Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmarobototehnika_nachalnyyuroven.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Адаптивная школа-детский сад № 301»
СОГЛАСОВАНО Протокол педсовета №_____ от _______2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ №____от_________2020 г. Н.А. Коннова.________________ |
Адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа
«Робототехника» (начальный уровень)
технической направленности
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Балажегитова К.Е., воспитатель высшей
квалификационной категории
Омск, 2020
Пояснительная записка
Программа курса дополнительного образования «Робототехника» (начальный уровень) предназначена для старших дошкольников с нарушениями опорно – двигательного аппарата и разработана на основе следующих документов:
− Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
− Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049;
– «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
− Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
− Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №2014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
−Адаптированной основной образовательной программы казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301»;
− Уставом казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301».
Общая характеристика программы
Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
Робототехника - новая педагогическая технология. Она представляет собой передовые направления науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения и воспитания детей, их всестороннего развития. Деятельностный характер технологического обучения, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата способность успешно социализироваться и ориентироваться в окружающем мире.
В последние годы получает развитие использование робототехники и в детском саду. Робототехника – это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования – это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, любознательных, увлеченных своим делом людей нового поколения.
Программа предусматривает освоение начального уровня робототехники. Имеет коррекционно-развивающую и оздоровительную направленность в процессе формирования элементарных навыков конструктивной деятельности и развития мелкой моторики, способствует раннему профессиональному ориентированию.
В результате организации конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.
Актуальность
Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Конструирование роботов с детьми 6 — 7 лет — это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна моторная неловкость, слабая координация движений. Такие дети испытываю сложности при конструировании, выполнении большинства графических заданий разного рода, затрудняются работать с инструментами (кистью, ножницами и т.п.), у них страдает зрительно – моторный компонент двигательного навыка, плохо ориентируются как на листе бумаги, так и в пространстве, в связи, с чем падает качество выполнения как самих движений, так и качество выполняемых работ. Подобные проявления оказывают свое негативное влияние и на общее развитие ребенка – страдает его самооценка, появляется неуверенность в своих силах, что влечет за собой появление негативных поведенческих и эмоциональных реакций и даже отказ от сложных для ребенка видов деятельности. Следовательно, ребенок с нарушениями опорно – двигательного аппарата в процессе конструктивной деятельности особенно быстро совершенствует двигательные навыки и умения, развивается умственно и эстетически, у него быстрее развивается речь, а также занятия дают возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма, необходимой для успешного обучения в школе. В том числе, конструктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики.
Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники и конструирования определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения различными образовательными конструкторами и робототехническим оборудованием. Работа с таким оборудованием, дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать различными способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – эти показатели являются основными для развития логического мышления. У детей развивается техническое мышление и техническая изобретательность. Кроме того:
- дети обучаются умению находить выход из конкретной сложившейся ситуации;
- удовлетворяются потребности ребенка построить свой мир из подручных средств;
- развивается смелость и неординарность мышления;
- дети получают помощь в моделировании пространства для игры, становясь режиссером своей игры, изобретателем;
- расширяется мир безграничной детской фантазии;
- развивается техническая и механическая смекалка;
- весело и с пользой проводится время.
Отличительные особенности
Особенность программы «Робототехника" (начальный уровень) в том, что она разработана для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и составлена с учетом их физиологических особенностей, которые стремятся получить элементарные практические навыки и умения в работе с новым видом конструктора, выполняя различные технические задания.
Адресат программы
Данная программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата старшего дошкольного возраста через освоение современного вида конструирования и имеет техническую направленность, которая является важным направлением в развитии, воспитании, социализации.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год. Годовая нагрузка на ребенка составляет 72 учебных часов: 8 учебных часов в месяц; 2 учебных часа в неделю.
Данная программа ориентируется на достижение следующей цели: формирование элементарных навыков конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики и раннего профессионального ориентирования через овладение технологиями конструирования робототехники.
Задачи программы:
Образовательные
- обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- определять, различать и называть детали конструктора;
- обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
- учить рассказывать о модели, ее составных частях и принципе работы;
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
-формировать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки контроля, самооценки и планирования действий).
Воспитательные
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Развивающие
- корректировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширять представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развивать интерес к конструированию и моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира при работе с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Коррекционно-развивающие
- развивать мелкую моторику, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- расширять технический и математический словари ребенка.
