Последовательное внедрение идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды посредством экологического проекта «Интересное рядом».
методическая разработка (средняя группа)

Халезова Алина Александровна

     Мотив создания нашего проекта основывается на том, что дети  дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_halezova.docx23.95 КБ
Файл prezentatsiya_interesnoe_ryadom2.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

Тема: Последовательное внедрение идей сохранения природы

 и устойчивой окружающей среды посредством

экологического проекта «Интересное рядом».

Разработала: воспитатель

Халезова А.А.

Р.п. Елань-Коленовский, 2021г.

     Мотив создания нашего проекта основывается на том, что дети  дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

      Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практические возможности, мы решили использовать модель последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в детском мировоззрении посредством экологического проекта «Интересное рядом».

      Совместная деятельность позволит нам лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.

     Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, видеть в зеленом ростке особое живое существо. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Трудовая деятельность развивает - ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

    Цель:  сформировать знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность на территории детского сада.

    Задачи:

-  Воспитать экологическую культуру, развивая у детей дошкольного возраста интерес к защите окружающей среды и бережное отношение к растениям;
-  Развивать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей через понятия взаимосвязи «природа – человек»;( люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей);
-  Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном;
-  Формировать коммуникативные навыки;
-  Вовлечь родителей в образовательный процесс.

Первый этап реализации проекта «Огород на окошке». Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в группе различные культуры из семян и луковиц, используя для этого просторные окна. Мы посадили в готовый грунт цветы, томаты,  сладкий перец и зелень. Дети участвовали с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за всходами.

       Следующий этап мы назвали «Лук от семи недуг». Еще одно познавательное исследование, которое вызвало бурный интерес у детей, при этом не заняв много времени. В процессе работы мы рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье. У ребят расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям осознания собственных умений.  И конечно мы употребили его в пищу. И даже те дети, которые против зелени в тарелке, пробовали свои труды на вкус.

      На территории нашего детского сада есть опытный участок и цветники, которые используются для экологического и трудового воспитания дошкольников. Так называемый «Огород» в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Родители с удовольствием принимают участие в подготовке почвы под посадку. Делятся рассадой, оказывают консультативную помощь по уходу за ней. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Обратите внимание на наши клумбы! Грядки цветов в форме солнца, круга или сердца. Дизайн по большей части инициатива детей. Благоуханье цветов привлекает насекомых, вызывая интерес ребят и массу вопросов. Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам          устанавливает истину. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты  напоминают детям «фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Родителям приятно, что их дети занимаются серьёзным делом. Многие утром делились впечатлениями от рассказов детей и мы слышали тёплые слова в свой адрес. Это дорогого стоит.

     Следующий этап реализации нашего проекта – «От росточка к яблочку». Наш сад - это ещё одна развивающая среда, где можно на прогулке  погрузить детей в мир наблюдений, исследований и открытий. Дети узнают этапы роста и развития дерева, условия для созревания плодов. Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Родители видя что нам это интересно: с удовольствием делятся опытом по уходу за садом. Научили грамотной обрезке, безопасной обработке от вредителей. Покидая детский сад родители взяли за традицию – оставлять на память о выпускниках саженец плодового дерева. Такое внимание очень приятно.

   Также в нашем проекте есть место и для зимнего сада в экоцентре. В нем находятся комнатные растения и живой уголок: аквариум с рыбками и улитки Ахатины. Дети проявляют инициативу и огромную заботу по отношению к экоцентру. В этом году у нас зацвело аквариумное растение, улитки дали потомство, все это вызвало восторг и сопереживание у ребят.  Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность развивать мышление и фантазию, знакомиться с  видами комнатных растений, развивать память и речь.  А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства. Партнерское взаимодействие с родителями помогает нашему зимнему саду обновляться.

