ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
статья (младшая группа)

Пестерева Сардана Ивановна

В последнее время в поиске новых форм работы, стали широко использовать метод проектной деятельности. 

    Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, родителей и детей. По результатам многих исследователей, в современном мире детям все чаще не хватает живого общения. Прежние активные действия со стороны родителей заменяются гаджетами. И вхождение детей в мир информационных технологий является особенной проблемой для неокрепшей, а потому наиболее подверженной деструктивному влиянию, детской психики. 

       В проектной деятельности по ФГОС, воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится партнером и им необходимо создать доверительные отношения. Воспитатель делает задания вместе с детьми, давая понять, что они находятся на одном уровне. Ребенок учится доверять взрослому, повторять за его действиями, что поможет ему в дальнейшей социализации. 

Проектная деятельность по ФГОС базируется на следующих принципах: 

  • основное внимание уделяется ребенку; 
  • соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха; 
  • базовые знания усваиваются легче. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pesterevoy_proektnaya_deyatelnost.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пестерева Сардана Ивановна,

воспитатель МБДОУ ЦРР №15

«Северные звёздочки»

ГО «город Якутск» РС (Я)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

 В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

     При формировании личности особую роль играет возрастная психология. Возрастной период имеет свою структуру и четкую динамику. (Выготский Л.С.)  Говоря о детях дошкольного возраста (3-4 лет), нужно учитывать физико-психологические факторы развития. 

    Три года - это определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Для дошкольного учреждения становится важным удовлетворить основные потребности данного возраста: потребности в общении, признании и уважении. 

    По мнению многих исследователей, при организации деятельности дошкольников данного возраста, нужно учитывать следующие психологические особенности:  

  • Желание делать все по-своему. В этом возрасте происходит некое "отделение" ребенка от матери. Может проявляться в виде бунта против установленных норм воспитания. Несмотря на невозможность полной независимости, ребенок жаждет признания своей самостоятельности; 
  • Негативная реакция на просьбы взрослых. В этом возрасте нужно учитывать особенность такой реакции. Через несогласие выражается желание проявления себя как отдельного человека;
  • Могут проявляться перемены в социальных отношениях ребёнка с людьми, которые проявляются в      деспотизме и обесценивании; 
  • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других. В этот период важно обучить ребенка уважать мнение окружающих его людей. 

      Учитывая все приведенные выше факторы развития ребенка, мы пришли к мнению, что поиск метода при работе с детьми необходим. В последнее время в поиске новых форм работы, стали широко использовать метод проектной деятельности. 

    Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, родителей и детей. По результатам многих исследователей, в современном мире детям все чаще не хватает живого общения. Прежние активные действия со стороны родителей заменяются гаджетами. И вхождение детей в мир информационных технологий является особенной проблемой для неокрепшей, а потому наиболее подверженной деструктивному влиянию, детской психики. 

       В проектной деятельности по ФГОС, воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится партнером и им необходимо создать доверительные отношения. Воспитатель делает задания вместе с детьми, давая понять, что они находятся на одном уровне. Ребенок учится доверять взрослому, повторять за его действиями, что поможет ему в дальнейшей социализации. 

Проектная деятельность по ФГОС базируется на следующих принципах: 

  • основное внимание уделяется ребенку; 
  • соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха; 
  • базовые знания усваиваются легче. 

     Мы считаем, что проектная деятельность является актуальной благодаря своей универсальности. Ведь у каждого ребенка есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сензитивные периоды. 

    По мнению Вохменцевой Е. А., метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы и проверять правильность своих ответов на основе анализа информации. 

    Проектная деятельность по ФГОС позволяет учесть и создать необходимые условия для максимальной реализации детских возможностей. Вид проектной деятельности в детском саду - исследовательский. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы: "почему", "как" и т. д. В данном виде процесса ребенок сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Основной  задачей воспитателя становится помощь ребёнку с самостоятельным поиском ответов и решений. Итогом становится показ результатов исследовательской деятельности и закрепление изученного материала.