Условия реализации программы
Набор обучающихся осуществляется по желанию, без особых требований к наличию специальных умений. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий КОУ "Адаптивная школа – детский сад № 301". Образовательная деятельность проводятся в течение всего учебного года, с 1сентября по 31 мая.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Форма обучения: специально организованные подгрупповые занятия в форме кружковой работы, совместная и самостоятельная деятельность детей. Программа направлена на развитие конструкторских способностей детей, развитию мелкой моторики. Занятия проводятся с детьми по подгруппам (до 15 человек), такой состав наиболее эффективен и способствует, индивидуальному, личностному развитию учащихся, активной групповой и коллективной деятельности. Длительность занятий 25 – 30 минут, 2 занятия в неделю.
По необходимости возможна коррекция режима занятий, а также варьирование тем в зависимости от состава группы, календаря праздничных дат и потребностей учреждения. В процессе обучения по данной программе используются различные формы организации занятий:
-фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
-групповая (для выполнения работы, обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
-коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
-индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания). Особое внимание уделяется индивидуальному и дифференцированному подходу.
Освоение учебного материала идет последовательно. Каждая ступень обучения предполагает повторение и закрепление уже пройденного материала. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развивая у них с первых занятий логическое мышление и конструктивные навыки.
Обучающиеся получают теоретические знания по алгоритмам программирования, технологии конструирования роботов, сведения об используемых материалах, инструментах, механизмах.
В программе предусматриваются следующие виды занятий:
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
- конструирование.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме:
- конструирование по образцу — это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).
- конструирование по модели - в модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде чем, предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.
- конструирование по заданным условиям - ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам - на начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
- конструирование по замыслу - освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Они последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий развивают свои конструкторские навыки, мелкую моторику, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Для успешного достижения цели и задач программы, используются теоретические методы обучения – рассказ, сопровождающийся показом роботов; беседа с просмотром и анализом образцов готовых роботов, демонстрация приёмов выполнения работ.
Практическая работа включает чтение чертежей и схем, составление плана сбора постройки или робота, поэтапную сборку механизма, презентацию работы. Для активизации внимания и творческой активности детей применяются следующие формы: рассматривание, наблюдение, упражнение, моделирование и анализ ситуации, дискуссия, познавательная игра, творческое задание, защита творческих проектов, выставка работ.
Организация и проведение занятий строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе усвоения содержания программы учитывается уровень специальных знаний, умений, навыков, степень самостоятельности детьми. Программа предполагает включение детей в различные виды творческой деятельности: праздники, выставки, конкурсы.
Материально - техническое обеспечение программы
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
-наличие помещения, соответствующего санитарно - гигиеническим и противопожарным требованием;
-качественное освещение в дневное и вечернее время в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03;
-учебное оборудование помещения включает комплект мебели, инструментов и приспособлений, необходимых для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
1 | Стол для сборки роботов | 1 |
2 | Стулья | 16 |
3 | Шкаф для хранения конструкторов, роботов, методического и дидактического материала | 1 |
4 | Стол для воспитателя | 1 |
5 | Компьютер | 1 |
6 | Проектор | 1 |
7 | Экран | 1 |
Кроме того, используется демонстрационный материал – тематические коврики и плакаты; технологические карты; измерительные инструменты, макеты роботов, игрушки для обыгрывания; видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации), отражающие основные темы курса дополнительного образования.
Материалы: набор для конструирования подвижных механизмов ROBOTIS DREAM Level 1 в количестве 15 штук; поле для многофункционального стола «Зоопарк», поле для многофункционального стола «Змейка», поле для многофункционального стола «Геометрические фигуры», логоробот «Пчелка» в количестве 2 штук; цветные и восковые карандаши, насадки на карандаши Schreiber "Рыбка-тренажер для письма", ортопедические массажные мячики, раскраски LEGO.
Система социального партнерства:
- Городская детско – юношеская библиотека «Читай-ка»;
- БОУ ДПО «Центр развития «Амурский»;
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения по Центральному административному округу города Омска;
- Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы МЧС по Центральному административному округу города Омска.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение старшими дошкольниками следующих результатов:
Личностные:
- умение доводить поставленную цель до работающей модели;
- умение творчески подходить к решению задач;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и поискового характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
- адекватно воспринимать оценку воспитателя;
- формирование основ профессионального ориентирования, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
После завершения обучения дети должны знать:
- основные компоненты конструктора ROBOTIS DREAM Level 1;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- робототехническую среду, включающую в себя язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных роботов;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов;
- правила безопасной работы.