    Участие в экологических праздниках, конкурсах и акциях различных уровней позволяет акцентировать внимание детей на экологических проблемах окружающей среды; формировать у детей мотив к занятиям  природоохранной деятельностью; воспитывать у детей бережное отношение к природе;

    В наших планах по проекту создание вертикальной экоплощадки их хвойных деревьев у театра под открытым небом, в этом нам обещала помочь администрация нашего поселка; Так же в планах направить инновационную деятельность в профориентационное направление, начнем с посадки сахарной свеклы, оказать помощь в передаче ее в производство, пообещал исполнительный директор АО «ЕКСЗ».  Взамен, по окончании определенных процессов сахараварения, мы получим готовый продукт и наши сладкоежки узнают как сахар попадает на стол. А рассказы родителей, наиболее интересных профессий, помогут заинтересовать детей в нужном направлении.

   Заключительным этапом нашего долгосрочного проекта станет создание специального маршрута Экологической тропы, который позволит дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе в пределах детского сада.

   Каждый проект имеет свой продукт. На данном этапе наш продукт это интерактивная книга – лепбук, в которую вложено: обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

И самый главный продукт это детская положительная реакция, отсутствие негативных эмоций, детская инициатива.

  Подводя итог хочется сказать следующее…

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его  реализации. Важно спланировать учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Последовательное внедрение идей сохранения природы и окружающей среды посредством экологического проекта «Интересное рядом » Подготовила воспитатель: Халезова А.А. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

Слайд 2

Актуальность Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Слайд 3

Паспорт проекта Тип проекта: познавательно-исследовательский; Возраст участников : от 3 до 7 лет; По составу участников: подгрупповой, групповой; Состав проектной группы: в оспитатели , родители, специалисты. Базисный компонент проекта: р абота по проекту проводится в рамках разделов ООП МКДОУ; Используемые методики и технологии: «Модель трех вопросов», технология лепбук . Продолжительность: долгосрочный с 2016 года; Форма реализации: очная

Слайд 4

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму » Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Слайд 5

Цель: - Сформировать знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность на территории детского сада. Задачи: - Воспитать экологическую культуру, развивая у детей дошкольного возраста интерес к защите окружающей среды и бережное отношение к растениям ; - Развивать познавательно - исследовательскую, трудовую деятельность детей через понятия взаимосвязи «природа – человек »; - Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном; - Формировать коммуникативные навыки; - Вовлечь родителей в образовательный процесс.

Слайд 6

Этапы реализации 1 этап: «Огород на окошке»

Слайд 7

Этапы реализации 2 этап: «Лук от семи недуг»

Слайд 8

Этапы реализации 3 этап: «Эко - огород»

Слайд 9

Этапы реализации 4 этап: «Радужные клумбы»

Слайд 10

Этапы реализации 5 этап: « От росточка к яблочку»

Слайд 11

Этапы реализации 6 этап: «Зимний сад»

Слайд 12

Этапы реализации 7 этап: «Эко музыка»

Слайд 13

Взаимосвязь с посёлком

Слайд 14

Продукт проекта Лэпбук «Волшебные грядки»

Слайд 15

Планируемые результаты Развитая экологическая культура, развитый интерес к защите окружающей среды и бережное отношение к растениям; Знания о строении растений, способах ухода за овощами; Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива; Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений; Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах; Формирование социокультурных, личностных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка по сохранению окружающей среды

Краткое изложение правил поведения по сохранению экологически чистой окружающей среды.Каждый разумный житель планеты должен заботиться об сохранении природы....

Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"

Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....

«Формирование бережного и разумного отношения к окружающей среде, воспитание у детей ответственности за сохранение ее чистоты»

Основы мировоззрения человека закладываются в дошкольном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о раз...

Интересное рядом

Всем нам хорошо знакомый песок кажется простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал....

«Эколята – дошколята о сохранении окружающей среды»

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект по экспериментальной деятельности «Интересное рядом» для детей 3-4 лет

Дошкольники – прирожденные исследователи. Эта особенность заложена от природы. Тому подтверждение постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуаци...