видно, что заболел, голова опущена, глаза грустные. Покажи горло». Внимательно рассматривает горло больного: «Очень, очень красное». Треплет мишку за ухо, говорит ободряюще: «Ну, ничего, потерпи, вылечим тебя». Обращается к Вове: «У вас есть дома синька? Когда болит горло, его надо мазать синькой, мне мама так всегда делает». Склоняется над мишкой, говорит, улыбаясь: «Ты не бойся, это совсем не больно»..Протягивает Вове лист бумаги: «Вот вам рецепт, получите в аптеке синьку. Если мишке будет хуже, положим его в больницу. Сейчас по телефону узнаю, есть ли в больнице свободное место». Обращается к Лене, исполняющей роль медсестры: «Ты пока займись мишкой, я должен договориться с больницей» (серьезный вид, деловой тон). По телефону: «Это больница? Звонят из поликлиники. У меня здесь на приеме больной мишка, у него ангина. У вас есть свободное место? Через два дня? Хорошо, я позвоню позже. Придите через два дня, мы положим его в больницу. А пока не волнуйтесь, лечите его, как я вам сказал. До свидания».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений: - направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»). - направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты») - направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.). Для того чтобы дети закрепили представления «хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: «Добрые превращения». Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший. «Волшебная вода» Н.М.Метенова.
В систему задаваемых действий можно включить эмоциональные проявления в их развернутой форме. Например, «мама» мягко успокаивала свою «дочку»-куклу: «Не плачь, маленькая, не плачь, хорошая», укладывая спать, обращалась с ней ласково, гладила, целовала, тихонько напевала колыбельную песенку. Можно разыграть определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все», «Как работают смотрители зоопарка», «Рассказ врачу о больном члене семьи».
Речевое общение, беседы этического содержания Цель - побуждать думать и говорить, дает ребятам возможность высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью беседы дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и так далее.
Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. Просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков. Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Приведем отрывок из инсценировки «Как работают смотрители зоопарка», демонстрирующей заботливое отношение смотрителя зоопарка к своей подопечной обезьянке. Здравствуй, Чапа! Дай свою лапку. Вот, так. Как самочувствие? Ничего у тебя не болит? (Гладит.) Моя хорошая Чапочка. Сейчас я тебя покормлю. Вот тебе яблоки, семечки, орехи. Ешь, Чапочка, ешь, лакомка. (Гладит обезьянку, семечки дает с руки.) А теперь попей чистой водички. Вкусно? Наелась, Чапочка? Сейчас я тебя почищу, и ты станешь чистой, красивой обезьянкой. (Чистит щеткой.)
Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия. Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.
Наблюдение за действиями и отношениями взрослых (повар, няня, врач, дворник, воспитатель) При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдаётся экскурсиям, то есть непосредственному активному наблюдению. Детям не только показывают действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих. Обращать внимание на личные качества человека- труженика. Например, объяснять что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; при знакомстве с трудом врача, подчёркивать что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.
Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Например: проведение дидактических игр «Отгадай, кто это делает врач или медсестра», «Что как лечить?»; Игре «Зоопарк» предшествовали проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.
Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например: чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница», чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
Эстетический фон занятиям придают стихи, загадки, песни, включенные в работу с детьми. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ. Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; Составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; Драматизация литературных произведений;
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье). Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно- практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.
Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. Для объединения детей в совместную игру, выработки доброжелательного отношения друг к другу, умения договариваться, во что и как они будут играть, необходимо использовать различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предложите Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключите к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратить внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинают что-то строить, они уже объединяются.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий: - правильная организация и руководство игрой; - правильно сформулированная мотивация; - многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; - учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (в этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности).
2. «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
3. «Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления).
4. «Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
5. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье).
6. «Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...
«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».
дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....
Методические рекомендации по теме: «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельнос...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...
Статья на тему "Игра как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников"
Духовно - нравственное воспитание является одной из важнейших задач в дошкольном образовании. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду. Особую роль играет ...