Коррекционно – развивающие
- повышение устойчивости, концентрации, переключаемости, распределения, увеличение объёма запоминаемого материала;
- развитие творческого воображения (умеет придумывать необычные,
оригинальные модели, прорабатывает и детализирует их, используя разнообразие образов в своей деятельности);
- развитие конструктивных навыков (умеет последовательно изготавливать конструкции; выстраивает четкий алгоритм своих действий, в соответствии с поставленной задачей; соотносит конструкцию предмета с его назначением; создает различные конструкции одного и того же объекта; создает конструкции, объединенные одной темой);
- развитие мелкой моторики (развивается отчётливость и координация движений; движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляется быстро и легко).
В результате обучения по программе у ребенка:
- будет сформирована устойчивая потребность в развитии;
- будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
- будут сформированы основы активной жизненной позиции, устойчивая потребность в поиске новых форм конструктивной деятельности;
- будут развиты логическое мышление, конструктивное мышление, творческое воображение, внимание, память;
- будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни и индивидуальному творчеству.
Календарный учебный график
№ п/п | Название раздела, темы | Сроки проведения | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | |||||
Введение в робототехнику | ||||||
1 | Диагностика | Сентябрь | 1 | 1 | Опрос. Практическая работа | |
2 | «История появления конструкторов. Виды конструкторов. Техника безопасности на занятиях по конструированию» | Сентябрь | 1 | 1 | Творческая работа | |
3 | «Знакомство с миром роботов. «Что такое робототехника?»» | Сентябрь | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. Проверка. Устный анализ | |
4 | «Знаменитые люди и их роботы» | Сентябрь | 0,5 | 0,5 | Викторина | |
5 | «Соревнования по робототехнике» | Сентябрь | 1 | 1 | Творческая работа | |
6 | «Виды робототехнической деятельности». «Конструирование» | Октябрь | 1 | 1 | Беседа, наблюдение | |
7 | «Виды робототехнической деятельности». «Программирование» | Октябрь | 1 | 1 | Беседа, наблюдение | |
8 | «Схемы, чертежи, карты?» | Октябрь | 1 | 1 | Практическая работа | |
Программирование Логоробот «Пчелка» | ||||||
9 | Знакомство с логороботом «Пчелка» | Октябрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
10 | «Новые домики пчелок» | Ноябрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
11 | «Осенние приключения пчелок» | Ноябрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
12 | «Научим пчелок считать до 10» | Ноябрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
13 | «Сказки для пчелок» | Ноябрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
14 | «Пчелки заблудились» | Декабрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
15 | «Соревнования пчелок» | Декабрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
16 | «Пчелки в космосе» | Декабрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
17 | «Танцуем вместе с пчелками» | Декабрь | 1 | 1 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
Конструирование Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 | ||||||
18 | «Введение в робототехнику» | Январь | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
19 | «Ходьба на двух ногах» | Январь | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
20 | «Получаем электроэнергию» | Февраль | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
21 | «Изменение скорости» | Февраль | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
22 | «Прыг - скок» | Март | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
23 | «Ходьба на четырех ногах» | Март | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
24 | «Другие способы перемещения» | Апрель | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
25 | «Движение гусеницы» | Апрель | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
26 | «Что такое кривошип» | Май | 2 | 2 | Текущий контроль, выполнение работы, наблюдение | |
Итоговые выставки | ||||||
27 | Итоговые выставки творческих работ | Май | 1 | 1 | Творческая работа. Наблюдение | |
28 | Диагностика | Май | 1 | 1 | Опрос. Практическая работа | |
Итого | 36 | 36 |
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Введение в робототехнику | 14 |
2. | Программирование | 18 |
3. | Конструирование | 36 |
4. | Итоговые выставки работ | 4 |
Итого: | 72 |
Содержание разделов.
1-й раздел «Введение в робототехнику»
Задачи 1 раздела:
- дать общие сведения о робототехнике и сопутствующих информационных системах, о правилах безопасной работы с робототехническими конструкторами;
- познакомить с наборами для конструирования подвижных механизмов;
‐ формировать знания об основных этапах развития робототехники и области применения роботов;
- расширить знания о профессиях в области робототехники и смежных науках;
- формировать навыки чтения чертежей, схем, технологических карт;
- расширить и активизировать словарь детей новыми терминами.
2 – й раздел «Программирование».
Задачи 2 раздела:
- продолжать обогащать, расширять и уточнять представления детей о мире предметов;
- формировать представления о предметах, облегчающих труд людей: компьютер, роботы. Познакомить с профессией «программист»; - учить устанавливать размерные отношения между несколькими фигурами на плоскости;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot», учить ориентироваться на ограниченной территории (игровое поле);
- знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. - развивать умение составлять алгоритмы разной сложности;
- развивать социально - коммуникативные навыки общения детей.
3 – й раздел «Конструирование».