   При организации проектов мы учитываем особенности детей в группе: их количество, способности, самостоятельность, основываясь на интересах детей или данных диагностики. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды. В своей работе проектную деятельность внедряем с детьми второй младшей группы. В группе с детьми младшего дошкольного возраста нами были реализованы следующие проекты:

      Проект "Зимние забавы" (Подробный план-проект по сссылке).

Данный проект формирует представление детей о зиме, зимних забавах, приобщает детей и родителей к здоровому образу жизни.

   Начиная с трех лет у ребенка формируется определенная база знаний, которые он пытается применять. Малыш активно знакомится с окружающим миром и к своему возрасту уже должен знать: времена года и чем они различаются; природные явления; времена суток и их характеристики; названия и характеристики 10 домашних животных; 5-7 видов птиц, уметь показывать их на картинке; названия основных растений, произрастающих в регионе: до 5 видов деревьев и цветов; чем различаются характеристики таких материалов, как древесина, стекло, камень, пластик. 

       Большую роль в формировании психики ребенка играет умение выражать свои чувства путем творчества. Для этого выделим основные методы работы в проекте "Зимние забавы": рисование карандашами, пальчиковыми красками, кисточками, мелками, губками, фломастерами; аппликации из цветной бумаги, природных материалов, ваты; лепка из пластилина и глины; конструирование.

    Для наглядного метода работы мы выбрали следующие пункты: иллюстрации картинок, выставки детских работ, наблюдение за живой природой. В данном проекте родители приняли активное участие: вместе с детьми сделали папку- передвижку «Зимние виды спорта», макет "Зимние забавы", мобил "Зимующие птицы", и фотовыставку "Зимние забавы". 

    Проектная деятельность в данном случае помогло закрепить представления о времени года, закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Также дети познакомились с видами зимних развлечений на прогулке и активизировался словарь детей за счет новых слов. 

    Проект, посвященный празднику «23 февраля – День защитника Отечества» (подробный план с иллюстрациями проекта по ссылке).

Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают не всегда положительную информацию из средств массовой информации и окружающей среды. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к родному краю. Актуальность выбранной темы определяется и тем, что для эффективного осуществления работы по воспитанию дошкольников, необходимо разработать планы  ООД, а также различные игры и упражнения, которые помогут формированию духовно – патриотических чувств детей.

   В данный период развития ребенка особое внимание следует уделить физическому развитию. В этом возрасте малыш обычно уже умеет прыгать, бегать, взбираться на предметы; предпринимает попытки играть в групповые игры. Поэтому основными задачами для проекта "23 февраля" мы выбрали: 

  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни через двигательную активность, формировать положительный настрой на спортивные игры и упражнения;
  • Формировать у детей двигательные навыки и умения для укрепления их здоровья;
  • Вызывать положительное настроение от движений;
  • Упражнять детей в метании, в беге, ориентировке в пространстве;
  • Воспитывать ловкость, выносливость, скорость.
  • Развивать внимание, мелкую и общую моторику. 

   

      Психологи и педагоги утверждают, что участие отца в жизни детей играет большую роль. Отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность, дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание. Также важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. В нашем проекте уделяется большое внимание к воспитанию чувства любви и уважения к папе, дедушке; показу ребенку значимость роли папы в семье; формированию желания быть такими же, защитниками Отечества (смелыми, отзывчивыми, справедливыми). 

   Приведем наиболее яркие формы работы для достижения целей проекта: чтение произведений об Армии, рассматривание иллюстраций, картинок, игрушек  по теме; выставка детских работ; создание газеты «Наши папы – лучше всех!; презентация «23 февраля – День защитника Отечества»; игры «Подскажи словечко», «Военные профессии» и т.д. С полным списком проведенных работ можете ознакомиться на сайте. 

   В результате работы Харламьев Вадим стал победителем в номинации «Военная техника» в окружном конкурсе поделок «Слава героям – защитникам Отечества», получил диплом I степени VI Международного конкурса «Гордость России», Григорьев Саша с поделкой к 23 февраля стал победителем I степени VI Международного конкурса «Гордость России». Редька Данил стал победителем I степени в республиканском конкурсе ручных поделок и рисунков «На страже Отечества». Также Любарский Кирилл, Харлампьев Вадим, Бейбутян Юра, Егоров Дени получили дипломы I степени в республиканском конкурсе детских фотографий посвященный ко дню защитника Отечества.