Задачи 3 раздела:
- продолжать знакомить с набором для конструирования подвижных механизмов;
- дать начальные общие представления о робототехнической науке и технике;
- учить решать технические задания по изучению подвижных механизмов;
- формировать знания и навыки, касающиеся вопросов устойчивости, условий равновесия, особенностей конструкций;
- учить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
- формировать навыки работы с вращательными элементами;
- познакомить с передаточными механизмами;
- формировать умения создавать простейшие модели реальных объектов;
- активизировать навык анализировать строение предмета, выделять основные его части;
- обучать отбору деталей, из которых могут быть построены части машины;
- развивать конструкторское воображение;
- развивать умения оценивать полученные результаты;
- развивать навыки групповой работы, работы в парах.
4-й раздел «Итоговые выставки работ»
Задачи 4 раздела:
- формировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать,
- поупражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу; в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей, в том числе чертежей построек в трех плоскостях; в индивидуальном и совместном конструировании;
- закреплять навыки широко использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.
Учебно – тематическое планирование
№ недели | Тема | Программные задачи | Оборудование | Практическая деятельность детей | Количество часов | ||||
Сентябрь | |||||||||
Раздел 1. Введение в робототехнику. | 14 | ||||||||
1 | Диагностика | 2 | |||||||
2 | «История появления конструкторов. Виды конструкторов. Техника безопасности на занятиях по конструированию» | Познакомить детей с историей появления конструктора. Расширить представления о видах конструкторов. Уточнить и закрепить знания детей по технике безопасности при работе с конструктором, и компьютером. | Различные виды конструкторов (набор различных деталей). Обучающий фильм «Необычный мир конструкторов» | Коллективное создание информационно – образовательного модуля «Техника безопасности на занятиях по конструированию и робототехнике» | 2 | ||||
3 | «Знакомство с миром роботов. «Что такое робототехника?»» | Дать понятие, что такое робототехника. Познакомить с историей создания роботов, областями применения робототехники. | Конструктор LEGO (набор различных деталей), презентация «Роботы вокруг нас», «Робототехника» | Выставка рисунков «Мир роботов глазами детей» | 1 | ||||
«Знаменитые люди и их роботы» | Познакомить детей с известными изобретателями, их работами, профессиями; активизировать речь детей, расширить словарь новыми терминами. Развивать эмоциональную сферу детей. | Презентация «Знаменитые изобретатели», картинки для игры «Кто изобрел», макеты игрушек – роботов | Дидактическая игра «Соотнеси картинки» (профессия - изобретение) | 1 | |||||
4 | «Соревнования по робототехнике» | Познакомить с соревнованиями для молодых изобретателей: «Евробот», фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Дать понятие спортивная робототехника. Показать перспективность и значимость занятий робототехники. | Презентация «Спортивная робототехника», наборы конструкторов для игры «Изобретатели». | Сюжетно – ролевая игра «Соревнование юных изобретателей» | 2 | ||||
Октябрь | |||||||||
1 | «Виды робототехнической деятельности». «Конструирование» | Познакомить с видом робототехнической деятельности – конструированием. Показать особенности данного вида деятельности, расширять знания об области применения. | Конструкторы LEGO, деревянные конструкторы, презентация «Конструкторы вокруг нас» | Конструирование «Наш детский сад» | 2 | ||||
2 | «Виды робототехнической деятельности». «Программирование» | Познакомить с видом робототехнической деятельности – программированием. Показать особенности данного вида деятельности, расширять знания об области применения. | Конструкторы LEGO, деревянные конструкторы, презентация «Конструкторы вокруг нас» | Создание памятки «Алгоритм проектирования» | 2 | ||||
3 | «Схемы, чертежи, карты?» | Познакомить с понятиями «схема, чертеж, карта»; основными правилами чтения схемы. Игра «Читаем схемы» | Презентация «В мире схем и чертежей»; карточки с индивидуальными заданиями для игры «Читаем схемы» | Составление схемы постройки робота | 2 | ||||
Раздел 2. Программирование | |||||||||
Логоробот «Пчелка» | 18 | ||||||||
4 | Знакомство с логороботом «Пчелка» | Познакомить с новой игрушкой, предложить обследовать её. Познакомить детей с функцией движения пчёлки, с понятием «робот». Учить следить за процессом программирования. | Логоробот «Пчелка». Обучающий мультфильм «Знакомство с новыми друзьями» | Конструирование «Улей для пчелы» | 2 | ||||
Ноябрь | |||||||||
1 | «Новые домики пчелок» | Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Учить следить за процессом программирования. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». | Логоробот «Пчелка». Карты – схемы по пространственному ориентированию Мягкий модульный конструктор. Поле для многофункционального стола «Змейка» | Дидактические игры «Займи место», «Поставь предмет на место». Практическое задание «Полет пчелы» | 2 | ||||
2 | «Осенние приключения пчелок» | Развивать познавательную активность детей, восприятие цвета, формы, величины. Формирование навыков любви ко всему живому. Закрепить пространственные понятия «вперед, назад, вправо, влево». Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. | Логоробот «Пчелка». Карты – схемы по пространственному ориентированию Мягкий модульный конструктор. Поле для многофункционального стола «Змейка» | Подгрупповая работа «Маршрут до улья» Интерактивная игра «Проложи маршрут» | 2 | ||||
3 | «Научим пчелок считать до 10» | Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Закреплять навык счета до 10. Активизировать в речи детей понятия, связанные с программированием. Продолжать знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. | Логоробот «Пчелка». Схематическое изображение комнаты. Презентация «Следопыты». Поле для многофункционального стола «Геометрические фигуры» | Дидактические игры «Веселый счет», «Повороты», «Угадай куда?» Практическая работа «Схема групповой комнаты» | 2 | ||||
4 | «Сказки для пчелок» | Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot». Учить выполнять программы самостоятельно. Развивать логику и воображение при составлении сказок. | Логоробот «Пчелка». Технологические карты, опорные схемы к игре «Проведи пчелу» Пальчиковый театр для сказки «О веселой пчелке» Н.К. Абрамцевой. Поле для многофункционального стола «Змейка» | Практическая работа по программированию «Проведи пчелу». Драматизация сказки Н.К. Абрамцевой «Сказка о веселой пчелке» | 2 | ||||
Декабрь | |||||||||
1 | «Пчелки заблудились» | Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Развивать логику и воображение во время прохождения пути пчелок. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. | Логоробот «Пчелка». Маршрутные карты для дидактической игры «Займи место в улье» Презентация «Графические обозначения на схемах». Поле для многофункционального стола «Змейка» | Дидактическая игра «Займи место в улье». Практическая работа «Расставь пчел» | 2 | ||||
2 | «Соревнования пчелок» | Продолжать учить ориентироваться в левом и правом местоположении на себе. Учить запоминать и выполнять программу, заданную пчёлке педагогом. Придумывать истории и составлять программы самим. | Логоробот «Пчелка». Опорные схемы по пространственному ориентированию. Сюжетные картинки «Забавные истории». Поле для многофункционального стола «Геометрические фигуры» | Практическая работа «Наши программы» Подгрупповое рассказывание «Забавные истории» | 2 | ||||
3 | «Пчелки в космосе» | Придумывать истории про путешествие пчел в космос и составлять программы самим. Развивать логику и воображение. Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. | Логоробот «Пчелка». Интерактивная игра «Право - лево». Памятки «Алгоритм составления программы». Поле для многофункционального стола «Змейка» | Индивидуальные программы «Путешествие в космос» Дидактические игры «Я назову, а ты покажи», «Пройди по схеме» | 2 | ||||
4 | «Танцуем вместе с пчелками» | Учить самостоятельно составлять алгоритмы и программу движения объекта. Закреплять ориентировку в пространстве, используя слова «шаг вперёд, шаг назад, шаг влево, шаг вправо. Развитие понимания причинно – следственных связей и отношений. Освоение способов познания: обработка алгоритма действий, поиск ответов на вопросы, ознакомление с основами программирования. Развитие социально личностной сферы ребёнка (коммуникативность, самостоятельность). | Логоробот «Пчелка». Технологические карты «Алгоритмы». Карты с заданиями для викторины «Шаг вперед». Поле для многофункционального стола «Змейка». | Игра соревнование «Танец с пчелкой». Игра по ориентированию «Веселые шаги». Презентация разработанных программ. | 2 | ||||
Раздел 3. Конструирование | |||||||||
Январь | |||||||||
Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 | 36 | ||||||||
1, 2 | «Введение в робототехнику» | Формировать знания и навыки, касающиеся вопросов устойчивости, условий равновесия, особенностей конструкций, обеспечения чистоты экспериментов и безопасности изделий. Знакомство с деталями конструктора и элементами робота. | Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 более 100 деталей, среди которых: -ролики, колесики, оси и шестеренки, винты, заклепки; -разнообразные строительные элементы; -учебное пособие, состоящее из отдельных глав, в каждой из которых предлагается инструкция по сборке модели робота и подробное описание демонстрируемых физических принципов. Поле для многофункционального стола «Зоопарк». | Игра «Не урони», Дидактическая игра «Найди нужную деталь» Конструирование модели «Утенок» | 4 | ||||
3,4 | «Ходьба на двух ногах» | Познакомить с основами законов движения механизмов; методами стандартных и нестандартных измерений; закреплять навыки сборки сложных деталей; развивать умения оценивать полученные результаты; развивать воображение и мышление через обыгрывание игрушек. | Дидактическая игра «Меняясь местами», «Что изменилось» Игра «От какой игрушки деталь» Конструирование модели «Динозавр» Поделка в технике оригами «Дракончик» | 4 | |||||
Февраль | |||||||||