    Проект "8 марта" (Подробный план-проект по ссылке). Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом.

   К 3-4 годам ребенок должен уметь: рассказывать о себе, о своих родителях (их имена и профессии); составлять простые фразы; рассказывать о недавних событиях; применять речь как способ получения новой информации; пересказывать сказку опираясь на иллюстрации; пытаться изменять слова по падежам.

   Приведем некоторые примеры из проекта "8 марта", помогающие своевременному развитию навыков у детей: 

  • Беседы с детьми: «Кто вас, дети, крепко любит, кто вас нежно так голубит?»; «Буду маме помогать».
  • Игровые упражнения: с мячом «Как зовут твою маму?», «Назови маму ласково»; «Что делает мама?» (дополни предложение, «Я помогу маме…» (дополни предложение).
  • Игры-имитации «Кто на свете лучше всех?», «Будем маме помогать», «Стирка».
  • Подарок маме «Красивые цветы в вазе» (аппликация и пластилинография).

 

    По мнению Коломийченко Л. В., межличностное общение в семье является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений. Поэтому наиболее важным этапом в реализации проекта "8 марта" является ознакомление родителей с целями и задачами; привлечение родителей к изготовлению стенгазеты «Мама – солнышко моё» (попросить родителей принести фотографию мамы ребёнка, предложить папам вместе с ребёнком придумать и написать оригинальное поздравление маме с праздником). 

    По результатам проекта "8 марта" у детей расширились представления о значимой роли матери и взаимоотношениях в семье; сформировалось внимательное, заботливое отношение к своей маме и к родителям в целом; у детей проявилось стремление помогать родителю в повседневных делах. 

     Наиболее важную ценность в проектной деятельности имеет вовлечение родителей в жизнь ребенка. Родители становятся активными участниками процесса обучения своих детей, что дает им возможность сблизиться со своим чадом и закреплять знания о взаимодействии с детьми вне образовательного учреждения. Благодаря участию родителей в процессе обучения, у детей формируется самооценка, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными. 

    Для воспитателя проектная деятельность помогает своевременной реализации различных видов детского развития, так как работа включает творческую, экспериментальную, продуктивную составляющую. Можно отследить и обнаруживать проблемы в процессе многостороннего развития ребенка. Также следует отметить повышение качества процесса обучения, развитие критического мышления, способствование повышению компетентности у педагога.

     Таким образом можно заключить, что проектная деятельность является одним из самых важных методов воспитания ребенка. Именно данный вид деятельности связывает процесс обучения с реальными событиями из жизни ребенка и помогает заинтересовать его в эту деятельность. Благодаря нашим проектам дети стали общительными, научились преодолевать различные трудности, научились общаться друг с другом и заботиться друг о друге.

Список использованной литературы:

  1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозайка – Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей / Е. А. Вохменцева. – Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый,  2011. – с. 58-65.
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский/- Москва: Смысл; Эксмо, 2005 – 1136 с.
  4. Коломийченко Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет  /  Л. В. Коломийченко, О.А. Воронова. Москва: Сфера, 2013. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДО в соответствии с ФГОС

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков...

Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы)

Проектная деятельность в ДОУ из опыта моей работы....

Проектная деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного ...

Перспективное тематическое планирование по развитию продуктивной деятельности и детского творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование) во второй младшей группе

Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младших и средних группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016Литвинова О...

Аналитическая справка об участии воспитателя Крисман Елены Викторовны в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ "Д/с № 56"

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...

Аналитическая справка об участии воспитателя Бугаевой Ольги Анатольевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ «Д\с №56»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...

Совместная проектная деятельность детей и родителей по развитию мелкой моторики во второй младшей группе.

Мы познакомим родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей; предоставим родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой мот...