1,2 | «Получаем электроэнергию» | Развивать умение строить объёмные конструкции, по схеме к конструктору; учить анализировать особенности постройки; формировать навыки работы с вращательными элементами; развивать навыки групповой работы. | Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 более 100 деталей, среди которых: -ролики, колесики, оси и шестеренки, винты, заклепки; -разнообразные строительные элементы; -учебное пособие, состоящее из отдельных глав, в каждой из которых предлагается инструкция по сборке модели робота и подробное описание демонстрируемых физических принципов. Поле для многофункционального стола «Геометрические фигуры». | Дидактическая игра «Накладываем детали» Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Конструирование модели «Ветряная мельница» | 4 | ||||
3,4 | «Изменение скорости» | Знакомство с принципом работы механизмов, с использованием зубчатых колес. Где и для чего используются зубчатые колеса. Моделирование простейшего механизма. Конструирование и испытание модели демонстрирующие возможности зубчатых колес: уменьшение и увеличение скорости вращения, зацепление под углом. Закрепить понятие ведущее зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, зацепляться. | Дидактическая игра «Разрезные картинки», «Быстро - медленно» Интерактивная игра «Механизмы» Конструирование модели «Карусель» | 4 | |||||
Март | |||||||||
1,2 | «Прыг - скок» | Познакомить с явлением и понятием «трение», с ременной передачей; развивать мелкую моторику рук через сборку мелких деталей; развивать умения оценивать полученные результаты; развивать способности конструировать игрушки. | Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 более 100 деталей, среди которых: -ролики, колесики, оси и шестеренки, винты, заклепки; -разнообразные строительные элементы; -учебное пособие, состоящее из отдельных глав, в каждой из которых предлагается инструкция по сборке модели робота и подробное описание демонстрируемых физических принципов. Поле для многофункционального стола «Зоопарк». | Дидактическая игра «Продолжи цепочку» Игровое упражнение «Поймай зайца» Конструирование модели «Прыг - скок» | 4 | ||||
3,4 | «Ходьба на четырех ногах» | Познакомить с основами законов движения механизмов; методами стандартных и нестандартных измерений; закреплять навыки сборки сложных деталей; развивать умения оценивать полученные результаты; развивать воображение и мышление через обыгрывание игрушек. | Дидактическая игра «Запомни расположение» Коллективная работа «Ферма» Конструирование модели «Теленок» | 4 | |||||
Апрель | |||||||||
1,2 | «Другие способы перемещения» | Познакомить с понятием и методами измерения, вращения; продолжать изучать возможности сочетания материалов; познакомить с передаточными механизмами; развивать умения оценивать полученные результаты; развивать навыки и способности придумывать игры. | Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 более 100 деталей, среди которых: -ролики, колесики, оси и шестеренки, винты, заклепки; -разнообразные строительные элементы; -учебное пособие, состоящее из отдельных глав, в каждой из которых предлагается инструкция по сборке модели робота и подробное описание демонстрируемых физических принципов. Поле для многофункционального стола «Змейка». | Дидактическая игра «Вспомни, на что похоже?», «Назови и построй» Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек» Конструирование модели «Вертолет» | 4 | ||||
3,4 | «Движение гусеницы» | Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения творчеству. | Дидактическая игра «Собери машину» Конструирование из геометрических фигур и счетных палочек «гусеничный танк» Конструирование модели «Движение гусеницы» | 4 | |||||
Май | |||||||||
1,2 | «Что такое кривошип» | Учить строить модель с подъемным механизмом, читать схему конечного изображения. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре. Активизировать в речи детей знакомые термины. | Конструктор ROBOTIS DREAM Level 1 более 100 деталей, среди которых: ролики, колесики, оси и шестеренки, винты, заклепки; разнообразные строительные элементы; -учебное пособие, Поле для многофункционального стола «Геометрические фигуры». | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» Интерактивная игра «Расставь заклепки в клеточки» Конструирование модели «Кривошип» | 4 | ||||
Раздел 4. Итоговые выставки работ | |||||||||
3 | Итоговые выставки творческих работ | Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. | Столы, наборы конструкторов, поля для многофункциональных столов. | Поделки в технике оригами на свободную тему Конструирование модели роботов по самостоятельно разработанной схеме | 2 | ||||
4 | Диагностика | 2 |
Оценочные и методические материалы
Для отслеживания результативности усвоения программы «Робототехника» (начальный уровень) используются следующие виды контроля:
- входной контроль (беседы с детьми, дидактические игры и упражнения, собранные детьми модели);
- текущий контроль (осуществляется по результатам выполнения детьми творческих заданий, самостоятельных работ после каждого занятия). Оценивается правильность выполнения учебного задания (соответствует образцу, замыслу, поставленной задаче, справился или не справился);
- промежуточный контроль (участие детей в выставках, проектах, собранные детьми модели, выставка работ, участие в конкурсах, соревнованиях).
Промежуточный контроль по темам проходит в виде педагогических наблюдений, состязаний роботов, творческого конструирования, участия в выставках;
- итоговый контроль в конце года (диагностика, участие в итоговой выставке работ). Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов и моделей.
Для отслеживания эффективности использования конструктора ROBOTIS DREAM Level 1 и логоробота «Пчелка» как средства формирования конструкторских навыков и мелкой моторики детей на различных этапах ведения курса (в начале и конце учебного года) разработана методика диагностики, разработаны критерии и определены параметры по уровням развития конструктивной деятельности. В процессе диагностики проводится обследование технических (конструктивных) возможностей детей, развития мелкой моторики, эмоционального личностного отношения к данной деятельности. Для тестирования используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Диагностический инструментарий.
I. Количество и счёт.
1. Счёт в пределах 10.
- Количественный. На столе воспитателя выложены десять кругов разного цвета. Воспитатель подзывает к себе ребенка. Задает вопрос: «Посчитай, сколько здесь кругов»? Если ребенок ошибется или затрудняется, воспитатель помогает ему. (один, два, три и т. д.) порядковый Воспитатель задает ребенку вопрос: «Посчитай теперь круги по порядку». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. (первый, второй, третий и т. д.)
2. Количественный и порядковый счет: умение отвечать на вопросы «Сколько?». После того как ребенок посчитал круги воспитатель задает вопрос: «Сколько всего кругов?». Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит его еще раз пересчитать круги и вновь задает ему вопрос «Который». Воспитатель задает вопрос: «Который по счету красный круг?» (синий, зеленый) и т. д. Если ребенок ошибается, воспитатель просит его еще раз посчитать круги по порядку.
3. Умение отсчитывать количество.
- На единицу больше. Воспитатель показывает ребенку карточку с предметами (например, на карточке пять зайцев). Воспитатель задает вопрос ребенку: «Посчитай сколько зайцев у меня на карточке?» После ответа ребенка воспитатель дает ему задание: «Отсчитай морковок на одну больше, чем зайчиков». Ребенок отсчитывает раздаточный материал, приготовленный воспитателем (в подносе лежит семь морковок)
- На единицу меньше. Воспитатель дает следующее задание ребенку: «А теперь отсчитай морковок на одну меньше, чем зайчиков». Если ребенок ошибается, воспитатель ему помогает.
II. Величина.
Сравнение предметов по толщине и ширине путем наложения. У воспитателя на столе пять бочек разных по толщине и пять полосок разных по ширине. Воспитатель просит ребенка сравнить путем наложения толщину бочек. Воспитатель задает задание: «Наложи на самую толстую бочку-бочку потоньше. Затем еще тоньше и т. д. до самой тонкой бочки». (Наложение по ширине выполняется также как по толщине). Воспитатель оказывает ребенку помощь, чтобы полоски и бочки не съезжали друг с друга, т. е. придерживает слегка.
Сравнение предметов по длине путем прикладывания. У воспитателя на столе пять карандашей разной длины. Воспитатель дает задание ребенку: «Разложи карандаши сверху вниз от самого длинного до самого короткого». Если ребенок затрудняется, воспитатель кладет самый длинный карандаш сверху и просит ребенка найти карандаши короче и приложить его к самому длинному, а затем еще короче и т. д.
Сравнение предметов по высоте путем раскладывания по порядку. У воспитателя на столе пять елочек разных по высоте Воспитатель дает ребенку задание: «Разложи елочки слева направо от самой высокой до самой низкой». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает найти самую высокую елочку и кладет её слева, а затем просит ребенка найти ёлочку пониже, затем ещё ниже и так до самой низкой.
III. Форма - знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). У воспитателя на столе разложены геометрические фигуры. Воспитатель дает задание ребенку: «Назови и покажи каждую фигуру». В случае затруднения воспитатель называет фигуру, а ребенок её показывает. Знание характерных особенностей геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство). У воспитателя на столе всё те же геометрические фигуры. Воспитатель дает ребенку задание: «Покажи и назови геометрические фигуры, у которых нет углов». (круг, овал) - А теперь покажи и назови геометрические фигуры, у которых есть углы (треугольник, квадрат, прямоугольник)». «Посчитай и скажи, сколько углов у треугольника, квадрата, прямоугольника? - У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрата)».
IV. Ориентировка в пространстве.
Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Право – лево. Воспитатель подзывает ребенка и просит: «Покажи у себя правой рукой правый глаз. - Покажи у себя левой рукой левое ухо. - Покажи у себя правой рукой левую руку. - Покажи у себя левой рукой правую ногу. Спереди – сзади». Воспитатель подзывает двух детей и просит одного ребенка встать впереди, а другого сзади диагностируемого ребенка. Воспитатель спрашивает: «Где стоит, например, Маша, по отношению к тебе? (ответ: Маша стоит спереди меня.) - Где стоит Максим по отношению к тебе? (ответ: Максим стоит сзади)». Если ребенок не может ответить, воспитатель проговаривает нужные слова в вопросе: «Кто стоит сзади тебя? -Кто стоит спереди тебя? Между, рядом, около». Диагностируемый ребенок между двумя детьми. Воспитатель спрашивает ребенка: «Где ты стоишь?». Если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает: «Между кем ты стоишь?» (Ответ: Я стою между Машей и Максимом).
Перед ребенком на столе лежат рядом друг с другом мяч и кукла. Воспитатель спрашивает: «Где лежит мяч по отношению к кукле? Где сидит кукла по отношению к мячу?». Если ребенок не говорит слова рядом и около, воспитатель спрашивает: «А как ещё можно сказать?». Если ребенок не говорит нужные слова, воспитатель сам дает правильный ответ.
Каждое задание оценивается баллами: 1 – выполнил с взрослым; 2 – выполнил с частичной помощью взрослого; 3 – выполнил сам.
В каждом разделе баллы суммируются и вносятся в итоговую таблицу.
№ | ФИ ребенка | Количество | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Итог |
Задание №1 «Принеси и покажи» Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: учить детей применять приемы зрительного обследования формы. Описание: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
Правила: 1. Показывают только те дети, кого вызвал воспитатель. 2.Хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти. 3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
Задание №2 «Отгадай»
Метод диагностики: тестовое задание.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Описание: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Правила: 1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета. 2.Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей. 3.Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь. 4.Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
Способы фиксации результатов программы.
Способы определения эффективности занятий вытекают из того, насколько успешно ребёнок освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию детей 6-7 лет
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме, инструкции | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, по инструкции, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Высокий уровень – «3»
Средний уровень – «2»
Низкий уровень – «1»
В качестве способов учета приобретенных умений служат модели, собираемые детьми на занятиях и активно используемые ими в других видах деятельности.
Информационные источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO Википедия про создание ЛЕГО.
http://wikirobokomp.ru.Сообщество увлеченных робототехникой.
http://www.mindstorms.su. Техническая поддержка для роботов.
http://www.nxtprograms.com. Современные модели роботов.
http://www.prorobot.ru. Курсы робототехники и конструирования в детском саду.
http://ironfelix.ru. Робототехнический сайт "Железный Феликс" ставит своей целью популяризацию робототехники и поддержку домашнего роботостроения путем публикации новостей, обзоров и прочих материалов по различным направлениям в области робототехники.
http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
http://legomet.blogspot.com
http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5
http://robosport.ru
http://myrobot.ru/stepbystep/
http://www.robotis.com/xe/bioloid_en
http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php
http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx
http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080
Список литературы
- «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010.
- Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2018.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
- Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. / М.: МЦНМО, МИОО, 2016.
- Злаказов А.С. Уроки конструирования в детском саду: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 120с.: ил.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
- Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для старших дошкольников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 286с.: ил.
- Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для старших дошкольников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с.
- Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2019. – 64 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
- Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основ...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа психотерапевтической направленности «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
АДАПТИРОВАННАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ "Волшебный песок" - работа с кинетическим песком
АДОП "Волшебный песок"...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Морские котики» (индивидуальное плавание для детей 5-7 лет)
Программа по плаванию для детей коррекционной группы (индивидуально)....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музейная педагогика»
Программа "Музейная педагогика" предназначена для работы с детьми 4-5 лет по Дополнитеьной образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности "Музейная педагогика"....
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Технической направленности «Тико - мастера»
Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...